О развитии судопроизводства с участием присяжных заседателей

О развитии судопроизводства с участием присяжных заседателей

В Казахстане началом  развития института суда с участием присяжных заседателей было вынесение изменений в Конституцию РК от 30 августа 1995 года законом от 7 октября 1998 года. Статься 75 Конституции  предусматривала участие присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве. В дальнейшем данная норма была закреплена в статье 1 Конституционного Закона РК « О судебной системе  и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года.

До фактического функционирования суда с участием присяжных заседателей пройдут годы подготовки, обсуждений его формы и выбора эффективной модели. В концепции правовой политики от 20 сентября 2002 года обозначено, что введение судопроизводства с участием присяжных заседателей  направлено на совершенствование судопроизводства по уголовным делам. В июне 2005 года на V Съезде судей РК Глава государства отметил необходимость введения суда с участием присяжных заседателей в целях дальнейшей демократизации обществ, укрепления доверия граждан к судебной власти. 16 января 2006 года  был подписан Закон «О присяжных заседателях». В основу судопроизводства с участием присяжных заседателей была положена континентальная модель суда присяжных, предусматривающая совместное принятие решения по делу двумя профессиональными судьями и девятью присяжными заседателями. Эти суды изначально функционировали в областном суде и приравненном к нему суде. Уголовно-процессуальный закон регламентировал производство дел с участием присяжных заседателей по преступлениям, где в качестве наказания предусматривается смертная казнь. Обвиняемый имел право  заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных только при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела.

  При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей судьей проводилось предварительное слушание. Отказаться от ходатайства обвиняемый мог до и в ходе проведения предварительного   слушания.

 Предварительное слушание проходило в закрытом судебном заседании с обязательным участием прокурора, подсудимого и его защитника, как в действующей редакции уголовно-процессуального закона.  По завершению судебного следствия, прений сторон, реплик и последнего слова, председательствующий судья формировал вопросы с учетом мнений сторон и второго профессионального судьи. На время обсуждения вопросов, как и в действующем законе, присяжные удалялись из зала судебного заседания.

 Особенность первоначальной редакции закона – в необходимости обращения председательствующего судьи к присяжным заседателям, в котором он приводил содержание обвинения, сообщал содержание уголовного закона об ответственности за совершенное подсудимым деяния, излагал позиции государственного обвинителя и защиты и др. До 2009 года данные суды рассматривали дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом была предусмотрена смертная казнь.

   С 2010 года процессуальные законодательство расширило компетенцию суда с участием присяжных заседателей, включив дела об особо тяжких преступлениях, за исключением некоторых составов преступлений против основ конституции строя и безопасности государства, терроризма.  К подсудности образованных специализированных судов по рассмотрению дел об особо тяжких преступлениях перешли функции областных судов по рассмотрению уголовных дел особо тяжкой категории. К ним было отнесено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей.  

   Следует отметить об изменениях, касающихся права обвиняемого ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей не только при объявлении ему об окончании предварительного слушания и о предъявлении для ознакомления всех материалов дела, но и в последующий период, в том числе и на предварительном слушании дела в суде, но до назначения судом главного судебного разбирательства. Данные изменения обеспечивают дополнительные гарантии защиты прав обвиняемого лица. 

     Необходимо отметить роль присяжных заседателей, присяжный заседатель - это достаточно самостоятельная, независимая и ответственная личность, которая имеет свою гражданскую позицию. Это граждане, отобранные для участия по уголовному делу в качестве присяжного заседателя, кардинально меняет свое отношение к судебной власти после исполнения обязанностей присяжного заседателя, учитывая большую ответственность и психологическую нагрузку, которую им пришлось перенести в ходе вынесения решения.

      Стороны без участия коллегии присяжных заседателей могут ходатайствовать об исследовании доказательств, исключенных ранее судьей из разбирательства дела, не излагая при этом их существа. Не подлежат исследованию с их участием обстоятельства, связанные с прежней судимостью подсудимого, о признании его хроническим алкоголиком или наркоманом и другие, способные вызвать в отношении подсудимого предубеждения присяжных заседателей. В судебных прениях в присутствии присяжных стороны выступают по вопросам доказанности вины. Уже без них во второй части прений высказываются позиции по квалификации, гражданскому иску, назначению наказания. Без присяжных, с участием сторон в суде формируются вопросы, на которые будут даны ответы в совещательной комнате (вопросный лист). Голосование по вопросам проводится тайно и письменно.  Голоса судьи и присяжных заседателей равны.  Принятое решение излагается в форме приговора судьей, фамилии присяжных заседателей в нем не указывается. После подписания приговора судьей присяжные и судья возвращаются в зал суда, где и провозглашается приговор. На этом  полномочия присяжных прекращаются.

    Следует также отметить роль  председательствующего судьи, председательствующий не может быть просто наблюдателем процесса, он разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанности, опрашивает о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении дела, разрешает вопросы об отводе, создавая условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, при необходимости задавая вопросы допрашиваемым лицам. Через  председательствующего присяжные заседатели могут задавать вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям и экспертам после того, как эти лица будут допрошены сторонами. Вопросы излагаются в письменном виде и подаются председательствующему.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что институт присяжных заседателей прочно вошел в модуль казахстанского судопроизводства.      Огромный потенциал института присяжных – в повышении доверия общества к правосудию, поскольку с одной стороны, предоставляет возможность гражданам отправлять правосудие и с другой дает право быть судимым равными людьми. Другое важное предназначение института присяжных  в снижении обвинительного уклона в судебной практике и гуманизации судебного процесса.

Председатель Специализированного следственного суда  г.Уральска

Нурлан Губашев

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×