ИНФОРМАЦИЯ о проведенном мониторинге и оценке исполнения Плана мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы по итогам 2020 года

ИНФОРМАЦИЯ о проведенном мониторинге и оценке исполнения Плана мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы по итогам 2020 года

п/п

(№ п. Плана)

Наименование мероприятия

Форма завершения

 

Ответственные за исполнение

 

Сроки

исполнения

Ход реализации

 

2

3

 

 

4

1

(п.15)

Рассмотреть вопрос усиления ответственности должностных лиц за правонарушения, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности

предложения в АП

 

 

АПК, АДГС

(по согл., созыв),

ГП

(по согл.), НПП

(по согл.)

 

 

1 квартал 2020 года

Исполнено. Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (далее - АПК) 20 февраля 2020 года направлены предложения в Администрацию Президента (далее - АП) по усилению ответственности должностных лиц за правонарушения, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности (исх. № 4-3-4/1774).

Справочно: С целью усиления ответственности должностных лиц и защиты прав граждан, в том числе защиты предпринимательской деятельности, АПК предложено увеличить сроки наказаний за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 412 УК); заведомо незаконные задержания, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 414 УК); принуждение к даче показаний (ст. 415 УК); фальсификацию доказательств и оперативно-розыскных, контрразведывательных материалов (ст. 416 УК); провокацию коммерческого подкупа либо взяточничества (ст. 417 УК); заведомо ложный донос (ст. 419 УК); воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам (ст. 435 УК).

Аналогичная позиция выражена Генеральной прокуратурой (далее - ГП) и поддержана всеми правоохранительными и госорганами, а также Верховным Судом.

 

2 (п.16)

Усовершенствовать и внедрить современные методы внешнего анализа коррупционных рисков

постановление Правительства Республики Казахстан

 

 

АПК

 (по согл.)

 

3 квартал 2020 года

Исполнение мероприятия перенесено на 2021 год.
АПК согласован с АП перенос мероприятия в Плана мероприятий на 2021–2023 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы (резолюция АП от 02.11.2020г. №20-3594-4).

Справочно: АПК разработан проект постановления Правительства «О внесении изменения в постановление Правительства от 4 декабря 2017 года №806 «Об утверждении Правил проведения внешнего анализа коррупционных рисков».

Вместе с тем ходе согласования проекта с АП получены замечания в части необходимость его согласования со всеми госорганами и выработки совместно с ГП консолидированной позиции по вопросу наличия признаков вмешательства в деятельность госорганов в ходе анализа.

 

3 (п.17)

Разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства, в том числе направленные на:

1) минимизацию прямых контактов сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками, расширение электронного документооборота, переход на дистанционное обслуживание;

2) сокращение количества форм отчетности, упрощение процедур подачи документов по налоговым отчетам;

3) совершенствование СУР, ориентированной на мотивацию налогоплательщика на законопослушное поведение

проект Закона Республики Казахстан

 

 

МФ

 

 

4 квартал 2020 года

Исполнено. 10 декабря 2020 года принят Закон
«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

Справочно: Указанным Законом предусмотрено:

- исключение из компетенции налоговых органов функции присвоения и выдачи документа с ИИН нерезидентам, временно пребывающим в РК;

- исключение отказа в приеме налогового заявления по постановке на регистрационный учет в качестве лица, занимающегося частной практикой;

- оптимизация процесса возврата излишне уплаченных сумм;

- автоматическое зачисление излишне уплаченной суммы налога, платежа в бюджет на соответствующие налоги, по которым возникли налоговые обязательства;

- сокращение сроков до пяти рабочих дней в связи с оптимизацией и автоматизацией услуги по проведению зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов;

- оптимизация услуги путем исключения снятия с учета контрольно-кассовых машин при изменении места использования с одного органа государственных доходов в другой орган государственных доходов;

- конкретизация требований по предоставлению одновременно с декларацией по НДС реестров счетов-фактур по приобретению и реализации;

- оптимизация перечня представляемых документов путем исключения декларации по косвенным налогам по импортированным товарам.

Кроме того, в целях минимизации прямых контактов с услугополучателями и предоставления возможности услугополучателям получать государственные услуги в электронном виде Министерство финансов (далее – МФ) на постоянной основе проводит работу по переводу государственных услуг в электронный формат.

На сегодняшний день из 44 государственных услуг 40 (90,9%) автоматизированы, в том числе 37 – через портал «электронного правительства».

За 2020 год органами государственных доходов всего оказано – 20,9 млн услуг, в том числе в электронной форме – 20,3 млн услуг или 97,1%, на бумажном носителе – 0,6 млн услуг или 2,9%.

Вместе с тем, с 2013 года проводится работа по передаче государственных услуг для оказания через Государственную корпорацию «Правительство для граждан». На сегодняшний день на альтернативной основе через Государственную корпорацию оказываются 16 услуг и на безальтернативной основе - 3 услуги.

Кроме того, 13 октября 2020 года внесены поправки в Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией (приказ МФ №998), предусматривающие дополнительную возможность снизить уже полученную степень риска через увеличение платежей в бюджет.

Также введены следующие критерии:

-применение налогоплательщиком модуля «Виртуальный склад»;

-применение налогоплательщиком «Трехкомпонентной интегрированной системы учета».

Указанные критерии снижают степень риска налогоплательщика, что способствуют расширению внедрения субъектами бизнеса инструментов цифровизации бухгалтерского и налогового учета и является основой развития автоматизации налогового администрирования и дальнейшего совершенствования СУР.

4 (п.18)

Провести анализ и выработать предложения по исключению дискреционных полномочий, предусматривающих:

1) наделение должностного лица правом выбирать между двумя или несколькими вариантами решений (положительное или отрицательное) без точного определения условий принятия того или иного решения;

2) предоставление возможности должностного лица по своему усмотрению определять способ исполнения нормативного правового акта, а также оценивать юридический факт, выбирать меру воздействия и издавать акты

предложения в АП

 

 

 

АПК

(по согл., созыв), госорганы

 

ежегодно, не позднее 20 декабря

Исполнено. АПК 8 декабря 2020 года внесены соответствующие предложения в АП (исх. № 863/1-1-7//309;863/1-1-7//309,п.18).

Справочно: Касательно наделения должностного лица правом выбирать между двумя или несколькими вариантами решений (положительное или отрицательное) без точного определения условий принятия того или иного решения.

Подобная дискреция присуща практически всем госорганам, наделенным контрольно-надзорными полномочиями.

Так, по результатам внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Министерства энергетики (далее - МЭ) установлено, что ведомственными актами уполномоченного органа не был урегулирован конкретный перечень оснований, по которым производится отбор субъектов проверки (недропользователей), не определен и временной период ее проведения.

Указанные вопросы отнесены к прерогативе проверяющего должностного лица.

По рекомендации АПК, МЭ разработана Памятка по осуществлению контроля за соблюдением условий контрактов на недропользование, в том числе разъясняющая индикаторы, на основании которых производится отбор субъектов посещения и временной период проведения проверки.

В Министерстве сельского хозяйства (далее - МСХ) при проведении санитарного осмотра перемещаемого объекта отсутствовала регламентация процедуры оформления акта в бумажной форме.

Данное обстоятельство предоставляло санитарному инспектору возможность выбирать различные варианты решения, что неоправданно расширяло его дискреционные полномочия.

В соответствии с рекомендацией АПК МСХ внесены изменения и дополнения в приказ МСХ от 21 мая 2015 года №7-1/453 «Об утверждении Правил выдачи ветеринарных документов и требований к их бланкам».

В ходе анализа НАО «Фонд социального медицинского страхования» выявлены широкие дискреционные полномочия должностных лиц в сфере закупа и мониторинга медицинских услуг.

Отсутствие точных параметров при размещении объемов медицинских услуг и отборе поставщиков способствует коррупционному поведению членов комиссий и принятию решений по собственному усмотрению.

АПК внесены соответствующие рекомендации, направленные на устранение указанных коррупционных рисков, их исполнение ожидается в первом полугодии 2021 года (внешний анализ завершен в ноябре 2020 г.).

Аналогичные коррупционные риски выявлены при проведении внешних анализов в деятельности комитетов экологического регулирования и контроля, лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов (далее - МЭГПР), Комитета внутреннего государственного аудита МФ, АО «Центр международных программ», ТОО «СК–Фармация».

Касательно предоставления возможности должностному лицу по своему усмотрению определять способ исполнения нормативного правового акта, а также оценивать юридический факт, выбирать меру воздействия и издавать акты.

Подобный коррупционный фактор выявлен в Правилах проведения инвентаризации, утвержденных решением Правления ТОО «СК–Фармация» от 28 июня 2018 года №100 (далее – Правила).

В Правилах не указан четкий и исчерпывающий перечень оснований внеплановых проверок, что позволяет действовать Председателю Правления данного ТОО по собственному усмотрению.

Решение о выборе объекта инвентаризационной проверки принималось без установленных норм и требований и предоставляло возможность должностному лицу самостоятельно определять способ исполнения данного правового акта.

По рекомендации АПК ТОО «СК–Фармация» принято решение внести соответствующих изменения и дополнения в Правила (планируется реализовать в 1 квартале 2021 года).

Аналогичные дискреционные полномочия выявлены в Комитете экологического регулирования и контроля (далее – КЭРК) МЭГПР.

В Экологическом кодексе не урегулированы временные сроки предъявления предписаний по возмещению ущерба и устранению нарушений.

Отсутствие регламентации позволяло по усмотрению инспектора определять сроки внесения и исполнения предписаний («удобные», либо «не удобные» для проверяемого субъекта), а также сроки подачи иска в суд.

Коррупционные риски в рассматриваемой сфере обуславливаются альтернативностью санкций за совершение административных правонарушений, а также наличием дополнительных видов наказаний без четких правовых механизмов их применения.

В целях исключения подобных коррупционных рисков и по рекомендациям АПК КЭРК МЭГПР разработаны и направлены в территориальные департаменты Методические рекомендации по порядку проведения государственного экологического контроля, определяющие механизм и сроки мероприятий по установлению и расчету ущерба, сроки вручения и направления предписания о возмещении ущерба, порядок направления постановления о наложении административного штрафа на принудительное взыскание.

Также, КЭРК МЭГПР разработана Памятка по применению административных санкций (разъяснено различие между общими и специальными нормами).

Например, ранее общая норма о нарушении экологических требований по охране окружающей среды (ст.324 КоАП) применялась и в случае совершения других нарушений экологического законодательства, ответственность за которые предусмотрена специальными нормами.

Дополнительно урегулировано применение специальных норм КоАП (ст.ст.328, 351) за превышение нормативов эмиссий в окружающую среду и отсутствие учета отходов соответственно.

Результатом внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Министерства образования и науки (далее - МОН) стали изменения и дополнения в приказ МОН от 31 декабря 2015 года №719 «Критерии оценки степени риска за системой образования», направленные на закрепление четких и исчерпывающих оснований для проведения проверок.

В итоге количество субъективных критериев уменьшено на 78,2% (с 156 до 34), из них количество грубых нарушений – на 77,5% (с 40 до 9).

На минимизацию дискреции в полномочиях должностных лиц контрольно-надзорных органов также ориентирован институт антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, восстановленный по поручению Главы государства в правоприменительной практике в IV квартале 2020 г.

АПК проведена работа по организации и методическому обеспечению научной антикоррупционной экспертизы с широким привлечением экспертов и общественности.

За 2020 год на рассмотрение экспертов поступило свыше 2400 проектов НПА, из которых по 1023 вынесены заключения, содержащие рекомендации по устранению порядка 4000 коррупциогенных факторов.

Промежуточными результатами установлено, что основными факторами коррупционных рисков являются широта дискреционных полномочий (33%), двоякие формулировки (18%), завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права (15%), правовые пробелы (10%), коллизии норм права (10%).

 

5 (п.19)

Проводить мониторинг на предмет соблюдения требований по вопросам конфликта интересов и ограничений на государственной службе с последующей разработкой практических пособий по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, этических нарушений и коррупционных правонарушений

практические пособия

 

 

 

 

АПК, АДГС

 (по согл., созыв), госорганы, МИО

 

ежегодно, не позднее 20 декабря

Исполнено. АПК при поддержке Программы развития ООН в Казахстане в 2019 году разработано Методическое пособие по управлению конфликтом интересов на государственной службе и организациях, которое разослано всем госорганам для использования в работе.

Кроме того, при методологической поддержке АПК МОН разработаны методические рекомендации по выявлению и урегулированию конфликта интересов в организациях высшего и (или) послевузовского образования.

6 (п.20)

Заслушивать на заседаниях консультативно-совещательных органов по противодействию коррупции при местных исполнительных органах руководителей исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, сферы деятельности которых являются наиболее подверженными коррупции (по данным правовой статистики и результатам социологических исследований)

протоколы заседаний консультативно-совещательных органов по противодействию коррупции

 

 

МИО

 

 

ежегодно, 1 раз в полугодие

Исполнено. Местными исполнительными органами на ежегодной основе два раза в год на заседаниях консультативно-совещательных органов по противодействию коррупции заслушиваются доклады руководителей исполнительных органов, наиболее подверженных коррупции.

Справочно: По итогам заседаний руководителям госорганов внесено более 200 рекомендаций по снижению коррупционных проявлений.

Наиболее распространенными рекомендациями являются инструменты формирования антикоррупционной культуры: установка баннеров, открытость информации, публикуемой местными исполнительными органами, вопросы качественного проведения внутренних анализов коррупционных рисков, исполнение рекомендаций, вносимых в порядке ст.200 УПК об устранении причин и условий коррупции и по итогам внешних анализов коррупционных рисков.

7 (п.25)

Проводить мониторинг реализации государственного социального заказа, направленного на противодействие коррупции, с разработкой методических рекомендаций

методические рекомендации

 

 

 

МИОР (ранее – МОР)

 (созыв), МИО

 

1 квартал 2019 – 2020 годов

 

Исполнено. Министерством информации и общественного развития (далее - МИОР) и местными исполнительными органами в 2020 году разработаны аналитический отчет и методические рекомендации по осуществлению мониторинга реализации социального заказа.

Справочно: В 2020 году в рамках государственного социального заказа местными исполнительными органами реализовано 100 проектов на сумму 172,6 млн тенге.

С целью повышения антикоррупционной культуры населения, формирования в обществе «нулевой» терпимости к проявлениям коррупции, повышения информированности населения в вопросах получения государственных услуг в рамках государственного социального заказа МИОР реализован проект «Проведение комплекса мероприятий с участием неправительственных организаций, экспертных сообществ против коррупции и формирование антикоррупционного сознания среди населения».

В рамках данного проекта выпущено Методическое пособие по выявлению коррупционных рисков и реализации проектов в рамках государственного социального заказа для НПО на государственном
и русском языках.

Методическое пособие опубликовано на сайте Комитета по делам гражданского общества МИОР по ссылке 5 ноября 2020 года https://www.gov.kz/memleket/ entities/qogam/documents/details/85378?lang=ru.

Также, в рамках проекта проведено 4 онлайн-семинара с общим участием 124 человек, среди которых представители госорганов, НПО, СМИ, экспертного сообщества.

8 (п.28)

Обеспечить размещение на портале «Открытого правительства» записей трансляций заседаний Правительства и коллегий центральных государственных органов

размещение записей трансляций заседаний

 

 

 

МИОР (ранее – МИК)

 

2 квартал 2020 года

 

Исполнено. МИОР обеспечено размещение на портале «Открытое правительства» записей трансляций заседаний Правительства и коллегий центральных государственных органов.

Справочно: АО «Национальные информационные технологии» реализован функционал по размещению на портале «Открытого правительства» записей трансляций заседаний Правительства и коллегий центральных госорганов.

В частности, на портале «Открытый диалог» создан раздел «Записи трансляций», где публикуются ссылки на записи, размещенные на видеохостинге Youtube.

 

9 (п.29)

Проводить отчетные встречи руководителей организаций среднего образования перед коллективами родителей учащихся, в том числе по расходованию финансовых средств, выделенных из бюджета на содержание организаций среднего образования

отчетные встречи

 

 

 

МОН (созыв), МИО

 

ежегодно, не позднее 15 мая

Исполнено. По инициативе МОН и местных исполнительных органов в 2020 году с целью отчета по расходованию средств, выделенных из бюджета на обеспечение школ, во всех школах проведены совещания с участием представителей отделов образования районов и городов, родительской общественности, представителей попечительских советов, а также учащихся.

Справочно: В период ограничительных мер, связанных с предупреждением распространения коронавирусной инфекции COVID-19, отчетные встречи руководителей организаций среднего образования (6995 школ) с коллективами родителей учащихся (охват более 1,8 млн родителей) проводились в онлайн формате посредством видеоконференцсвязи и прямых эфиров в социальных сетях (Facebook, Instagramm).

В рамках отчетных встреч обсуждены вопросы финансирования капитальных и текущих ремонтов школ, даны разъяснения по вопросам запрета сбора денежных средств с родителей, наличия специальных счетов для перечисления спонсорских средств, автоматизации государственных услуг и получения услуг в электронном формате.

Также, до родительской общественности доведена информация по расходованию финансовых средств, выделенных из бюджета на содержание организаций среднего образования. Указанная информация размещена на официальных интернет-ресурсах школ и местных исполнительных органов.

В целях своевременного реагирования на проблемные вопросы родительской общественности в управлениях и отделах образования открыты Call-центры, сведения о которых опубликованы в местных средствах массовой информации.

Кроме того, вопросы противодействия коррупции в регионах на постоянной основе рассматриваются на аппаратных совещаниях с участием руководителей областных управлений образования, городских, районных отделов образования и подведомственных образовательных организаций.

10 (п.30)

Разместить государственный социальный заказ среди НПО, нацеленный на усиление общественного контроля и формирование антикоррупционной культуры

размещение государственного социального заказа

 

 

 

 

 

АПК (по согл., созыв), МИО

 

 

ежегодно, не позднее 15 мая

Исполнено. В 2020 году АПК реализован государственный социальный заказ среди НПО, нацеленный на усиление общественного контроля и формирования антикоррупционной культуры. По итогам конкурса государственных закупок исполнителем определен ОО «Фонд социального и устойчивого развития молодежи» (далее - Фонд).

Справочно: Фондом организованы общественные приемные на площадке Антикор-Центров всех регионов для осуществления информационной и организационной деятельности.

Наряду с этим в рамках государственного социального заказа проведен комплекс антикоррупционных мероприятий:

1. Онлайн опрос населения.

Одним из мероприятий государственного социального заказа «Гражданский контроль» определено проведение социологического исследования «Влияние антикоррупционных информационных кампаний на динамику количественных и качественных характеристик коррупции».

Данное исследование проведено в разрезе всех 17 регионов страны с общим охватом 21 373 респондента.

В целом 67% опрошенных позитивно оценили влияние антикоррупционных информационных кампаний на противодействие коррупции.

Также, определены самые узнаваемые населением проекты АПК. Так, наиболее узнаваемым проектом среди респондентов стал «Адалдық алаңы» (7 334 респондентов), «Antikor Live» (2 955 респондентов), «Адал көмек» (2 439 респондентов).

72,6% опрошенных оценили работу Call-центра (1424) АПК эффективно.

В целом, 67% опрошенных отметили хорошее влияние антикоррупционных проектов и социальной антикоррупционной рекламы.

2. Тренинг по противодействию коррупции в онлайн режиме для НПО, представителей СМИ.

Тренинги проведены с 20 октября по 10 ноября 2020 года во всех регионах для представителей НПО и СМИ в качестве дискуссионных площадок с выступлением экспертов. В ходе мероприятия было охвачено более 1000 граждан.

3. Проведение конкурса «Парасатты отбасы».

Конкурс «Парасатты отбасы» проведен среди студентов и школьников всех регионов в целях пропаганды семейных ценностей, формирования и укрепления семейных отношений, развития добропорядочной личности.

4. Разъяснение лекторскими группами с различными целевыми группами в онлайн режиме.

Разъяснительные встречи лекторских групп проводились для государственных служащих (свыше 1000 участников). Членами подобных групп являлись представители общественности, информационно-просветительских штабов и сотрудников АПК.

5. Конкурс видеороликов посредством социальных сетей «Добропорядочное общество».

Цель конкурса – популяризация национальной антикоррупционной политики, вовлечение общества в противодействие коррупции, формирование антикоррупционной культуры и «нулевой» терпимости.

6. Конкурс рисунков, в онлайн режиме среди учащихся «Образ честного и неподкупного труда».

Цель конкурса – выявление талантливых детей для формирования восприятия коррупции глазами детей.

7. Онлайн конференция среди членов клубов «Адал ұрпақ» и «Саналы ұрпақ».

Конференция проведена среди учащихся школ и студентов ВУЗов страны с выступлением молодых активистов, неравнодушных к вопросам противодействия коррупции.

Мероприятием охвачено более 1000 участников школ и студентов.

8. Антикоррупционный форум, посвященный международному дню борьбы с коррупцией.

В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией 8 декабря 2020 года в онлайн-формате прошла VI международная конференция «На пути к добропорядочности: повышение прозрачности, подотчетности и общественного участия».

В данном форуме продемонстрированы результаты антикоррупционной деятельности страны и определены перспективные направления.

11

(п.41)

Провести анализ и выработать предложения по устранению коррупционных рисков в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы поступления, назначения на должность, перемещения и продвижения по службе в правоохранительных органах

предложения в ГП

 

 

 

 

АПК, АДГС (по согл.)

1 квартал 2020 года

Исполнено. АПК по итогам соответствующего анализа, выработаны и 20 февраля 2020 года направлены предложения в ГП по устранению коррупционных рисков на всех этапах прохождения конкурсных процедур при назначении на должность, перемещении и продвижении по службе в правоохранительных органах (исх. № 1-1-8/1786).

Справочно: Отбор кандидатов на службу в каждом правоохранительном органе регламентирован отдельными Правилами, утвержденными руководителем ведомства.

При этом анализ нормативных правовых актов каждого правоохранительного органа позволяет сделать вывод, что усложненная бланкетная система приводит к отсутствию единообразия процедуры отбора, коррупционным рискам и дискреционным нормам в процедурах отбора.

В целях минимизации коррупционных рисков, унификации и приведения нормативно-правовой базы к стандартам государственной службы, исключения различного толкования и дискреционных норм, кодификации законодательства предложено:

- разработать единые Правила для всех правоохранительных органов, утверждаемые постановлением Правительства РК;

- закрепить порядок и условия проведения отбора с подробным раскрытием этапов в единых для всех правоохранительных органов правилах, разрабатываемых совместно с привлечением общественности, использованием международного опыта и результатов проведенного антикоррупционного мониторинга действующих норм.

Обозначены следующие этапы:

1) Публикация объявления о проведении конкурса

Первоначальный этап отбора предусматривает публикацию объявления о проведении конкурса в подразделениях правоохранительного органа на интернет-ресурсах, различных печатных изданиях, как правило, распространяемых в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.

С целью создания единой, прозрачной системы равного доступа граждан к полной и исчерпывающей информации о наличии вакансий, проводимых конкурсах, итогах и т.д., в разрезе каждого органа, независимо от территориального положения, предложено:

- разработать на базе сайта электронного Правительства «e-gov» единый реестр (хаб) вакансий правоохранительных органов, где каждый пользователь сможет получить подробную информацию об имеющихся вакансиях, с описанием основных должностных инструкций; проводимых конкурсах; квалификационных требованиях к кандидату; количестве поданных заявок на должность; сроке и месте приема документов; информацию об участии наблюдателей и экспертов в заседании конкурсной комиссии и др.

2) Порядок отбора и предварительного изучения кандидатов

Предварительный отбор кандидата осуществляется на основе изучения:

- соответствия условиям и требованиям, указанным в статьях 6 и 10 Закона
«О правоохранительной службе»;

- соответствия квалификационным требованиям;

- личного дела кандидата для выяснения опыта работы, уровня профессиональной подготовки;

- результатов специальных проверок, служебных расследований и др.

Однако пунктом 9 Правил Службы экономических расследований на данном этапе предусмотрено прохождение собеседования у руководителя соответствующего подразделения, итоги которого учитываются в заключении с соответствующими выводами об отборе или отказе.

В этой связи, в целях исключения единоличного принятия заключения руководителем подразделения предложено исключить прохождение собеседования на этапе предварительного изучения кандидатов.

3) Прием документов

На этапе приёма документов риски усматриваются в виде личного контакта кандидатов с сотрудниками кадровых служб, которые могут повлечь не только необоснованные отказы в приеме документов, но и содержать различные коррупционные предпосылки.

Так, пунктами 15 Правил Антикоррупционной службы предусмотрена подача документов нарочно или по электронной почте, в последующем для сверки предоставляются оригиналы документов.

Пунктом 17 Правил проведения конкурса органов внутренних дел определён порядок подачи необходимых документов в кадровую службу в скоросшивателе, в нарочном порядке.

В Правилах проведения конкурса Службы экономических расследований в пункте 23 предусмотрена подача документов в скоросшивателе, в нарочном порядке или по почте.

В Правилах проведения конкурса органов прокуратуры форма подачи документов не указана.

С целью исключения коррупционных рисков на данном этапе, предложено:

- подачу документов определить через ЦОНы (e-gov), в порядке, установленном законодательством. В случае необходимости внести данную услугу в Реестр государственных услуг.

4) Формирование и заключительное заседание конкурсной комиссии

Действующими Правилами конкурсная комиссия создается приказом руководителя, председателем комиссии назначается его заместитель, членами - руководители подразделений кадровой и юридической служб, собственной безопасности и др. структурных подразделений правоохранительного органа.

На данном этапе, в силу внутриведомственной зависимости комиссии, коррупционные риски усматриваются в виде отсутствия объективности и свободы в принятии решений, «корпоративного сговора» в оказании предпочтения одному из кандидатов (к примеру, распространена схема, когда, по негласному указанию руководителя или председателя комиссии, принимается положительное решение в пользу заранее оговоренного лица).

Также, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона «О правоохранительной службе», должностные лица, принявшие на должности граждан, не прошедших конкурсный отбор, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Законом, при этом нормативными правовыми актами не определена ответственность членов конкурсной комиссии за нарушение правил отбора, оказание предпочтения тем или иным способом одному из кандидатов.

В целях исключения коррупционных рисков, предложено:

- включить в состав конкурсных комиссий должностных лиц центрального аппарата, представителей других правоохранительных органов (в т.ч. судейского корпуса, коллегии адвокатов), с предоставлением права голоса;

- обязательное участие в собеседовании независимых наблюдателей (экспертов);

- определить нечётный состав членов комиссии, что исключит право решающего голоса председателя;

- установить ответственность членов конкурсной комиссии за нарушение правил отбора, необоснованное оказание предпочтения кандидату.

5) Отбор на внеконкурсной основе

Пунктом 3 статьи 7 Закона «О правоохранительной службе» предусмотрено право поступления на правоохранительную службу вне конкурсного отбора лиц, завершивших обучение в организациях образования правоохранительных органов, лиц, ранее являвшихся сотрудниками и военнослужащими, депутатов Парламента, политических государственных служащих, судей, прекративших свои полномочия, за исключением лиц, уволенных либо прекративших свои полномочия по отрицательным мотивам и соответствующих предъявляемым квалификационным требованиям.

Согласно требованиям к внеконкурсному отбору, закрепленным в Правилах проведения отбора на правоохранительную службу, решение о приеме или отказе принимает руководитель органа (территориального органа).

На данном этапе коррупционные предпосылки возможны в виде оказания предпочтения одному кандидату, т.к. решение принимается единолично руководителем органа.

С целью минимизации коррупционных рисков, обеспечения паритетного права всех кандидатов при приёме на правоохранительную службу, исключения фактов лоббирования и единоличного принятия руководителем решения о трудоустройстве, предложено решение о приёме на службу кандидата принимать на заседании конкурсной комиссии правоохранительного органа.

12
(п.42)

Совершенствовать процедуры предоставления права на условно-досрочное освобождение, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, сокращения срока назначения наказания в целях установления единой правоприменительной практики и исключения коррупционных проявлений

нормативное постановление ВС

 

 

 

ВС (по согл.)

 

1 квартал 2020 года

Исполнено. Верховным Судом Республики Казахстан 11 декабря 2020 года внесены соответствующие поправки в нормативное постановление Верховного Суда от 2 октября 2015 года №6 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и сокращения срока назначенного наказания».

 

13

(п.43)

Выработать предложения по совершенствованию законодательных актов в части обеспечения стабильности и прозрачности кадровой политики в правоохранительных органах

концепция проекта Закона Республики Казахстан

 

 

 

ГП (по согл., созыв), АПК (по согл.), МВД, МФ

 

4 квартал 2020 года

Исполнено. ГП выработаны предложения по совершенствованию законодательных актов в части обеспечения стабильности и прозрачности кадровой политики в правоохранительных органах.

Справочно: Разработана Концепция проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования порядка прохождения правоохранительной службы» (далее - Концепция), которая 15 октября 2020 года одобрена Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности.

Концепция направлена на улучшение форм и методов работы с личным составом, обеспечения стабильности кадровой политики, прозрачности отбора, повышения квалификации и профессионализма, а также усиления дисциплины и ответственности сотрудников.

В настоящее время выработанный и согласованный с правоохранительными органами законопроект включен в проект Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2021 год (срок внесения в МЮ – март, Правительство – май, Парламент - июль).

 

14

(п.44)

Проводить анализ применения технических средств фиксации правонарушений и принимать меры по совершенствованию их использования

 

 

 

аналитическая справка

 

 

МВД

 

 

ежегодно

Исполнено. МВД совместно с местными исполнительными органами принимаются меры по расширению сети систем автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения (далее – АФН ПДД), обеспечению их надлежащего функционирования, своевременного обновления и интеграции, технической модернизации центров оперативного управления органов внутренних дел и повышению их эффективности при контроле за дорожной безопасностью.

Справочно: В настоящее время на дорогах страны функционирует 12 856 стационарных автоматических камер фиксации нарушений ПДД (г.г. Нур-Султан (6 165), Алматы (2 640), Шымкент (246), Акмолинской (55), Актюбинской (126), Алматинской (251), Атырауской (1 303), Восточно-Казахстанской (1 228), Жамбылской (227), Западно-Казахстанской (42), Карагандинской (203), Костанайской (104), Кызылординской (65), Мангыстауской (70), Павлодарской (58), Северо-Казахстанской (52) и Туркестанской (21) областях).

Как показывает анализ, в целом по стране 40% ДТП совершаются в связи с нарушением установленной скорости движения, выездом на полосу встречного движения, проездом перекрестков на запрещающий сигнал светофора, т.е. по причине грубых нарушений ПДД, на снижение которых непосредственно влияет наличие систем АФН ПДД.

Внедрение систем АФН ПДД не только повышает дисциплину участников дорожного движения, но и снижает уровень аварийности. Так, за 2020 год в республике зарегистрировано снижение числа погибших в ДТП на 19%, раненых на 20% и погибших на 17%.

Территориальными органами внутренних дел проведен анализ мест совершения ДТП, определены наиболее аварийно-опасные участки, по результатам чего перед местными исполнительными органами инициированы конкретные предложения по расширению сети АФН ПДД.

С учетом заявленных потребностей по приобретению систем АФН утверждены Дорожные карты на 2020 – 2022 годы, в рамках которых предусмотрено поэтапное выделение денежных средств из местного бюджета.

В настоящее время в 7 областях (Акмолинской, Алматинской, Атырауской, ЗКО, Кызылординской, Павлодарской и Туркестанской областях) на 2020-2022 годы в рамках государственно-частного партнерства предусмотрено выделение денежных средств на установку систем АФН ПДД на сумму 12 млрд 898 млн тенге.

15
(п.50)

Проводить мониторинг состояния академической честности в высших учебных заведениях

социологические исследования

 

 

 

 

 

МОН

 

2019 – 2020 годы

 

Исполнено частично. Мероприятие предлагается перенести на 2021 год.

МОН во всех организациях высшего и послевузовского образования (далее – ОВПО) проведен антикоррупционный аудит по выявлению коррупциогенных факторов и рисков в управлении, академических процессах и научной деятельности.

Справочно: Анализ показал необходимость коллегиального рассмотрения вопросов по формированию бюджета, урегулированию конфликта интересов между различными сторонами, предоставлению сведений о коммерческой деятельности и другие. По итогам антикоррупционного аудита подготовлены и направлены в ОВПО соответствующие рекомендации по устранению выявленных замечаний и недостатков. Также, мониторинг коррупционных рисков осуществляется путем проведения акции «Чистая сессия» среди студентов ОВПО.

Формирование антикоррупционной культуры осуществляется и путем проведения гостевых тренингов и семинаров по противодействию коррупции среди ППС и студентов с приглашением представителей партии «NurOtan», Молодежного крыла «JasOtan» партии «NurOtan», АПК, проектного офиса «Адал білім», Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Кроме того, организована молодежная «Школа добропорядочности», где прошли обучение студенты-члены клуба «Саналы ұрпақ».

В соответствии с Планом мероприятий по антикоррупционной деятельности организаций высшего и послевузовского образования на 2020-2022 годы, совместно с Университетом КазГЮУ им. М. Нарикбаева предусмотрено проведение полномасштабного независимого исследования добропорядочности и коррупционных рисков в сфере высшего образования по рекомендациям ОЭСР (в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией), которое будет включать следующие направления: сдача экзаменов, заселение в общежитие, зачисление на военную кафедру, перевод на бесплатную форму обучения.

Кроме того, МОН планируется мобилизация всех дезагрегированных данных, сбор и корректировка дополнительных показателей и разработка на их основе сводного индекса удовлетворенности системой высшего и послевузовского образования. Результаты индекса будут использованы отраслевыми государственными органами при обновлении содержания существующих образовательных программ, оценке эффективности принятых решений, определении дальнейшей стратегии развития вузов и системы в целом.

Соответствующий Индикатор предусмотрен в государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы (ППРК от 27 декабря 2019 года № 988).

В целях разработки композитного индекса удовлетворенности системой высшего и послевузовского образования в 2021 году МОН внесена заявка в рамках уточнения РБ на выделение 73,476 млн. тенге на проведение исследования.

16

(п.51)

Организовать широкую информационно-пропагандистскую работу в СМИ в целях формирования в обществе антикоррупционного сознания, предусмотрев выступления видных ученых, руководителей и представителей государственных органов, политических партий, общественности, а также обеспечив их участие в брифингах, интернет-конференциях, телевизионных передачах и "прямых линиях" по вопросам профилактики и борьбы с коррупцией

план по организации информационно-пропагандистской работы, публикации в СМИ статей, интервью, выход теле-, радиопередач, сюжетов

 

 

АПК (по согл., созыв), МИО

 

 

2 квартал 2018 – 2020 годов

Исполнено. АПК в целях формирования в обществе антикоррупционного сознания на регулярной основе проводится информационно-пропагандистская работа в СМИ, обеспечиваются выступления видных ученых, руководителей и представителей госорганов, политических партий, общественности на брифингах и прямых трансляциях АПК, а также на телевизионных передачах по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Справочно: АПК разработаны медиапланы, предусматривающие участие видных представителей различных сфер деятельности государства как на центральном, так и на территориальном уровне.

Кроме того, в целях минимизации распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в 2020 году АПК был запущен проект «Antikor.Live».

В рамках данного проекта АПК, его территориальными департаментами и проектными офисами «Adaldyq alańy», организовано и проведено более 1000 «прямых эфиров» в популярных социальных сетях (Instagram, Facebook, YouTube). Количество просмотров составило порядка 700 тысяч.

Для качественного контента и подачи точной информации были привлечены более 730 внешних экспертов-спикеров в лице первых руководителей госорганов, специалистов различных отраслей.

С участием 30 спикеров проведено 23 брифинга: 20 – в пресс-центре АПК, 2 – на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК, 1 – на площадке Центра международных программ «Болашақ».

При этом, 70% всего антикоррупционного контента касается деятельности АПК по линии превенции, взаимодействия с общественностью и международного сотрудничества.

17

(п.52)

Проводить региональные слеты добровольных школьных клубов "Адал ұрпақ"

региональные слеты

 

 

МИО

 

 

3 квартал 2018 – 2020 годов

Исполнено. Местными исполнительными органами совместно с АПК ежегодно проводятся региональные слеты добровольных школьных клубов «Адал ұрпақ».

Справочно: Клубы «Адал ұрпақ» созданы в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации программы по формированию антикоррупционной культуры в школьной среде. Деятельность клубов направлена на сохранение и укрепление системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции, а также формирование у школьников стремления к соблюдению требований законов и повышению образовательного и культурного уровня.

Всего под эгидой «Адал ұрпақ» по всей стране функционируют более 4 602 клубов, объединяющих 717 209 учащихся.

За 2020 год на площадке «Адал ұрпақ» проведено свыше 350 встреч, 150 круглых столов, 130 форумов и слетов, 90 акций в виде флэш-мобов, дебатов, конкурсов и различных мероприятий.

 

18

(п.53)

Проводить конкурс для представителей СМИ на лучшие журналистские публикации на антикоррупционную тематику

конкурс

 

 

 

 

АПК (по согл., созыв), МИО

 

ежегодно, не позднее 20 июля

 

Исполнено. АПК и местными исполнительными органами на ежегодной основе проводятся конкурсы для представителей СМИ на лучшие журналистские публикации на антикоррупционную тематику.

Справочно: в 2020 году победителями стали:

В номинации «Лучшая интернет-публикация»:

1 место – Серик Сабеков, ИА «Казинформ»;

2 место – Баубек Коныров, ИА «Zakon.kz»;

3 место – Айдана Демесинова, ИА«Kazpravda.kz»;

В номинации «Лучшая печатная публикация»:

1 место – Жайық Нағымаш, «Маңғыстау» облыстық қоғамдық саяси газеті;

2 место – Ольга Лихограй, Костанайский областной еженедельник «Наша газета»;

3 место – Жансая Пернебаева, «Bilim ainasy» газеті;

В номинации «Лучшая телевизионная работа»:

1 место – Алина Бржанова, ТК «Astana TV»;

2 место – Мерей Бает, «Almaty TV»;

3 место – Талғат Адилов, ТК «Хабар 24».

Также, на основе изучения публикаций в СМИ на предмет глубокого анализа проблем борьбы с коррупцией и вклада в формирование антикоррупционной культуры, членами конкурсной комиссии отмечена деятельность журналиста газеты «Время» М. Козачкова.

19

(п.54)

Организовать создание фильмов, нацеленных на формирование всеобщего неприятия коррупции

фильм

 

 

 

 

МКС (созыв), АПК (по согласованию)

 

Ежегодно

 

Исполнено. Министерством культуры и спорта в 2020 году завершено производство фильмов «Огонь» (по плану 2019 года), «Обучение Адемоки» (по плану 2020 года), а также внепланового художественного фильма «Граната». Принимая во внимание угрозу распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и вытекающие ограничения, трансляция фильмов в широкоформатном прокате отложена до стабилизации эпидемиологической обстановки.

 

20

(п.55)

Проводить акции «Чистая сессия» в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, и высших учебных заведениях

акции

 

 

 

МОН

 

ежегодно

Исполнено. МОН во всех ОВПО на постоянной основе проводится акция «Чистая сессия».

Справочно: В период проведения акции осуществлены следующие мероприятия:

- организована деятельность мониторинговых групп из числа студентов и профессорско-преподавательского состава по профилактике и формированию нулевой терпимости к коррупции;

- на стендах факультетов размещены информационные памятки по воспитанию антикоррупционной культуры;

- на информационных экранах транслировались видеоролики по противодействию коррупции;

- во всех учебных корпусах и общежитиях размещены «ящики доверия»;

- в отдельных ОВПО созданы конкурсные антикоррупционные комиссии, работа которых направлена на устранение условий, порождающих и провоцирующих коррупцию, предупреждение коррупционных ситуаций во время сессии, а также формирование антикоррупционного общественного сознания, нетерпимости к коррупционным действиям;

- в студенческих группах проведены лекции, тематические кураторские часы по формированию антикоррупционной культуры, в том числе с приглашением представителей департаментов АПК;

Также, проведено анонимное анкетирование «Преподаватель глазами студентов», в котором приняли участие более 20 700 студентов.

По итогам опроса наличие фактов коррупции в ОВПО показали 12,5% респондентов, 77,8% респондентов отметили, что не сталкивались с коррупцией в ОВПО.

Среди основных причин коррупции в ОВПО отмечены «неспособность некоторых студентов самостоятельно освоить учебную программу» (14,7%), «низкий уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава» (10,1%).

23,8% респондентов отметили, что при сдаче зачетов и экзаменов столкнулись с коррупционными нарушениями. 8,7% студентов отметили, что при защите дипломных работ возникают коррупционные риски. 5,6% респондентов отметили факты коррупции при решении вопроса о заселении в общежитие.

21 (п.56)

Предусмотреть создание и обеспечить трансляцию социальных аудио-, видеороликов по разъяснению основных направлений антикоррупционной политики государства

создание и трансляция аудиоджинглов и видеороликов

 

 

 

 

АПК (по согл., созыв), МИО

 

Ежегодно

 

Исполнено. АПК в пределах средств, предусмотренных бюджетом произведены 91 социальный аудио-, видеоролик по разъяснению основных направлений государственной антикоррупционной политики. Данные ролики сняты профессиональными компаниями.

В регионах организована трансляция видеороликов и аудиоджинглов на светодиодных экранах в общественных транспортах, авто и железнодорожных вокзалах, аэропортах, зданиях государственных органов и организаций.

Кроме того, обеспечена трансляция роликов на телеканалах «Алматы», «Тұран-Түркістан», «Са-нұр», «Сәт», «Елнұр», «Арыс толқындары» (Туркестанская область), «Ontustik», «NarTV», «Айғақ», «Отырар» (г. Шымкент), «Qyzyljar», «1 Северный» (Северо-Казахстанская область), «Kókshe» (Акмолинская область), «Jetysý» (Алматинская область), «Jambyl» (Жамбылская область), «Ertis» (Павлодарская область).

Вместе с тем, АПК также были разработан инициативные видеоролики за счет внебюджетных средств.

Справочно:

На сегодняшний день подготовлены социальные ролики на темы: «Коррупция разрушает не только страну, но и жизни твоих близких!», «Пара емес, бала керек», «Сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес», «Бәсеке», «Пара алма!», «Әділ сөйлеп, адал жүр», «Сыбайлас жемқорлық жазаланады!» и др.

В них приняли участие народная артистка Казахстана, актриса, певица Р. Рымбаева; чемпион мира 2005 и 2007 годов, олимпийский чемпион 2012 года С. Сапиев; призёр Олимпийских игр 1996 года и чемпионатов мира 1997 и 1999 годов Е. Ибраимов; серебряный призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта РК Н. Тенизбаев; режиссеры А. Сатаев и Е. Турсынов; известные актеры и певцы – А. Сагатова, К. Нуртас, Н. Абдуллин, С. Майгазиев, Т. Төреәлі, М.Туребаев, А. Төлепберген, О. Шишигина, М. Манеза, Ж. Абдумалик, М. Акбаров и др. Всего подготовлено порядка 300 видеороликов.

Вместе с тем, в рамках запущенного в марте 2020 года челленджа #adaldyqJolymen подготовлено и распространено в социальных сетях порядка 350 видеороликов. Основная идея челленджа – призыв казахстанцев противостоять коррупции.

Подготовлены 2 видеообращения о необходимости соблюдения карантина на блокпостах, а также о предупреждении коррупционных проявлений в период ЧП и необходимости обращения по поводу таких фактов в Call-центр АПК.

22
(п.57)

Проводить социологические исследования по определению уровня антикоррупционной культуры и нетерпимости к проявлениям коррупции

социологические исследования

 

 

 

 

АПК (по согл., созыв), МИО

 

Ежегодно

 

Исполнено. По заказу АПК при финансовой поддержке ПРООН, общественным фондом «Transparency Kazakhstan» проведено социологическое исследование «Мониторинг состояния коррупции в Казахстане».

Справочно: Эксперты Transparency Kazakhstan опросили 9 000 респондентов в 3-х городах республиканского значения, 14 областных и 143 районных центрах и изучили 1 347 обращений, поступивших на портал «Открытый диалог».

В исследовании было задействовано около 200 полевых социологов и 12 аналитиков. Методология основана на двух глобальных исследованиях Transparency International, замеряющего коррупционный опыт у населения и Индекса восприятия коррупции, оценивающего актуальность темы коррупции в общественном дискурсе.

По итогам исследований отмечено, что 37,4% граждан и 45,9% предпринимателей указывают на снижение коррупции в их населенном пункте за последний год, 11,3% респондентов столкнулись с бытовой коррупцией при обращении в госорганы (13,4% в 2019 году), 8,2% представителей МСБ сталкивались с необходимостью решать вопрос неформальным путем при обращении в госорганы (9,2% в 2019 году). При этом, более 80% опрошенных предпринимателей считают, что в Казахстане вполне можно развивать свой бизнес, не давая взяток и работая исключительно в правовом поле.

Наибольшее доверие, по мнению граждан и бизнес-сообщества, имеют Президент (70% граждан и бизнес-сообществ), АПК (63% граждан и 65% бизнес-сообществ), Правительство (59% и 62%), Агентство по делам государственной службы (55% и 59%) и партия «Nur Otan» (53% и 55%).

Свыше 60% опрошенных казахстанцев сообщили, что готовы оказать содействие в борьбе с коррупцией.

По результатам опроса также были определены регионы и госорганы, где чаще всего люди сталкиваются с коррупцией, а также сформирован перечень наиболее коррумпированных государственных должностей, типичные причины и обстоятельства коррупционных сделок, суммы взяток.

По мнению граждан, чаще всего решать вопросы неформальным путем приходилось в Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Карагандинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской областях, а по отзывам предпринимателей – в городах Нур-Султан, Шымкент, Акмолинской, Павлодарской, Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской областях.

Наиболее коррумпированными госучреждениями обозначены поликлиники и больницы, полиция, налоговая и противопожарная службы, органы земельных отношений и градостроительства, ЦОНы, государственные детские сады и вузы, в которых имели место две трети заявленных случаев неформального взаимодействия.

Основными поводами выступали необходимость для граждан получить лечение или направление на лечение (12,7%), устроиться на работу (10,1%), определить ребенка в детский сад (6,1%), решить земельный вопрос (6,5%), получить справку из ЦОНа (5,1%), «закрыть» сессию (4,4%), сдать налоговый отчет (9%), избегать ответственности по допущенным нарушениям (8,4%).

При этом отмечено, что на вовлеченность в коррупцию респондентов влияет не частота обращений, а степень заинтересованности получателя в услуге.

Также, респонденты отметили, что в половине случаев инициаторами неформального решения вопроса являются работники госучреждений, а в каждом четвертом – посредники. За 2020 год доля посредников в коррупционных сделках выросла на 6%, что респонденты связывали с недостаточной информацией от госучреждений в период карантина.

Две трети опрошенных сообщили, если работник какого-либо учреждения хочет получить взятку, то он будет проявлять волокиту и превышать полномочия. Суммы взяток варьировались от 1 000 до 300 000 тенге (в 2019 году – от 500 до 500 000 тенге).

23

(п.58)

Организовать проведение международных конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий по вопросам противодействия коррупции с участием представителей антикоррупционных ведомств зарубежных стран, международных и неправительственных организаций

проведение соответствующих мероприятий

 

 

 

АПК (по согл., созыв), МИД

 

4 квартал 2018 – 2020 годов

 

Исполнено. АПК на постоянной основе проводятся международные конференции, семинары, круглые столы и другие мероприятия по вопросам противодействия коррупции.

Справочно: Организованы 34 мероприятия, нацеленных на расширение и углубление международного сотрудничества Казахстана в области противодействия коррупции.

Впервые в онлайн-формате прошла VI традиционная конференция «На пути к добропорядочности: повышение прозрачности, подотчетности и общественного участия», организованная АПК при поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева, ОБСЕ и ряда других партнеров.

Также, АПК приняло участие в 2 заседаниях международной Сети органов по предупреждению коррупции. Основным преимуществом участия в работе Сети является упрощение обмена информацией с ведомствами государств-членов.

24 (п.62)

Обеспечить на постоянной основе взаимодействие с международными организациями, осуществляющими оценку и присвоение рейтингов уровня коррупции в Республике Казахстан

Направление соответствующей информации в международные организации

 

 

 

АПК (по согл., созыв), МИД

 

ежегодно, не позднее 20 декабря

Исполнено. АПК на постоянной основе обеспечивает взаимодействие с международными организациями, осуществляющую оценку и присвоение рейтингов уровня коррупции в Республике Казахстан.

Справочно: Одним из ключевых событий в контексте работы в многосторонних структурах стало участие казахстанской делегации в пленарных заседаниях ГРЕКО.

В целях повышения позиций Казахстана в международных рейтингах проведено 6 онлайн встреч с представителями IHS Markit, PRS Group, IMD и Freedom House. Также, организован визит в США для информирования рейтинговых агентств, базирующихся в этой стране (World Justice Project, PRS Group и Freedom House).

АПК совместно с Исследовательским центром по изучению вопросов противодействия коррупции Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан на постоянной основе проводится мониторинг результатов исследований международных рейтинговых агентств, которые в последующем формируют Индекс восприятия коррупции (далее – ИВК) Трансперенси Интернешнл.

В целях эффективного взаимодействия с международными организациями АПК используются следующие механизмы:

- выездные встречи;

- скайп-конференции;

- деловая переписка.

В результате проведенных встреч между АПК и указанными организациями достигнуты договоренности о продолжении сотрудничества по вопросам развития государственного управления и противодействия коррупции.

Кроме того, вышеуказанный формат предоставляет возможность на регулярной основе дистанционно делиться актуальной информацией по проводимым в Казахстане антикоррупционным реформам, которую эксперты могут использовать в своей работе при подготовке страновых отчетов по Казахстану.

Еще одним действенным инструментом организации и поддержания коммуникации АПК с международными организациями и критически настроенными НПО является деловая переписка.

Деловая переписка с представителями Freedom House и Проекта «Многообразие демократии» осуществляется АПК на регулярной основе, в ходе переписки в электронной форме направляется актуальная информация об арестах и судебных процессах, принимаемых превентивных мерах по противодействию коррупции, проведенных мероприятиях, кадровых назначениях АПК, результатах антикоррупционного мониторинга и анализа коррупционных рисков, статистические данные
и результаты социологических исследовании.

Исследование международной правозащитной организации Freedom House «Страны переходного периода» и сопровождающий его рейтинг характеризуют уровень развития демократии, состояние политических прав и гражданских свобод в европейских и азиатских государствах бывшего социалистического блока.

В докладе 2020 года отмечается ошеломляющий спад в развитии демократии. Ухудшение показывают 15 стран, в то время как улучшение демонстрируют лишь 9.

В данном рейтинге Казахстан занимает 25 место среди 29 стран, повысив свой показатель с 1,29 до 1,32 баллов из 7 возможных.

По классификации Freedom House Казахстан по-прежнему относится к числу «консолидированных авторитарных режимов» наряду с оставшимися странами Центральной Азии (Кыргызстан - 1,96, Таджикистан - 1,18, Узбекистан - 1,14, Туркменистан - 1), а также Беларусью, Россией (по 1,39) и Азербайджаном (1,14).

Высоко оцениваются «консолидированные демократии»: Эстония (6,07), Словения (5,93), Латвия (5,79), Литва и Чехия (5,64), Словацкая Республика (5,29).

При формировании рейтинга Freedom House руководствуется методологией экспертных оценок, основанной на 7 ключевых показателях развития демократии: избирательный процесс, развитие гражданского общества, уровень независимости СМИ, демократичность национального правительства, уровень демократичности местных властей, эффективность и независимость судебной системы, уровень коррупции.

В разрезе указанных показателей в Казахстане наблюдается улучшение лишь по развитию гражданского общества с повышением оценки с 1,25 до 1,50 баллов. Это стало следствием относительного роста открытости гражданского пространства. Позитивно отмечены первый с 2007 года санкционированный в стране протест, появление нового класса гражданских активистов и отсутствие вмешательства полиции в ряд протестов, формально неодобренных государством.

По результатам исследования компании IHS Markit уровень странового риска в Казахстане по итогам II квартала 2020 года составил 2,2 балла (2,1 в I квартале), что соответствует диапазону «Elevated (повышенный)». Страны с наименьшим уровнем риска – Лихтенштейн и Монако (по 0,7), аутсайдеры рейтинга Йемен (6,0) и Сомали (5,4). Следует отметить, что по этому показателю Казахстан опережает практически все страны СНГ - Россию (2,5), Украина (3,2) Беларусь (2,6), Армению (2,4), Азербайджан (2,3), уступая только Грузии (2,1).

По итогам II квартала 2020 года Казахстан ухудшил показатель по индикатору «коррупционные риски». Так, согласно последним результатам, Казахстан набрал 3,2 балла, что на 0,1 балла меньше показателя III квартала 2019 года (3,1 балла).

Индекс странового риска (ICRG - International Country Risk Guide) рассчитывается на основе трех факторов: политический риск, экономический риск и финансовый риск.

Казахстан в рейтинге страновых рисков по итогам II квартала 2020 года расположился на 63 месте из 140 стран и набрал 66,8 баллов, ухудшив свои показатели страновых рисков на 10 позиций и 3,2 балла по сравнению с результатами IV квартала 2019 года (73 место и 70 баллов).

Политический риск составил 69,5 баллов, тогда как по итогам прошлого года данный показатель равнялся 69,0 баллам.

Компонент по коррупции по итогам II квартала 2020 года составил 3,5 балла (максимальное значение - 6). За последние два года данный показатель был улучшен на 1,5 балла.

По этому показателю Казахстан демонстрирует лучший результат среди стран СНГ (Россия – 1,5 балла, Азербайджан – 1,5, Беларусь - 2, Армения – 2).

Более того, Казахстан в рейтинге PRS Group превосходит такие государства, как Польша (3), Италия (3), Израиль (3), Венгрия (3), Чехия (3), Латвия (2,5). На одной строчке с Казахстаном расположились Испания, Тайвань, Словения, Словакия, Кипр, Саудовская Аравия, Катар.

Экспертами позитивно отмечается вовлеченность общественности в формирование и реализацию антикоррупционной политики, изменения
в нормативных актах, регулирующих деятельность общественных советов, деятельность специальных мониторинговых групп и др.

Принимаемые системные и комплексные меры в сфере противодействия коррупции, а также объединение усилий гражданского общества, бизнес-сообщества, международных организаций и государства позволили минимизировать коррупционные риски и административную бюрократию в стране.

25 (п.63)

Организовать публикацию в зарубежных СМИ специальных материалов о принимаемых Казахстаном мерах по противодействию коррупции

публикации в СМИ

 

 

 

АПК (по согл., созыв), МИД

 

ежегодно, не позднее 20 декабря

Исполнено. АПК по аналогии с 2019 годом ведется работа по регулярному направлению информационных бюллетеней на английском языке о принимаемых антикоррупционных мерах в рейтинговые организации и дипломатические представительства.

Кроме того, зарубежные дипломатические представительства Казахстана на своих новостных страницах и в социальных сетях публикуют последние крупные новости по антикоррупционной линии (https://kazakhembus.com/domestic-policy/business-investment/anti-corruption).

В свою очередь, после завершения четвертого раунда мониторинга Стамбульского плана действий Антикоррупционной сети ОЭСР, также размещены отчеты о значительном прогрессе Казахстана в указанной сфере (https://www.oecd.org/corruption/acn/ OECD-ACN-Kazakhstan-Progress-Update-2019-ENG.pdf).

Совместные мероприятия АПК с международными организациями освещаются средствами массовой информации (https://www.osce.org/programme-office-in-nur-sultan/418007).

Официальное подписание Казахстаном Соглашения с Советом Европы о вступлении в ГРЕКО, также освещено на официальном интернет-ресурсе Совета Европы (https://www.coe.int/en/web/greco/-/kazakhstan-one-step-closer-to-joining-greco).

26

(п.65)

Обеспечить проведение мониторинга и оценки реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы

проведение мониторинга

 

 

 

АПК (по согл.)

 

ежегодно по итогам года, не позднее 15 февраля

Исполнено. АПК проведен мониторинг выполнения Плана.

Мониторинг показал, что 26 пункт Плана ответственными государственными органами выполнен полностью и 1 пункт Плана выполнен частично (п. 50 Плана).

 

27 (п.66)

Обеспечить проведение специальной мониторинговой группой внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы

проведение анализа

 

 

 

АПК (по согл., созыв), государственные органы, МИО

 

ежегодно по итогам года, не позднее 15 февраля

Исполнено. 22 января 2021 года на площадке АПК состоялось заседание Специальной мониторинговой группы, на котором подведены итоги проведения его членами внешнего анализа и оценки выполнения госорганами Плана мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан в 2020 году.

Справочно: В заседании приняли участие члены мониторинговой группы – лидеры общественного мнения – Соловьева А., Гасанов Р.Р., Касымов Б. и другие, а также Председатель АПК.

В целом членами Специальной мониторинговой группы принято исполнение всех 27 пунктов Плана мероприятий и даны рекомендации в отдельные государственные органы по их дальнейшей реализации.

 

_____________________________________

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

6 комментария

  1. аватар
    Glen 13 января 2024 06:29

    I believe this is one of the so much important info for me.

    And i'm glad studying your article. But want to statement on few basic issues, The website
    style is perfect, the articles is really great : D. Good task, cheers

    Also visit my web page Hai

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×