Кыргызы в исследованиях  Хошмухамеда Кеменгерова

Кыргызы в исследованиях Хошмухамеда Кеменгерова

Многогранный ученый, просветитель, журналист, писатель-драматург, один из ярких представителей плеяды «Алаш» Хошмухамед (Кошке) Кеменгеров (1896-1937) родился и вырос в Омском уезде Акмолинской области. При царском режиме, в годы гражданской войны получил образование в Омске, при советской власти учился и работал в Ташкенте. К.Кеменгеров участвовал в научно-этнографической экспедиции германского профессора М.Кучинского по Центральному и Восточному Казахстану (1923), был редактором ряда газет и журналов, издававшихся в Омске, Петропавловске, Ташкенте. Его пьесой «Золотой перстень» в столице Казахстана – Кызылорде официально был открыт Казахский государственный национальный театр (13 января 1926 г.).

Закончив в Омске четыре курса Западно-Сибирского государственного медицинского института, К.Кеменгеров в 1924 году перевелся в Ташкент. Здесь он учился в аспирантуре на кафедре тюркологии факультета Востоковедения Среднеазиатского государственного университета (САГУ). 1 октября 1930 года вместе с сокурсником по аспирантуре, классиком казахской литературы М.Ауэзовым, был исключен из университета по обвинению в антисоветской деятельности. Позже заключен в тюрьму, сослан и расстрелян в трагическом 1937 году. Решением Военного трибунала Сибирского военного округа от 13 августа 1957 года реабилитирован посмертно.

К.Кеменгеров в своих трудах оставил сведения из истории, жизни, социально-экономического положения, этнографии, просвещения, культуры, литературы родного казахского народа. Также в его работах имеются интересные исторические данные и про другие народы. В книге «Бывшие угнетенные народы» он приводит конкретные сведения о народах, входивших в состав Российской Империи. В ней есть материалы по истории, социально-экономическому положению, уровню просвещения, культуре таких территориальных единиц СССР как: Татарская, Башкирская, Казахская, Туркестанская, Горская, Дагестанская, Крымская, Якутская Автономные Республики; Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская Советские Социалистические Республики; Хорезмская (Хивинская), Бухарская Советские Народные Республики; Карелский, Чувашский, Марийский, Уотский, Калмыкский, Немецкий (Приволжский), Коми, Кабардино-Балкарский, Карачаево-Черкеский, Чеченский Автономные Регионы; Адыгей-Черкеский Автономный Район; Ойратский Автономный Центр. А также есть данные про латышей, латгалов, эстонцев, литвинев, поляков, евреев, мордовцев, малых народов Севера. Здесь названия территориальных единиц, национальностей, национальных групп перечислены так,  как они даются в книге автора.

Исследование «Бывшие угнетенные народы» было написано в Омске в начале двадцатых годов прошлого столетия. Труд был издан на казахском языке Центральным издательством народов Востока (Центриздат) в Москве в 1925 году. С 1996 года книга небольшим тиражом несколько раз издавалась в Казахстане. Однако труд до настоящего времени не переводился на другие языки, в том числе и на русский. Это объясняется тем, что имя К.Кеменгерова в числе репрессированной алашской интеллигенции до обретения Казахстаном независимости было под запретом, а его работы не получили широкого распространения. Сегодня исследования ученого К.Кеменгерова представляют интерес в первую очередь у историков, филологов-литературоведов и лингвистов. 

У К.Кеменгерова судьба народов Туркестана, этнический состав населения края, их социально-экономическое положение приводится конкретными фактами и цифрами. Они интересны также тем, что были написаны в момент создания новых национальных территориальных единиц в составе молодого Советского государства. Здесь можно увидеть оценку казахского исследователя на политику размежевания национальных территориальных единиц. 

Как известно, территория современной Кыргызской Республики во время Царской России относилась к Туркестану, центром которого был город Ташкент. После национально-государственного размежевания Средней Азии и Казахстана в 1924-25 годах возникли новые национальные республики. В трудах К.Кеменгерова отдельных обзорных материалов про кыргыз не встречается. Его основные научно-исторические труды как «Из истории казахов» и «Бывшие угнетенные народы» были написаны до размежевания Средней Азии. Поэтому, исследуя материалы про Туркестанский край до 1924 года, мы знакомимся с историей как казахов, так и узбеков, кыргызов, каракалпаков и других национальностей, проживавших вместе на этой территории.

В разделе «Туркестанская автономная республика» из книги «Бывшие угнетенные народы»  описывается история края начиная с ХVІ века. Подробно идет рассказ о причинах, последствиях, судьбе Туркестана после присоединения данных территорий к Российскому государству. К 1915-1916 годам на 600 тысячах десятин земли в Ферганской области были посажены хлопчатые культуры, которые обеспечивали половину запросов колониального центра. Ферганские земли перешли полностью к капиталистам, а Семиречье было наполнено переселенцами. После того как казахи, кыргызы, узбеки потеряли свои земли и испытали притеснения в развитии хозяйства, они начали выступать против колониальной политики. В 1916 году после призыва местных джигитов на тыловые работы начались выступления народа. Восстания были жестоко подавлены солдатами говорится в труде. Подобные сведения об истории Туркестанского края, особенно про восстание 1916 года, отличающееся резким национальным, патриотическим характером казахстанский ученый в советский период не мог написать.

 В описании географических мест Туркестана перечисляются известные горы, реки, озера, в том числе и знаменитое кыргызское озеро Иссыккуль. В национальном плане большинство туркестанцев составляют узбеки – 2 238 473, казахи и кыргызы – 1 577 341, туркмены – 267 318, каракалпаки – 78 254, русские – 605 102, таджики – 403 698. Также проживают дунганы, татары, евреи, калмыки, немцы, армяны и другие национальности говорится в книге. Как мы видим из статистики за 1922 год, казахи и кыргызы Туркестана упоминаются одной цифрой. Это указывает на их близкое родство как в языковом, так и в культурно-хозяйственном отношениях.

После исторических событий 1917 года образовалась Туркестанская комиссия, главной целью которой было утверждение новой власти. Местные кадры начали работу в органах установления советской власти. Благодаря работе Второй Туркестанской комиссии, были сделаны положительные вещи, в том числе безземельные кыргызы и казахи смогли обзавестись землей упоминается в исследовании.

Автор пишет о благотворных изменениях в регионе, надеется, что через короткое время Туркестан в своем развитии сможет достичь уровня многих западных стран, став примером для исторически отсталых регионов Востока.

Февральская революция для Туркестана стала как громом среди ясного неба. В начале не говоря о коренных казахах, кыргызах, узбеках, даже сами русские рабочие края и солдаты не могли понять ее суть и смысл. Они не хотели отдать власть мусульманам, воспользоваться им положительными плодами революции. В данном отрывке казахи, кыргызы, узбеки отмечаются как коренные жители Туркестанского региона.

Упоминание о кыргызах есть и в разделе «Бухарская советская народная республика». Здесь кыргызы и казахи также перечисляются в одном списке.  Остальные народы Бухарской республики написаны отдельно. Из тюркского происхождения в регионе проживают узбеков – 975 569, туркменов – 174 135, казахов и кыргызов – 7000, каракалпаков – 34 200.

В научно-популярном труде «Из истории казахов» кыргызы упоминаются в нескольких местах. К примеру, в описании истории казахов и кыргызов приводится пословица из устного народного творчества. Отмечается, что мало письменных источников по истории народа до включения его в состав России. Поэтому, говоря про историю, вынужден ссылаться на легенды и фольклорный материал. В частности, таким пословицам как «Әй дейтін әже жоқ, қой дейтін қожа жоқ» уже около двух тысяч лет говорит ученый. В 1-2 веке кыргызы говорили хана «әже», наставника «қожа». Подобные пословицы могут послужить источником отмечается в работе. В современой национальной исторической науке устно дошедшие источники начинают приобретать вес наряду с письменными материалами. В этом плане исследования ученых алашского периода могут послужить хорошим источником.

В исследованиях К.Кеменгерова нельзя увитеть предвзятость, либо оттенок пренебрежительного взгляда к родной истории. В частности, описывая события прошлого, он говорит о положительных заслугах ханов и национальных правителей. Со времени установления коммунистической власти в вопросе изучения, пропаганды истории были определены рамки, нормы, через которые советский ученый не смог перешагнуть. Одним из ущербных догм того периода считалось обязательное проведение исследований через призму классовости истории, общества, отрицая любые достижения власть имущих.

  «Ради себя ханы не искали лишь счастье или авторитет»,- говорит К.Кеменгеров. Они с помощью правительства пытались перевести казахов на оседлый образ жизни. В 1770  году по инициативе Абылай хана и Жанибека Тархана в Троицке открылся базар. В это же время Абылай своему младшему сыну Адилю, жившему в Туркестане, на реке Талас приказал построить дома, вокруг которых велел оседлать каракалпаков. А кочевых кыргызов направил на север Средней орды. Они назывались «новыми кыргызами». Новые кыргызы в данное время проживают в Кокшетауском уезде и в разных местах среди казахов Сарыарки. Здесь мы вспоминаем Абылай хана, открывшему джунгарскому тайше (хану) Галдану Серену свою мечту о переводе на оседлость кочевой народ казахов. Такие же благие цели видел старший правитель Баймухамбет в Младшей орде, когда в 1838 году на реке Еке построил дома, открыл торговлю для населения. Однако культурным его помыслам не должно было осуществиться в силу несовпадения их с интересами правительства отмечается в книге.

Героическиий подвиг Кенесары хана, национально-освободительское движение казахского народа под его предводительством достаточно широко исследованная и остающаяся одной из популярных тем в национальной истории. После обретения Казахстаном независимости образ Кенесары хана стал еще более символической фигурой как борца за свободу, воспетой в народных легендах. Мы считаем, что современным ученым и исследователям трагических событий первой половины ХІХ века предельно нужно быть аккуратными с материалами, особенно в трактовке тех или иных событий давнего периода. В этом вопросе большую помощь могут оказать источники алашских просветителей.

В 1846 году Кенесары отправил двоюродного брата Сейлхана с 25 воинами в сторону Оренбурга для сбора зекета (налога), а также проверить ссору, возникшей из-за барымты. Поняв, что среди казахов он не сможет защититься, задумал обосноваться в кыргызских Алатау написано в книге К.Кеменгерова. Однако кыргызы были против этого. В 1847 году Кенесары погибает в сражении. После гибели народных батыров Кенесары и Наурызбая казахский народ по прошествии десяти лет стал смиренным отмечается в труде.

Далее автор раскрывает основные причины поражения Кенесары. Здесь можно прочуствовать его безмерную любовь к народному батыру. К.Кеменгеров пишет, что в смерти Кенесары хана виноваты как кыргызы, так и казахи. Во-первых, отмечает он, Старшая орда казахов и кыргызы в это время лояльно относились к России. Они думали, что Россия их всю жизнь будет поддерживать. Во-вторых, Младшая орда уже не могла противиться экспансии, так как находилась в колониальных оковах. В-третьх, Средняя орда была разрозненна. У нее не было единства, а также ее хозяйство ослабло. Вокруг ближайщего окружения Кенесары были разведчики, которые доносили о планах хана правительству. Из-за таких разведчиков сподвижник Кенесары из рода Аргын-Каржас Тайжан был расстрелян в Караоткеле, а Сейтен выслан в Тобольские земли. В-четвертых, в деле вооружения и военной организации у российского правительства были преимущества.

К.Кеменгеров был приверженцем казахских просветителей как Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин, идейным сподвижником алашских деятелей как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов. Он, как и его соратники, в начале ХХ века был за культурное сотрудничество с Россией, с просвещенным русским народом. В книге «Из истории казахов» есть даже раздел «Что нам дало общение с культурным русским». Там он приводит мысль, что общение с культурным русским казахам дало Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева.

Учитывая время написания книг «Бывшие угнетенные народы» и «Из истории казахов», когда материалы, связанные с Царской Россией и ее колониальной политикой по отношению к национальным окраинам, преподносились большевиками в прессе, главным образом, в отрицательном плане, мы можем констатировать некий максимализм и эмоциональный подход автора в трактовке некоторых событий.

В то же время, много сведений исторического, статистического, познавательного характера можно получить из данных работ. В этом плане можем сказать, что труды еще не изучены глубоко и не оценены широко историками, социологами, политологами даже в Казахстане.

Сегодня, когда Россия, Казахстан, Кыргызстан живут в мире и добрососедстве, когда в рамках интеграционных процессов подписаны разносторонние культурно-экономические договоры о сотрудничестве, исторические события прошлого исследователями рассматриваются через призму взаимоуважения и взаимопонимания. В деле познания как национальной истории, так и прошлого родственного казахам народов, наследие ученых из плеяды «Алаш» поможет близко понять их суть и окажет благотворное влияние на научно-культурное сотрудничество в настоящее время.

 

Кайырбек КЕМЕНГЕР

кандидат филологических наук,

доцент кафедры казахской литературы

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 3

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×