Взять за основу законопроект об Омбудсмене.

Взять за основу законопроект об Омбудсмене.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил принять специальный закон об Омбудсмене и усилить, укрепить аппарат Уполномоченного по правам человека и региональное представительство. 

  1. В плане мероприятий по реализации поручений Главы государства, утвержденным руководителем Администрации Президента – ответственным за законопроект закреплен – Национальный центр по правам человека. В этом есть логика. Свои проблемы они хорошо знают. 
  1. Значит работа началась по приведению действующего нормативно-правового акта в соответствие с требованиями Генеральной ассамблеи ООН. 
  1. В соответствии с Парижскими принципами Генеральной Ассамблеи ООН, такой институт по защите прав человека - должен быть создан в соответствии с Конституцией или специальным законом, быть независимым, с четко отраженной юрисдикцией и полномочиями, публичным, деполитизированным, доступным, оперативным, сотрудничающим с гражданским обществом, обращаться во все органы государственной власти, начиная с Конституционного совета, если с точки зрения уполномоченного по правам человека – норма закона не соответствует норме Конституции и т.д. То есть с большими правами и юрисдикцией. 
  1. Все постсоветские государства, все центрально-азиатские государства посредством закона регулируют деятельность омбудсмена. 
  1. Статус этого правозащитного государственного органа, аппарата должен быть на уровне Верховного Суда, Конституционного Совета, Парламента, Правительства и категорией «В». А сам омбудсмен – на уровне их руководителей. 
  1. В Армении на уровне – председателя Конституционного Суда, в Молдове – судей Высшей судебной палаты, в России – на уровне первого зам.председателя Правительства, в Кыргызстане – на уровне Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша, в Азербайджане – руководства Милли Меджлиса и т.д.. 
  1. Так во всех странах. Омбудсмен должен будет общаться с руководителями конституционных органов на равных, поскольку конституционная защита прав наших граждан – приоритет деятельности государства. 
  1. Помню, в том же 2002 году, когда был экспертом в Правительстве (премьер – Имангали Тасмагамбетов), зам.премьера – министр Павлов докладывал, что может рановато, тогда я встал и попросил слово. Сказал, что статус этого органа в мире высок и приравнять к должности председателя Верховного суда, Конституционного совета или первого вице-премьера. Помню у сидевших министров «челюсть отвисла». Тогда министры видно еще недопонимали важность этого правозащитного института. 
  1. В свое время, в 2002 году, руководство Администрации Президента в лице Нуртая Абыкаева поддерживали именно высокий статус омбудсмена и его аппарата в 50 человек категории «В», чтобы туда шли опытные кадры. Но руководители вновь создаваемого ведомства - «все профукали», не могли довести организационные вопросы до конца. 
  1. Сейчас аппарат 13 человек, занимается в основном пересылкой жалоб. И «силенок» у этого аппарата. Конечно. Совсем маловато. 
  1. И то, что Президент страны Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на усилении правового статуса этого правозащитного института - имеет исключительно важное знание. 
  1. Более 25 лет занимаюсь исследованием внесудебных механизмов защиты прав человека, как институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека). Индекс цитируемости высокий, поскольку научные работы по этой теме были одними из первых научных работ на постсоветском пространстве, СНГ, Литве,Латвии, Эстонии и т.д.. 

Поэтому буду знакомить с разными проблемами функционирования данного института в разных странах и международных организациях, и поскольку с чего то надо начинать - предлагается взять за основу один из проектов.  

Проект закона опубликован в монографии Башимова М.С. «Институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в странах СНГ и Балтии». Том 2 (второй)- Алматы. 2003. – 285 стр.

ISBN – 9965-638-25-X  

Закон Республики Казахстан

«Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмене)»

Настоящий Закон определяет статус, полномочия основы организации правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека по защите прав и свобод человека и гражданина. 

Глава 1. Общие положения 

Статья 1. Статус Уполномоченного по правам человека

  1. Уполномоченный по правам человека (далее - Уполномоченный) – независимое должностное лицо, осуществляющее контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное полномочиями проводить проверки по обращениям граждан и по собственной инициативе решений и действий (бездействия) государственных органов, иных организаций и их должностных лиц, государственных служащих, юридических лиц, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина
  2. Уполномоченный своей деятельностью дополняет существующие национальные средства защиты нрав и свобод человека, которая не влечет ограничения или пересмотра компетенции других государственных органов, осуществляющих защиту прав человека в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан.

З. Уполномоченный имеет двух заместителей, который также являются должностными лицами. Полномочия заместителя определятся Уполномоченным. Во время отсутствия Уполномоченного осуществление его полномочий возлагается на заместителя. Уполномоченный назначает исполняющим обязанности Уполномоченного в случаях своей болезни, отсутствия, отпуска или неспособности выполнять им свои обязанности. Если он не назначает в письменной форме исполняющего обязанности Уполномоченного, то их осуществляет старший по возрасту его заместитель. Уполномоченный вправе делегировать в письменной форме свои обязанности, закрепленные за ним законом и иному сотруднику. 

Статья 2. Законодательство об Уполномоченном

  1. Законодательство об Уполномоченном основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов.
  2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные нормы, чем те, что предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров.

Статья З. Правовые гарантии деятельности Уполномоченного и его заместителей.

  1. Уполномоченный и его заместители при осуществлении своей деятельности независимы и неподотчетны.
  2. Никто не вправе вмешиваться в деятельность Уполномоченного, его заместителей и возлагать на них функции, не предусмотренные настоящим Законом. Уполномоченный по правам человека, его заместители не связаны никаким императивным мандатом и указанием какой-либо власти, государственного органа и должностного лица, а также политических партий и общественных объединений. Какое-либо вмешательство в деятельность или воздействие в какой бы то ни было форме на Уполномоченного, его заместителей с целью воспрепятствования осуществлению ими своих полномочий не допускается и влечет ответственность по закону.

З. Уполномоченный по правам человека, его заместители прикосновенны, обладают свидетельским иммунитетом по вопросам, ставшими известными ими в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Свидетельской иммунитет распространяется на сотрудников Национального центра, а также на экс-омбудсменов, экс-заместителей омбудсмена и экс-сотрудников по вопросам, ставшим известными ими в связи с исполнением своих служебных обязанностей.

  1. Уполномоченный, его заместители в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан и Комитетов Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого или особо тяжкого преступления
  2. В течение срока полномочий Уполномоченный и его заместители несменяемы. Его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены, а также ограничены его компетенции за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. По истечении срока полномочий Парламента Уполномоченный и его заместители продолжают выполнять свои обязанности до прекращения срока их полномочий нового Уполномоченного и его заместителей. 6. Чрезвычайное положение в стране не влечет полномочий Уполномоченного и его заместителей.

Статья 4. Принципы деятельности Уполномоченного

Деятельность Уполномоченного основывается на принципах

  • законности;
  • приоритетности прав и свобод человека и гражданина;
  • объективности;
  • гласности.
  • конституционности,
  • демократизма,
  • независимости,
  • справедливости,
  • доступности,

10)оперативности,

11)сотрудничества с другими органами, с неправительственными правозащитными организациями.

Глава 2. Порядок назначения на должность и освобождении от должности Уполномоченного и его заместители

Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность Уполномоченного и его заместителя

Лица, назначаемые на должность Уполномоченного, либо его заместителя, должны отвечать следующим требованиям: 

  • обладать гражданством Республики Казахстан,
  • иметь высшее юридическое;
  • стажем работы не менее пяти лет по юридической специальности или в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • в течение двух лет кандидаты на должность не должны занимать депутатские должности, быть в политике.

Статья 6. Ограничения, связанные с пребыванием в должности Уполномоченного и его заместителя

  1. Уполномоченный или его заместитель не вправе:

1) быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;

2)  заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от её организационно-правовой формы;

4) в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

5) входить в состав наблюдательного совета коммерческой организации.

6) заниматься политической деятельностью.

На период осуществления своих полномочий Уполномоченный приостанавливает свое членство в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели. 

Статья 7. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного и двух его заместителей

1.(вариант исходя из ныне действующей Конституции Республики Казахстан 1995 года) Уполномоченный и его два заместителя назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан после консультаций с Комитетами Палат Парламента Республики Казахстан. Перечень Комитетов Палат Парламента, с которыми проводятся консультации, определяется Президентом Республики Казахстан. Кандидатура Уполномоченного по правам человека и его заместителей обсуждаются с учетом мнений и рекомендаций депутатов Парламента, политических партий и общественных движений, государственных и неправительственных общественных организаций.

 

2.(вариант) Уполномоченный и его два заместителя назначаются распоряжениями Председателей Палат Парламента. 

  1. Для осуществления сбора кандидатов созывается комитет, в состав которого входят Председатель Конституционного Совета, представители неправительственных правозащитных организаций, представители образовательных и научных учреждений и другие лица. Комитет представляет Президенту по три кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека и двух его заместителей. Президент после консультаций с комитетами Парламента назначат Уполномоченного по правам человека и двух его заместителей.
  2. Процедура рассмотрения кандидата на должность Уполномоченного осуществляется не менее чем за два месяца до момента истечения срока полномочий действующего Уполномоченного.
  3. При досрочном освобождения от должности Уполномоченного, рассмотрение кандидата на должность и его назначение производится не позднее двух месяцев, с момента освобождения данной должности.
  4. Срок полномочий Уполномоченного и его заместителя 5 лет с момента их назначения
  5. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более двух раз подряд.
  6. Заместители Уполномоченного назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Уполномоченного. 

Статья 8. Присяга Уполномоченного и его заместителя

Уполномоченный и его заместитель после назначения на должность в торжественной обстановке на совместном заседании Палат Парламента приводятся Президентом Республики к присяге следующего содержания:

«Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан„ добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина».

Статья 9. Основания прекращения полномочий Уполномоченного и его заместителя

  1. Полномочия Уполномоченного либо его заместителя прекращаются с момента окончания их срока, а также в случае досрочного освобождения или сложения ими своих полномочий.
  2. Досрочное освобождение должности Уполномоченного либо его заместителя осуществляется по следующим основаниям:
  • утраты гражданства Республики Казахстан;
  • стойкого нарушение состояния здоровья, препятствующего продолжению работы, установленного компетентной медицинской комиссией;
  • смерти;
  • вступления в законную силу обвинительного приговора суда только по серьезным уголовным делам, или признания недееспособным, а также признание безвестно отсутствующим по решению суда;
  • несоблюдения ограничений, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона;
  • неисполнения либо ненадлежащего исполнение должностных обязанностей
  • в случае нарушения присяги 
  1. Освобождение от должности Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном пунктом статьи 7 Закона. 

Глава 3. Компетенция Уполномоченного и порядок ее реализации 

Статья 10. Полномочия Уполномоченного и его заместителей 

  1. Уполномоченный и его заместители имеют право: 
  • запрашивать и получать на безвозмездной основе от должностных лиц и организаций необходимые для рассмотрения жалобы сведения и другие материалы, за исключением сведений, относимых к государственным секретам, которые должны быть направлены им в течение 10 рабочих дней после получения его запроса. 
  • на безотлагательный прием руководителями и другими должностными лицами государственных органов, иных организаций, получать объяснения от конкретных лиц по обращениям, находящимся у него в производстве; 
  • привлекать на договорной основе организации и специалистов к выполнению экспертных и консультационных работ для подготовки заключений по подлежащим выяснению обстоятельствам, связанным с нарушением прав человека и гражданина. Срок исполнения таких поручений не должен превышать двух месяцев, если иной срок не установлен сторонами; 
  • обращаться в суд, правоохранительные органы за защитой нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законодательстве формах. При обращении в суд Уполномоченный освобождается от уплаты государственной пошлины; 
  • Уполномоченный по вопросам прав человека, его заместители по предъявлению удостоверения, без предварительного уведомления, беспрепятственно имеет право входить на территорию и в помещения государственных органов, организаций и учреждений, включая войсковые части и соединения, а также посещать места принудительного содержания, где находятся задержанные, арестованные и осужденные лица, встречаться и беседовать с ними в отсутствие любых должностных лиц или работников. 
  • знакомиться с оконченными производством уголовными, гражданскими делами и административными материалами, решениями судов, вступившими в законную силу; с прекращенными производством делами и материалами, по рым отказано в возбуждении уголовных дел, а также делами, находящимися в производстве, с разрешения руководителя соответствующих органов; 
  • обращаться с апелляционными и надзорными жалобами по судебным делам. 
  • вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к установленной законом ответственности лиц, действия которых повлекли нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о принятии мер к возмещению материального и морального ущерба; 
  • публиковать на безвозмездной основе заключения и иные документы по результатам проведенных проверок в периодических изданиях, одними из учредителей которых являются государственные органы и иные государственные организации. 
  • вносить протест в порядке надзора только в случае грубого нарушения прав и свобод человека (а не при любом грубом нарушении закона) и лишь в том случае, когда ходатайство о принесении такого протеста уже подавалось Генеральному прокурору, но было им отклонено. 
  • обратиться к субъектам права обращения в Конституционный Совет по вопросам компетенции Конституционного Совета. 
  • обратиться в Парламент с рекомендацией по формированию комиссии Парламента по рассмотрению фактов нарушения прав и свобод и по проведению парламентских слушаний. По случаям серьезного или массового нарушения прав и свобод Уполномоченному должно быть предоставлено право выступить на очередной сессии Парламента. 
  • направлять в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам уведомления и общие рекомендации о защите прав и свобод и усовершенствованию административных процедур; 
  • обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы в Республики Казахстан, и представлять рекомендации о внесении изменений в законодательство Республики Казахстан в случаях, когда у омбудсмена имеются основания полагать, что решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и сотрудников, нарушающие права и свободы человека основываются и приводятся в исполнение в силу существующего в Республике Казахстан законодательства, или в случаях, когда нормы законодательства противоречит общепринятым принципам и нормам международного права и международных соглашений, участником которых является Республика Казахстан. 
  • оказывать консультационную поддержку Правительству в подготовке отчетов об обязательствах, отраженных в международных договорах по правам человека, а также, без вмешательства в первостепенную роль Правительства в подготовке этих отчетов, делать рекомендации по существу содержания этих отчетов. 
  • делать рекомендации по поводу последствий любого предложенного акта или инструкций, или любой предложенной политики Правительства, которые могут повлиять на соблюдение прав человека. 
  • Участвовать в международных встречах и других мероприятиях по вопросам прав человека, а также сотрудничать с другими государственными, региональными и международными органами, работающих в сфере прав человека. 
  • представлять рекомендации Парламенту по ратификации международных документов по правам человека. 
  • иметь другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и ратифицированными международно-правовыми актами. 
  • обратиться в письменной форме к Президенту Республики Казахстан, если имеющихся в его распоряжении средств реагирования окажется недостаточно. 
  1. С целью установления факта нарушения прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи Уполномоченный проводит проверки, как на основании поступивших обращений, так и по своей инициативе, если из официальных источников или средств массовой информации ему стало известно об этих нарушениях. 

Статья 11. Изъятия из компетенции Уполномоченного

Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия и решения Президента, Парламента Республики Казахстан и его депутатов, Конституционного Совета.

Статья 12. Рассмотрение жалоб Уполномоченным

  1. При осуществлении своей деятельности Уполномоченный рассматривает обращения граждан Республики Казахстан, а также иностранцев, лиц без гражданства, на действия и решения должностных лиц и организаций, юридических лиц нарушающих их права и свободы, гарантированные Конституцией, законодательными актами и международными договорами Республики Казахстан.
  2. Действия и решения должностных лиц и организаций юридических лиц, нарушающие права и свободы граждан могут быть обжалованы Уполномоченным в течение шести месяцев с момента предполагаемого нарушения, либо с момента, когда об этом нарушении стало известно лицу, чьи права и свободы были нарушены.
  3. В ходе рассмотрения обращения Уполномоченный должен предоставить государственным органам и органам местного самоуправления, юридическим лицам, должностным лицам и служащим, чьи решения или действия (бездействия) явились причиной обращения, возможность предоставить объяснения по любым вопросам, требующим разъяснения в ходе рассмотрения обращения. До момента формального представления отчета, содержащего критику или неблагоприятную информацию об органе или лице, Уполномоченный проводит консультации с таким органом или лицом и предоставляет такому органу или лицу достаточное количество времени для подготовки ответа.
  4. Обращения лиц, содержащихся в местах лишения свободы, адресованные Уполномоченному, не подлежат просмотру их администрацией и направляются Уполномоченному в течение 24 часов.

Статья 13. Акты реагирования Уполномоченного

  1. Актами реагирования Уполномоченного являются заключения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод.
  2. По результатам проверки обращений Уполномоченный вправе направить должностному лику, действиями которого нарушены права и свободы заявителя, заключения, содержащие рекомендации относительно мер, которые надлежит принять для восстановления нарушенных прав и свобод.
  3. Должностное лицо, получившее заключения Уполномоченного, обязано в течение одного месяца с момента их поступления рассмотреть рекомендации и направить сообщение о результатах их рассмотрения.

В случае отклонения заключения Уполномоченного, должностное лицо обязано мотивировать свое решение по существу.

  1. Копия заключения Уполномоченного направляется заявителю. 

Статья 14. Требования, предъявляемые к обращениям

Обращение должно быть подписано заявителем и содержать сведения о его фамилии, имени, отчестве и месте жительства или работы, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе прилагаются документы и иные материалы, подтверждающие требования заявителя.

Статья 15. Принятие жалобы к регистрации и рассмотрению

Уполномоченный, приняв жалобу к рассмотрению, вправе:

  1. разъяснить способы и средства, которые заявитель вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  2. передать обращение в надлежащие органы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  3. организовать самостоятельную проверку и принять все меры для восстановления нарушенных прав и свобод заявителя. 

Статья 16. Перечень случаев, при которых Уполномоченный вправе не рассматривать или прекратить рассмотрение обращения:

  1. не определена личность заявителя,
  2. заявитель знал о действиях, ставших причиной обращения, на протяжении более чем 6 месяцев, и не может объяснить причин отсрочки обращения за восстановлением нарушенных прав;
  3. существует иной эффективный способ восстановления нарушенного права или право обжалования, кроме обжалования через суд, который заявитель мог использовать, вне зависимости от того, был ли этот способ фактически использован заявителем;
  4. нарушение, явившееся причиной обращения, незначительно или носит бюрократический характер,
  5. средств Уполномоченного по правам человека недостаточно для проведения надлежащей проверки;
  6. с учетом всех обстоятельств обращения, дальнейшее рассмотрение нецелесообразно или не может быть гарантировано;
  7. рассмотрение обращения не приведет к ощутимым результатам; 8. такое обращение или аналогичное, полученное от заявителя уже рассматривалось ранее;
  8. рассмотрение иных обращений является более приоритетным;

Отказ в рассмотрении обращения не влияет на право Уполномоченного по своему усмотрению инициировать проверку действий, явившихся основанием для обращения, или связанных с ним действий. 

Статья 17. Совершенствование законодательства в области прав человека.

Уполномоченный в пределах своей компетенции способствует совершенствованию законодательства Республики Казахстан, касающегося прав и свобод человека, форм и методов их защиты, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека путем внесения соответствующих предложений в государственные органы.

Статья 18. Просвещение в области прав человека

Уполномоченный содействует правовому просвещению в сфере прав и свобод человека, участвует в разработке образовательных программ и повышении уровня знания населения, национального законодательства и важнейших международных документов по правам человека.

Статья 19. Обращение Уполномоченного к Президенту и Парламенту Республики Казахстан

В случаях, имеющих, по мнению Уполномоченного, большое общественное значение, он вправе направить своё обращение непосредственно Президенту и Парламенту Республики Казахстан.

Статья 20. Ответственность должностных лиц

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а также любого воспрепятствования правомерным действиям Уполномоченного, должностное лицо привлекается к ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, информируется Уполномоченный.

Статья 21. Обязанности Уполномоченного и его заместителя

При осуществлении своей деятельности Уполномоченный и его заместители обязаны

  1. соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;
  2. обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан;
  3. рассматривать в порядке и в сроки, установленные законодательством, обращения граждан на действия (бездействия), решения государственных органов, иных организаций и их должностных лиц и принимать по ним необходимые меры;
  4. хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, не разглашать информацию конфиденциального характера, ставшую известной в результате рассмотрения
  5. быть внимательным и корректным в отношениях с заявителем;
  6. проявлять объективность и беспристрастность при рассмотрении обращений;
  7. не совершать каких-либо действий против интересов лица, обратившегося за защитой, и не препятствовать осуществлению его прав;
  8. предоставлять средствам массовой информации по их просьбе возможность ознакомления с результатами проведённых проверок по фактам нарушений прав и свобод человека и гражданина. 

Статья 22. Взаимодействие Уполномоченного со СМИ

Средства массовой информации оказывают Уполномоченному по правам человека содействие в осуществлении им своих обязанностей. Уполномоченный по правам человека вправе потребовать, а средства массовой информации обязаны ему предоставить время на государственном теле и радиоканале, места на страницах газет и журналов, в которых государство имеет контрольный пакет акций, для сообщения о материалах и фактах, полученных в результате исполнения им своих служебных обязанностей. Официальные средства массовой печати публикуют материалы Уполномоченного по правам человека в первоочередном порядке.

Статья 23. Ежегодный доклад Уполномоченного

Ежегодно Уполномоченный представляет на рассмотрение Президенту и Парламенту Республики Казахстан доклад о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Казахстане и своей деятельности. Доклад может также содержать оценки и рекомендации общего характера, направленные на совершенствование правоприменительной практики и национального законодательства о правах человека. Доклад публикуется в официальных изданиях.

Глава 4, Организация деятельности Уполномоченного

Статья 24. Национальный Центр по правам человека

  1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается Национальный Центр по правам человека (далее — Национальный Центр). Уполномоченный по правам человека и сотрудники Национального центра по правам человека являются государственным органом с правом юридического лица, имеющий расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием на государственном языке и с изображением Государственного герба Республики Казахстан.
  2. Руководителя Национального Центра назначает Уполномоченный.

Деятельность Национального Центра осуществляется на основании Положения о Национальном Центре по правам человека, утверждаемого Уполномоченным. Им утверждается структура рабочего аппарата Национального центра по правам человека. Руководитель Национального центра по нравам человека непосредственно руководит работой Национального Центра.

  1. Национальный Центр осуществляет информационно аналитическое, организационно-правовое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного и его заместителя.
  2. Уполномоченный по правам человека может создавать и подбирать кадры для региональных представительств с учетом плотности населения и частотой получаемых обращений.

Сотрудники Национального центра являются государственными служащими, осуществляющими свою деятельность на основании законодательства о государственной службе.

Статья 25. Экспертный совет при Уполномоченном

При Уполномоченном может быть создан экспертный совет с консультативно-аналитическими функциями и состоящий из лиц, имеющих опыт работы в сфере защиты прав свобод человека и гражданина.

Статья 26. Финансирование деятельности Уполномоченного и Национального центра

Финансирование деятельности Уполномоченного и Национального центра осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Финансовая независимость обеспечивается отдельной статьей в бюджете. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполнят смету расходов. По вопросам оплаты труда, социальному, медицинскому и иному обеспеченно Уполномоченный по правам человека и его заместители соответственно приравниваются к должностям Председателя членов Конституционного Совета. Работники Национального центра по уровню заработной платы, иным условиям материального, финансового и социально-бытового обеспечения должны быть приравнены к соответствующим работникам аппарата Конституционного Совета.

Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие с I января 2004 года. 

Президент

Республики Казахстан 

 

Марат Башимов, директор экспертного Института европейского права и прав человека, профессор

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×