Порядок обжалования административных актов

Порядок обжалования административных актов

Полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, укрепление законности в публично-правовой сфере являются одними из главных задач административных процедур.

Каждый вправе в установленном порядке обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов

Этот основополагающий принцип административной юстиции закреплен в статье 9 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК).

Участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт или административное действие, в том числе в отдельных случаях связанное с принятием административного акта, в административном порядке. Такой порядок также называется досудебным.

Рассмотрение жалобы в административном порядке производится вышестоящим административным органом, должностным лицом (далее – вышестоящий орган) единолично либо коллегиальным составом.

В отличие от ранее существовавшего порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц в административных процедурах применяется новый подход к процедуре обжалования (главы 13–15 АППК).

Жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются (далее – административный орган).

Данная новелла даёт административному органу возможность в течение трёх рабочих дней он принять благоприятный административный акт, совершить административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе, если они являются обоснованными и таким образом исправить допущенные ошибки.

В этом случае жалоба не направляется в вышестоящий орган.

Если административный орган не согласен с доводами жалобы, то не позднее трёх рабочих дней со дня её поступления она вместе с административным делом направляется в вышестоящий орган.

Жалоба в административном порядке подается не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия).

Указанный срок может быть восстановлен вышестоящим органом по ходатайству участника административной процедуры при наличии уважительных причин (болезнь, обстоятельства непреодолимой силы и иные причины, лишающие лицо возможности подать жалобу).

Пропуск срока для обжалования не является основанием для отказа в принятии жалобы. Его причины выясняются при рассмотрении жалобы и могут являться одним из оснований для отказа в удовлетворении жалобы.

Жалоба подается в письменном виде на бумажном носителе или в электронной форме и подлежит приему, регистрации и учету.

После регистрации жалобы участнику административной процедуры должны быть разъяснены его права и обязанности при рассмотрении жалобы.

Содержание жалобы должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 93 АППК.

В случаях, указанных в части 1 статьи 95 АППК, жалоба оставляется без рассмотрения, о чём в течение трех рабочих дней извещается участник административной процедуры.

Существенным нововведением административной юстиции является то, что подача жалобы приостанавливает исполнение административного акта, административного действия. Исключение – случаи, перечисленные в статье 96 АППК.

Вместе с тем АППК содержит новую норму, позволяющую участнику административной процедуры быть выслушанным при рассмотрении жалобы наряду с должностным лицом, чьи акты и действия обжалуются.

Заслушивание может осуществляться путем приглашения, в том числе посредством видеоконференцсвязи или других средств коммуникации; использования информационных систем, а также иных способов связи.

Если заслушивание участника административной процедуры осуществлялось в устной форме, то органом рассматривающим жалобу ведётся протокол заслушивания.

Срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней со дня поступления жалобы.

По окончании рассмотрения жалобы по существу выносится решение в письменной форме, которое направляется участнику административной процедуры, а копия решения направляется административному органу.

В случае если вышестоящий орган в установленные сроки не принял решение по результатам рассмотрения жалобы, то с даты истечения сроков считается, что в удовлетворении жалобы отказано.

Решение органа, рассматривающего жалобу, является обязательным для исполнения.

При отсутствии вышестоящего органа жалоба может быть подана непосредственно в суд.

Кроме этого, непосредственно в суд также можно обратиться в случаях, если это прямо предусмотрено законом, регулирующим отдельную сферу правоотношений.

В остальных случаях обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке в соответствии с частью 5 статьи 91 АППК.

Исходя из содержания части 2 статьи 157 АППК, при рассмотрении административных дел в компетенцию суда не входит разрешение вопросов целесообразности принятия административного акта.

Учитывая изложенное, обжалование административного акта или административного действия в административном (досудебном) порядке позволяет участнику административной процедуры наиболее полно реализовать свои права и законные интересы.

Судья специализированного межрайонного административного суда города Нур-Султана    

Нурлан Аубакиров

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

3 комментария

  1. аватар
    Hollis 6 декабря 2023 23:07

    Hmm it looks like your site ate my first comment (it was
    super long) so I guess I'll just sum it up what I had written and
    say, I'm thoroughly enjoying your blog. I too am an aspiring blog blogger but I'm still new to the whole thing.
    Do you have any tips for novice blog writers? I'd genuinely appreciate it.



    my page: effettua un ordine online per ribavirin

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×