Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, его особенности и зачем он нужен

Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, его особенности и зачем он нужен

Разговоры о принятии процессуальной части КоАП идут уже очень давно, но лишь в этом году в сентябре ожидается подписание нового АППК, который превзошёл все ожидания и регулирует не только процесс, но и всю процедуру в целом.

Это новый шаг в построении публично – правовых отношений между государственным административным органом и гражданином, например с акиматом при реализации права на получение земли.

Казахстан не первый на этом пути, наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта подтверждает правильность выбора.

В европейских странах административные процедуры имеют прочную законодательную основу:

- Закон Швейцарии об административной процедуре 1968 г.;

- Закон Германии об административном производстве 1976 г.;

- Закон Швеции об административных процедурах 1986 г.;

- Закон Австрии об административных процедурах 1991 г.;

- Закон Испании о юридическом режиме органов публичной администрации и общей административной процедуре 1992 г.;

- Кодекс об административной процедуре Греции 1999 г.;

- Закон Финляндии об административных процедурах 2003 г.

Особый интерес представляют принятые новые законы об административных процедурах в постсоветских странах:

Литва, Грузия, Армения, Азербайджан 

Целями принятия законопроекта являются:

1) установление и закрепление в едином законодательном акте правовых основ, принципов, правил осуществления административных процедур и судопроизводства в сфере публичных правоотношений. 

2) обеспечение прозрачности деятельности государственных органов и исключение административного произвола, предотвращение условий для проявления фактов коррупции;

3) повышение эффективности деятельности государственной администрации и уровня доверия населения к государству;

4) установление критериев для действенного и полноценного судебного контроля за решениями административных органов, в особенности принятых на основе административного усмотрения. 

Особенности АППК.

Помимо общих конституционных принципов внедряются следующие специальные принципы:

- принцип единообразной практики применения права;

- принцип добросовестности;

- принцип охраны доверия;

- принцип соразмерности;

- принцип разумного истребования (обстоятельства, не требующие подтверждения);

- принцип запрета на злоупотребление формальными требованиями. 

Здесь следует отметить, что нарушение указанных  принципов в зависимости от его характера и существенности влечет признания действия (бездействия), судебного решения и административного акта незаконным. 

Например, принцип охраны доверия подразумевает, что заявитель уверен, что решение государственного органа законно и если самим гос.органом допущены нарушения, то вины заявителя в том нет, оснований для отмены акта нет. 

Таким образом, вышеперечисленные принципы, содержание которых будут раскрыты в законопроекте, будут играть ключевую роль при разрешении административных споров, как в досудебном порядке, так и в судебном порядке. 

Одним из важных отличий административного процесса от гражданского является активная роль суда. Если в гражданском процессе сбор и представление доказательств - дело сторон и суд ограничивается рассмотрением доказательств, представленных ими, то в административном процессе суд выступает с инициативой по сбору доказательств, обладая возможностью затребовать от административного органа все необходимые для правильного разрешения дела документы.

Кроме того, в гражданском процессе стороны находятся в равном положении, а в административном – лицу противостоит субъект публичного права, наделенный властными полномочиями, и соответственно, стороны спора, очевидно, неравны.

Отсутствие до настоящего времени законодательного определения административного судопроизводства, являющегося важнейшим административно-правовым средством обеспечения и защиты публичных интересов, вызывает постоянные споры на практике и двусмысленности в теории.

Одним из основных направлений административной реформы в Республике Казахстан является введение института административной юстиции, которая представляет собой правовой институт судебной защиты прав, свобод граждан, законных интересов юридических лиц и других организаций путем осуществления  контроля  за соблюдением законности в системе государственного управления.

Вопросы, которые сегодня охватываются институтом административной юстиции, изучались не только административным правом, но и гражданским процессом по той причине, что была выбрана модель единой юстиции, когда споры с государством рассматриваются судами общей юрисдикции. 

К подсудности административных судов  будут отнесены споры об оспаривании действий и решений административных органов, за некоторым исключением, предусмотренным в законопроекте.

Создание административного судопроизводства планируется на базе действующей системы специализированных административных судов.

 Административные споры в апелляционном порядке будут рассматриваться судебными коллегиями по гражданским делам областных и приравненных к ним судов.

В кассационном порядке пересмотр дел будет осуществляться уже созданной Специализированной судебной коллегией Верховного Суда Республики Казахстан.

Как и в гражданском процессе, в административном процессе будет предусмотрен институт примирения - медиации. 

В зависимости от предъявляемых требований иски разделяются на иски:

  • об оспаривании административного акта;
  • о принуждении;
  • об исполнении обязательства;
  • о проверке законности действия (бездействия);
  • об установлении или признании. 

Что нам дает принятие АППК:

Первое, ускорение производства.

Безусловно, досудебное обжалование требует определенного времени. Общий срок рассмотрения жалобы пятнадцать календарных дней. В отдельных же случаях срок составляет тридцать календарных дней, который может быть продлен еще на тридцать календарных дней. При этом несколько иные сроки рассмотрения жалоб установлены в Законе РК «О государственных услугах».

Вместе с тем, если административная жалоба будет результативной, то частное лицо избежит судебного процесса.

Второе, самоконтроль администрации

Институт административного обжалования имеет позитивное значение не только для частных лиц, подающих жалобы, но и для самих административных органов. Путем подачи жалобы административный орган информируется о возможных ошибках и недостатках своей работы, а разрешая административные жалобы, вышестоящий государственный орган еще раз проверяет соответствие деятельности нижестоящих структур законодательству и устоявшейся административной практике, тем самым реализуя функцию правового и административного контроля.

Третье, примирительная роль административного обжалования

Рассмотрение дела в суде не всегда разрешает спор.

Гибкость досудебного обжалования особенно актуальна в случаях оспаривания не решения в целом, а лишь в части корректировки его отдельных аспектов, следовательно, досудебное обжалование способствует внедрению духа партнерства между частными лицами и государственными органами, при котором, в одном случае, администрация учитывает интересы частного лица, а в другом – лицо подтверждает свое мнение о справедливости и профессионализме администрации.

Четвертое, снижение нагрузки на судей

За счет увеличения количества рассматриваемых дел в досудебном порядке мы ожидаем снижение нагрузки на суды.

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.

Принятие законопроекта повлечет благоприятные правовые и социально-экономические последствия, а именно:

  • создание эффективного (объективного, оперативного) механизма реализации и защиты прав и законных интересов частных лиц с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);
  • повышение авторитета органов власти, профессионализма и оперативности при принятии управленческих решений (понижение уровня бюрократизма и коррупции);
  • разгрузка судов путем совершенствования правового механизма досудебного обжалования решений государственных органов;
  • обеспечение равных возможностей сторон в судопроизводстве при разрешении публично-правовых споров, где одной стороной является административный орган.

 Бектурганова А.Р.    

 Судья Бурлинского районного суда

Западно-Казахстанской области                          

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×