Оптимизация судебной нагрузки » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Оптимизация судебной нагрузки

Оптимизация судебной нагрузки

 

В последние  годы в судах республики, по инициативе Верховного Суда Республики Казахстан и путем совершенствования  процессуального законодательства,  проведены ряд  организационных мероприятий, которые позволили отойти от устоявшихся методов организации деятельности судов.

Конкретно речь идет о введении аудио – видео фиксации  судебных процессов, что явилось  разрешением одного  из серьезных  вопросов в организации судопроизводства.

Данное новшество  резко уменьшило  нагрузку  на секретарей судебного заседания, ввиду элементарного  отсутствия    необходимости  составления протокола судебного заседания по каждому гражданскому делу и каждому  судебному заседанию, что отнимало значительные силы и время специалистов суда.

Также уменьшился временной оборот рабочего дня  судей, у которых присутствовала необходимость проверить судебный протокол.

Наличие аудиовидеозаписи судебного процесса значительно облегчило данную стадию гражданского процесса.

В продолжение этой стадии  облегчения и упрощения  гражданского судебного процесса  возникает необходимость введения полного электронного судопроизводства в судах республики, что означает сохранение и комплектование в электронном варианте всех  гражданских  дел.

          Предлагается в  электронном варианте производить    формирование электронного дела путем  накопления в отдельных папках и файлах таких документов - как определения о принятии заявления и возбуждении гражданского дела, определений о подготовке дела к рассмотрению, всех иных принимаемых в процессе разрешения гражданского спора определений и судебных документов, запросов, извещений, выносимых решений и постановлений суда.

          Также в электронном варианте будет производиться выписка исполнительных листов и их контролирование в стадии исполнения.

Тем самым в компьютерах судов будет находиться полностью сформированное гражданское дело, из которого при необходимости возможно делать распечатки и направлять сторонам по делу, или же полностью электронным способом направлять дела в вышестоящие судебные инстанции.

Данное новшество позволит отказаться от бумажного формирования гражданских дел, что позволит сократить финансовые ресурсы на приобретение писчей  бумаги, опять - таки сократит время секретарей судебного заседания на  оформление,  подшивку,  проведение  нумерации и описи  гражданского дела.

         Также значительно облегчится  и упростится работа архивных специалистов по оформлению  в бумажном варианте архивной документации, поскольку дела будет храниться в электронном архиве, т.е. в определенных  файлах.

Освободятся крайне необходимые в районных  судах дополнительные помещения, занимаемые под архив, которые можно использовать  в качестве  рабочих кабинетов или залов судебных заседаний.

В таком случае возникнет кардинальная  возможность  пересмотра всей структуры штатного расписания системы судов, из которого возможно значительное высвобождение ныне занятых в бумажном документообороте специалистов суда  и использование освободившейся массы технических работников судов в качестве реальных помощников судей.

Разработка  соответствующих положений о помощниках, возможное изменение законодательства,  наделение их новыми , ранее не имевших хождение  полномочиями и статусом ( например по принципу российских мировых судей), позволит доведение статуса помощников судей  до статуса помощников прокуроров в соответствующих территориальных подразделениях органов прокуратуры. 

Это обстоятельство  повысит значимость самой должности помощника  судьи и будет способствовать  еще большему росту значимости судебных органов.

Немаловажным являются  в деятельности судов обращения и жалобы граждан, их представителей и адвокатов.

В настоящее время количество жалоб на действия судей являются определяющим фактором оценки деятельности судов, оценивающим организационное руководство судебной работой.

Однако, практика показывает, что во многих случаях  обращения и жалобы сторон по делу вызваны с конкретным несогласием стороны по гражданскому делу с вынесенным по спору судебным актом.

Необходим анализ по данному направлению оценки деятельности работы судей с целью установления истинной причины жалоб.

Часто встречаются обращения с четкими правовым формулировками, со ссылками на законодательные акты и нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан,  написанные от имени граждан представителями или адвокатами с чрезмерно жестким стилем и  выражениями.

В  некоторых обращениях  идет конкретное обвинение в адрес судьи  в совершении коррупционных преступлений, поскольку на взгляд автора обращения, гражданский спор должен был разрешиться по другому.

Причем  практически не встречается  жалоб от граждан, их представителей и адвокатов, в пользу которых состоялось судебное решение.

Тем самым, представители граждан, в пользу которых состоялось судебное решение, отмалчиваясь в подобных случаях, резко активизируются в тех ситуациях, когда граждане, к  защите интересов которых  они были привлечены, проигрывают судебный спор.

Обращения в подобных случаях носят агрессивный характер оценки деятельности судьи. Обращения составляются юридически грамотным стилем, которым не обладают многие граждане, втянутые в оборот судебного процесса.

Но   большинство  гражданских дел невозможно разрешить таким образом, чтобы в правовом выигрыше оказались обе спорящие между собой стороны, и в подобной ситуации суды остаются заложниками ситуации, когда жалоба на судью  определенно гарантирована.

Нередки случаи, когда стороны заранее высказываются о том, что будут жаловаться, что является методом воздействия на суд.

Имеются факты, когда обращения подписываются  многими участниками процесса и адресуются в многочисленные организации, вплоть до органов госбезопасности, правительства  и  руководства государства.

Между тем,  многие апелляционные жалобы по гражданским делам оставляются коллегиями областных судов без  удовлетворения, а решения судов первой инстанции – без  изменения.

Процент отмененнных и корректированных судебных актов не носит массовый характер, в основном судебные решения  вынесены в соответствии с действующим законодательством.

В подобной ситуации, количество жалоб и обращений, их учет и приведение в оценку деятельности судов  уже носит характер  в целом  социальный, и конкретно  государственно- статистический.

Указанные обстоятельства являются объективным фактором работы судов, который необходимо решать   через качественное разрешение судебных дел, и строгое соблюдение процессуального законодательства, что будет обеспечиваться как непосредственно самими судьями, так и вышестоящими судами путем контрольных и иных мероприятий административного характера.

Вместе с тем представляется, что данную проблему необходимо решать и иными способами, в том числе законодательного характера, ограничив  процессуально оскорбления и безмотивные обвинения в адрес судей  в соответствующих нормах процессуального законодательства, регулирующих процедуру  подачи  апелляционных  жалоб  сторон на судебные акты, а также в Закон об обращениях и жалобах граждан.

Разрешение данного вопроса необходимо , или в настоящее время, или в будущем, поскольку судьи  боятся жалоб, поведение на процессах  отдельных судей отличается робостью перед участниками процесса и их представителями и адвокатами, стремлением избежать жалобы.

При такой ситуации судья становится неспособен произвести свою защиту самостоятельно, бездействуют в этом отношении и другие общественные организации судей.

         Данное предложение вносится в связи с тем, что указанная проблема становится  одной из основополагающих в работе судов и рано или поздно потребует своего разрешения.

 

К.С.Альжиков

Председатель судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×