По автоматизации и оптимизации оказания госуслуги
Апостилирование официальных документов входит в перечень государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам уполномоченными государственными органами РК.
Как известно, в соответствии с нормами международного права, официальные документы одного государства на территории другого невозможно использовать без специального удостоверения. Изначально, для придания им юридической силы требовалась консульская легализация - сложный процесс, состоящий из прохождения большого количества различных инстанций. Процедура была значительно упрощена с принятием на международной конференции по частному праву в Гааге 5 октября 1961 года Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Применение Конвенции в Казахстане осуществляется с 30 января 2001 года, после вступления в законную силу Закона «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов». С этого времени удостоверение подлинности подписи и подтверждение полномочия лица, подписавшего официальный документ, а также подлинность печати (штампа), которым скреплен этот документ, осуществляется путем проставления единого всемирного штампа «Апостиль». При этом действие апостилированного документа распространяется на все страны-участницы Конвенции. Функция по оказанию государственной услуги «Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов» осуществляется Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК, а также его территориальными органами в областях, городах Нур-Султане, Алматы и Шымкент.
Согласно поручению Президента Республики Казахстана по обеспечению перевода государственных услуг в электронный формат в 2019 году до 80% Департамент принял комплекс мер по подаче заявлений на проставление апостиля в электронной форме посредством портала «электронного Правительства».
С июня т.г. документы на проставление апостиля в Департамент и его территориальные органы поступают в электронном виде. Автоматизация данной процедуры позволила значительно сэкономить время и финансовые затраты граждан, которые в любое удобное время могут отправить заявление и документы на проставление апостиля, а также просмотреть статус и отслеживать ход его рассмотрения.
Следует отметить, что одновременно был оптимизирован перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги. Сокращены три вида документа: копия удостоверения личности, квитанция об оплате государственной пошлины, а также копия документа, подтверждающая смену фамилии, имени и отчество, которые в свою очередь истребуются из государственных информационных систем.
Проведенная автоматизация и оптимизация направлены, прежде всего, на повышение качества и доступности оказываемой государственной услуги.
25 ноября 2019 года Главой государства был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг», направленный на совершенствование законодательства о государственных услугах, а также упрощающий принятие регламентирующих подзаконных актов процесса оказания государственных услуг.
В настоящее время Департаментом разработан проект соответствующих правил оказания государственной услуги.
Указанные правила как модель алгоритма последовательных действий работников, выполняющих функцию проставления апостиля, содержат информацию о порядке и сроках получения государственной услуги. Ознакомившись с правилами, услугополучатель будет владеть полной информацией о том, какие документы ему необходимо предоставить и в какие сроки ему выдадут апостилированный документ, их правах и обязанностях, процедуре обжалования действий должностных лиц.
Смагулова С.
Главный консультант отдела организационно-правового обеспечения деятельности местных судов и канцелярий Департамента по обеспечению деятельности судов при ВС РК