С новым законом о митингах все станет на порядок безопаснее и удобнее

С новым законом о митингах все станет на порядок безопаснее и удобнее

Известный правовед, член Национального совета общественного доверия, директор Института европейского права и прав человека Марат Башимов в своем Facebook проанализировал поступивший в Сенат проект Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний», передает МИА «Казинформ».

«Достаточно либеральный и прогрессивный законопроект «О порядке организации и проведения мирных собраний» поступил в Сенат. Я уже писал о том, и еще раз отмечу, что: 1. Законопроект соответствует международным пактам в области прав человека, в частности 21 статье Международного Пакта о гражданских и политических правах ООН, поскольку обеспечивается самое главное - право на волеизъявление, и которая гласит «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Все старались придерживаться этой главной правовой нормы. А также статей 32, 39 Конституции РК, дублирующей эту норму международного пакта. Соответствует он, и в целом, и принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Руководящим принципам ОБСЕ.

  1. Презумпция в пользу проведения мирных собраний, заложенная в законопроекте – это один из главных принципов, указанных в «Pуководящих принципах по свободе мирных собраний» ОБСЕ. Кроме того, нашло отражение и наличие другого принципа, который гласит – «все разрешено, что не запрещено». Законопроект один из либеральных на постсоветском пространстве. Уведомительный принцип организации митингов - за 5 рабочих дней. В Российской Федерации также действует уведомительный принцип, но «в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия». В Кыргызстане – «не позднее 12 календарных дней» и так во многих странах. В Узбекистане – за 30 дней и т.д. 3. Также, к примеру, более жесткие требования к организаторам митингов у наших соседей – Российской Федерации. Там не могут быть организаторами - привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. А это такие статьи, как: статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Статья 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций и т.д. Есть некоторые ограничения и в других странах. 4. У нас – этого нет. Не стали это еще в самом начале включать разработчики правительственного варианта, чтобы в полной мере обеспечить волеизъявление граждан. А то очень многим бы запретили быть организаторами мирных собраний. 5. Многие думают, что митинги – это касается только политического направления. Нет - это любой спектр защиты конституционных прав граждан – экономического, социального, культурного, образовательного и все не перечислишь. 6. Специализированные места должны находиться в центральных частях городов, обеспечивать удобство организации, возможность использования объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников собраний. Кроме того, для прозрачности и объективности информации о наличии и занятости специализированных мест были инициированы поправки, согласно которым акимат будет обязан размещать на своем интернет-ресурсе перечень таких мест и информацию об их занятости. 7. Предложили законодательно закрепить возможность проводить пикеты в любых местах, не запрещённых законом. Список таких запрещённых мест ограничен объектами, имеющими стратегическое значение, а также теми, эксплуатация которых требует соблюдения правил техники безопасности. К примеру, это объекты железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, магистральные трубопроводы, линии связи и другое. 8. Практически убрали все нормы, регламентирующие деятельность журналистов. 9. Также четко обозначены основания прекращения мирных собраний, такие как создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинения ущерба имуществу, в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости специализированного места. Теперь стало все понятнее и демократичнее. И, в первую очередь, для применения и общественного контроля. 10. Работа проделана большая. Это надо просто видеть. Законопроект продвигали, несмотря на препоны. Так бы он годами «болтался» в плане законопроектных работ со всеми согласованиями, корректировками, этапами и т.д. Тот, кто разбирается в законопроектной деятельности, это скажет. А другие пусть не питают иллюзий, что все так легко. 11. Активное участие в обсуждении и разработке законопроекта приняла широкая общественность. Обсуждали на многих площадках. Столь широкое участие гражданского общества в работе над законопроектом позволило подготовить достаточно либеральный и прогрессивный документ. Активными были члены Национального Совета общественного доверия - Ерлан Саиров, Мухтар Тайжан, Асылбек Кожахметов, Мурат Абенов, Асхат Садырбай. Международные эксперты и представители международных организаций указывали, что законопроект долго и всесторонне обсуждался практически на всех площадках. Притом, разработчик закона не вставал «в ступор», всегда старался идти навстречу. Законопроект видоизменялся и стал очень либеральным. Что-то вносилось новое. В общем, звучали различные точки зрения и это было правильным. Компромиссы находили. Это был баланс интересов. 12. Закон о мирных собраниях предложил Президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального совета общественного доверия. Не предложи его Президент, и не было бы нового демократического регулирования. Сколько бы не говорили. 13. Скоро примут новый закон и в небытие уйдут многие проблемные вопросы. Все станет на порядок легче и доступнее, безопаснее и удобнее. Привычными и обычными для всех станут митинги. И время это покажет. Короновирус непонятно когда погибнет. Если сейчас закон не принять, то он может быть принят только осенью 2020 или в 2021 гг. Тогда до тех пор будут действовать те нормы Закона 1995 года, которыми многие возмущались. И правоприменитель, будь то полиция или другие госорганы, вынуждены будут ориентироваться на нормы старого закона. Осень пора политических баталий, подготовке к парламентским выборам. И наличие нового закона им только в поддержку. Так что прогрессивное движение вперед есть и это хорошо. Думается, после чрезвычайного положения новое правовое регулирование облегчит многие нынешние проблемные вопросы по свободе выражения своих мнений».

 МИА «Казинформ»


 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×