Посредник, примиряющий людей.
Медиация – не наука, это процедура. И чем более широкий кругозор будет у медиатора, тем проще ему будет работать. Здесь обязательно нужны знания в коммуникативной психологии, конфликтологии.
Лучший медиатор это строитель. И действительно, раз две конфликтующие стороны обратились к нему за содействием в решении спора, он не должен «сваливаться» в психологию или куда-то еще. Люди приходят к медиатору не за психоанализом или получением каких-то консультаций, перед ним стоит конкретная задача – решить конфликт во внесудебном порядке. И медиатор обязан предоставить им такую возможность. То есть, создать оптимальные условия для выстраивания диалога и восстановления конструктивных отношений.
Человек – сам по себе и как личность – склонен к конфликтам, а окружающая его противоречивая реальность всегда готова этому поспособствовать. И в этом плане процедура медиации направлена не на исправление черт и качеств людей или же изменение их подхода к жизни. Очень может быть, что исправлять просто нечего, да и незачем, а проблема заключается в сложившихся обстоятельствах.
Медиация даёт сторонам шанс на восстановление контакта. Ища компромиссные пути, стороны могут сами решить каковы будут их отношения, поскольку они свободны от ограничений связанных с судебным процессом. Они могут свободно обсуждать все пункты соглашения. Соглашение может не ограничиваться лишь денежным обязательством, стороны могут найти иные способы исполнения обязательств, пересматривать условия сотрудничества и т.п.
Процедура медиации работает на конкретную ситуацию и на поиск решений внутри нее. Медиатор не наказывает, не назначает виновных и пострадавших. Более того, в ходе самой процедуры происходит выравнивание эмоционального состояния всех сторон конфликта. Есть одна простая вещь, о которой многие почему-то забывают – в споре обе стороны чувствуют себя пострадавшими. И в большинстве случаев вообще сложно определить, «кто начал первый»: почти всегда в конфликте присутствует невидимая его часть, которая в итоге и приводит к видимой фазе спора.
В процессе медиации, у сторон есть возможность выражать свои чувства, что очень важно для выхода из состояния жертвы. Суд интересуют исключительно факты, судебный процесс изначально предписывает избавиться от эмоций и отложить их в сторону. Медиация позволяет говорить про чувства – и как показывает практика это очень важный момент для разрешения споров. Когда люди рассказывают то, что они пережили, и как это событие (эмоционально и на бытовом уровне) затронуло других людей, которых вольно или невольно затянуло в воронку конфликта, достичь взаимопонимания становится значительно проще. Ну, а если эмоциональное состояние сторон остается непроработанным, то и решение суда помогает отнюдь не всегда – конфликт тлеет, люди продолжают угрожать и даже в чем-то мстить друг другу.
Решение гражданских споров в пределах судебной системы предполагает соревновательный характер процесса. Говоря проще, в большинстве случаев от суда ждут определения виновных.
Суд, согласно имеющемуся регламенту, все же предлагает сторонам взять паузу и примириться, однако эта пауза, как правило, расходуется на трения между адвокатами сторон. Люди продолжают соревноваться в надежде на итоговый выигрыш.
Далее принимается судебное решение и, через некоторое время, многие из проигравших начинают осознавать, что они не в силах его выполнить, хотя бы потому, что это повлечет резкое ухудшение материального положения близких им людей. Выходит, так, что по букве закона такое решение является объективным, а по факту – ущербным для обеих сторон. В поисках альтернативы, люди обращаются к медиатору и принимают совместное решение о том, как они будут обеспечивать исполнение буквы закона. Разумеется, обо всем этом лучше договариваться в досудебном порядке (и такая практика распространена), однако многим приходится в деталях ознакомиться с судебной практикой, чтобы прийти к такому простому, на первый взгляд, выводу.
Ведя спор в суде, сторона может выиграть или потерпеть поражение. В ситуации, когда речь идёт о серьёзных делах или результат имеет для стороны большое значение — лучше не рисковать. Компромиссное решение исключает риск. Кроме того, дело окончательно решено, стороны не ждут последующих судебных разбирательств, жалоб в апелляционные инстанции. Расходы, связанные с ведением многолетних судебных процессов, намного выше, чем при процедуре медиации.
Для каждого из видов общественных отношений – сотрудничество, семья, соседи важно перспективное выстраивание этих отношений. Невыгодное для одной из сторон решение суда несомненно хуже повлияет на будущие отношения, чем совместно обдуманное согласие.
Маженова А.
Судья Чингирлауского районного суда
Западно-Казахстанской области
3 комментария