Оптимизация судебной нагрузки
В последние годы в судах республики, по инициативе Верховного Суда Республики Казахстан и путем совершенствования процессуального законодательства, проведены ряд организационных мероприятий, которые позволили отойти от устоявшихся методов организации деятельности судов.
Конкретно речь идет о введении аудио – видео фиксации судебных процессов, что явилось разрешением одного из серьезных вопросов в организации судопроизводства.
Данное новшество резко уменьшило нагрузку на секретарей судебного заседания, ввиду элементарного отсутствия необходимости составления протокола судебного заседания по каждому гражданскому делу и каждому судебному заседанию, что отнимало значительные силы и время специалистов суда.
Также уменьшился временной оборот рабочего дня судей, у которых присутствовала необходимость проверить судебный протокол.
Наличие аудиовидеозаписи судебного процесса значительно облегчило данную стадию гражданского процесса.
В продолжение этой стадии облегчения и упрощения гражданского судебного процесса возникает необходимость введения полного электронного судопроизводства в судах республики, что означает сохранение и комплектование в электронном варианте всех гражданских дел.
Предлагается в электронном варианте производить формирование электронного дела путем накопления в отдельных папках и файлах таких документов - как определения о принятии заявления и возбуждении гражданского дела, определений о подготовке дела к рассмотрению, всех иных принимаемых в процессе разрешения гражданского спора определений и судебных документов, запросов, извещений, выносимых решений и постановлений суда.
Также в электронном варианте будет производиться выписка исполнительных листов и их контролирование в стадии исполнения.
Тем самым в компьютерах судов будет находиться полностью сформированное гражданское дело, из которого при необходимости возможно делать распечатки и направлять сторонам по делу, или же полностью электронным способом направлять дела в вышестоящие судебные инстанции.
Данное новшество позволит отказаться от бумажного формирования гражданских дел, что позволит сократить финансовые ресурсы на приобретение писчей бумаги, опять - таки сократит время секретарей судебного заседания на оформление, подшивку, проведение нумерации и описи гражданского дела.
Также значительно облегчится и упростится работа архивных специалистов по оформлению в бумажном варианте архивной документации, поскольку дела будет храниться в электронном архиве, т.е. в определенных файлах.
Освободятся крайне необходимые в районных судах дополнительные помещения, занимаемые под архив, которые можно использовать в качестве рабочих кабинетов или залов судебных заседаний.
В таком случае возникнет кардинальная возможность пересмотра всей структуры штатного расписания системы судов, из которого возможно значительное высвобождение ныне занятых в бумажном документообороте специалистов суда и использование освободившейся массы технических работников судов в качестве реальных помощников судей.
Разработка соответствующих положений о помощниках, возможное изменение законодательства, наделение их новыми , ранее не имевших хождение полномочиями и статусом ( например по принципу российских мировых судей), позволит доведение статуса помощников судей до статуса помощников прокуроров в соответствующих территориальных подразделениях органов прокуратуры.
Это обстоятельство повысит значимость самой должности помощника судьи и будет способствовать еще большему росту значимости судебных органов.
Немаловажным являются в деятельности судов обращения и жалобы граждан, их представителей и адвокатов.
В настоящее время количество жалоб на действия судей являются определяющим фактором оценки деятельности судов, оценивающим организационное руководство судебной работой.
Однако, практика показывает, что во многих случаях обращения и жалобы сторон по делу вызваны с конкретным несогласием стороны по гражданскому делу с вынесенным по спору судебным актом.
Необходим анализ по данному направлению оценки деятельности работы судей с целью установления истинной причины жалоб.
Часто встречаются обращения с четкими правовым формулировками, со ссылками на законодательные акты и нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан, написанные от имени граждан представителями или адвокатами с чрезмерно жестким стилем и выражениями.
В некоторых обращениях идет конкретное обвинение в адрес судьи в совершении коррупционных преступлений, поскольку на взгляд автора обращения, гражданский спор должен был разрешиться по другому.
Причем практически не встречается жалоб от граждан, их представителей и адвокатов, в пользу которых состоялось судебное решение.
Тем самым, представители граждан, в пользу которых состоялось судебное решение, отмалчиваясь в подобных случаях, резко активизируются в тех ситуациях, когда граждане, к защите интересов которых они были привлечены, проигрывают судебный спор.
Обращения в подобных случаях носят агрессивный характер оценки деятельности судьи. Обращения составляются юридически грамотным стилем, которым не обладают многие граждане, втянутые в оборот судебного процесса.
Но большинство гражданских дел невозможно разрешить таким образом, чтобы в правовом выигрыше оказались обе спорящие между собой стороны, и в подобной ситуации суды остаются заложниками ситуации, когда жалоба на судью определенно гарантирована.
Нередки случаи, когда стороны заранее высказываются о том, что будут жаловаться, что является методом воздействия на суд.
Имеются факты, когда обращения подписываются многими участниками процесса и адресуются в многочисленные организации, вплоть до органов госбезопасности, правительства и руководства государства.
Между тем, многие апелляционные жалобы по гражданским делам оставляются коллегиями областных судов без удовлетворения, а решения судов первой инстанции – без изменения.
Процент отмененнных и корректированных судебных актов не носит массовый характер, в основном судебные решения вынесены в соответствии с действующим законодательством.
В подобной ситуации, количество жалоб и обращений, их учет и приведение в оценку деятельности судов уже носит характер в целом социальный, и конкретно государственно- статистический.
Указанные обстоятельства являются объективным фактором работы судов, который необходимо решать через качественное разрешение судебных дел, и строгое соблюдение процессуального законодательства, что будет обеспечиваться как непосредственно самими судьями, так и вышестоящими судами путем контрольных и иных мероприятий административного характера.
Вместе с тем представляется, что данную проблему необходимо решать и иными способами, в том числе законодательного характера, ограничив процессуально оскорбления и безмотивные обвинения в адрес судей в соответствующих нормах процессуального законодательства, регулирующих процедуру подачи апелляционных жалоб сторон на судебные акты, а также в Закон об обращениях и жалобах граждан.
Разрешение данного вопроса необходимо , или в настоящее время, или в будущем, поскольку судьи боятся жалоб, поведение на процессах отдельных судей отличается робостью перед участниками процесса и их представителями и адвокатами, стремлением избежать жалобы.
При такой ситуации судья становится неспособен произвести свою защиту самостоятельно, бездействуют в этом отношении и другие общественные организации судей.
Данное предложение вносится в связи с тем, что указанная проблема становится одной из основополагающих в работе судов и рано или поздно потребует своего разрешения.
К.С.Альжиков
Председатель судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны