Законодательное регулирование как  драйвер  устранения  экологической  деградации в Казахстане

Законодательное регулирование как драйвер устранения экологической деградации в Казахстане

В свете глобального кризиса,  связанного с пандемией COVID-19 резко  актуализировались проблемы  экологической деградации в  планетарных  масштабах.

 По  мнению  эксперта ООН Дэвид Бойда,  вырубка лесов, промышленное сельское хозяйство, незаконная торговля видами дикой природы и другие виды деятельности, приводящей к деградации окружающей среды и изменению климата, увеличивают риск будущих пандемий и экологических  катаклизмов. Ключевой  вывод - экологический кризис и пандемия имеют одну природу — антропогенную. Международные эксперты  единодушны  в одном  важном  выводе – государствам необходимо  по новому  строить экологическую  политику  в дальнейшем, которая должна привести к пониманию прямой зависимости  жизни   человека от  его  отношения к  окружающей среде и природным ресурсам.

В Казахстане, где   уровень загрязнения   окружающей среды и  сложившаяся  политика природопользования подошла, можно  утверждать, к  критической  черте. Возрастающая  динамика  показателей роста заболеваний и смертности за последние  30 лет,  вызванных экологией,  служат тому  научным  подтверждением.

На территории Республики насчитыва­ется около 2,5 тыс. предприятий, относящих­ся к 1-2 самым высоким классам опасности среди 5 существующих классов. По данным экспертов британской организации The Eco Experts, Казахстан вошел в десятку самых токсичных стран мира. Такой  вывод сделан на основе данных о 135 странах мира  по 5 факторам окружающей среды: потребление энергии на душу населения; выбросы углекислого газа (СО2) от сжигания топлива; уровень загрязнения воздуха; смертельные случаи, связанные с загрязнением воздуха; возобновляемые источники энергии. Важно также   помнить, - Являясь стороной Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, Казахстан ратифицировал Парижское соглашение и взял на себя добровольные обязательства по сокращению парниковых газов на 15% от уровня 1990 года к 2030 году. Очевидным выводом  при этом является то, что ключевая  причина такого  состояния  экология  заключатся  в  применении    устаревших и «грязных» технологий, а также  отсутствия  использования  механизмов законодательного  регулирования  в сфере экологии. 

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении отмечал,  о том, что новый Экологический Кодекс заложит основу для постройки экологического государства. В результате усовершенствования экологического законодательства разработан новый проект Экологического Кодекса, который более широко и емко охватывает современные аспекты экологического регулирования.

          В этой  связи, выражаю свое экспертное  мнение по ряду  важных  положений  проекта Экологического  кодекса. 

  1. Принципиальное изменение  распоряжения  экологическими  платежами.

Согласно доклада Министерства  экологии, геологии и природных ресурсов в 2019 году из 45 населенных  пунктов в Казахстане к высокому уровню загрязнения атмосферного воздуха относятся города Нурсултан, Алматы, Караганда, Темиртау, Атырау, Актобе, Балхаш, Усть-Каменогорск, Жезказган, Риддер. Государственный экологический контроль выявил за год более 4000 нарушений.   В Казахстане сложилась напряженная экологическая обстановка, которая стала серьезной преградой на пути социально-экономическо­го развития страны. На реализацию природоохранных мероприятий за счет средств природопользователей было предусмотрено 171 млрд. тенге. Согласно старому Экологическому Кодексу сборы от штрафов за экологические нарушения шли в бюджет и лишь 40%,  расходовалось  на новые природоохранные мероприятия.  При этом  экологические  платежи в полном  объеме направлялись  в  республиканский  бюджет без  учета  бюджетов   регионов. Тем самым  нарушается   ключевой принцип -  отсутствие заинтересованности и  мотивации региональных органов в реализации  адекватных  мероприятий    улучшению  окружающей среды. Не  учитывается, принципиальный фактор, что именно регион является основным  субъектом и объектом  экологических  отношений.

Исходя из этого в новом Экологическом кодексе:

- сохраняя  основной принцип «загрязнитель  платит»,  как и в мировой практике, усиление экономической и законодательной  ответственности предприятий вполне обоснованно, по   стандартам  зарубежных  стран, в том  числе добывающих  углеродные  минеральные  ресурсы,  увеличиваются  размеры штрафов  в  кратных  размерах. 

- все платежи по экологии и природопользованию (природная рента, штрафы за  выбросы, нарушения  законодательства и др.)    будут направлены не в  общий  бюджет, а  сконцентрированы  в течение года на  отдельном  счете – Фонда экологии региона. Это даст  возможность повысить  ответственность и  установить строгий  контроль  за   целевым   использованием  всех экологических  платежей,  направленных на природоохранные мероприятия.

  1. Экономические и законодательные стимуляции предприятий-загрязнителей на внедрение наилучших доступных и «зеленых» технологий (НДТ).

В странах Европы  для снижения объема выбросов на 1% закладывают существенные инвестиции и планируют мероприятия длительностью в  10-15 лет. Внедрение НДТ позволит сократить объемы выбросов на единицу выпускаемой продукции,  а также повысить  ответственность предприятий-загрязнителей. В этой связи, с принятием нового Экологического Кодекса вполне обосновано усиление контроля и регулирования  за крупными предприятиями - загрязнителями 1 и 2 категорий. Для получения комплексного разрешения предприятию необходимо разработать  программу экологической эффективности с  целевыми  индикаторами с целью  минимизировать воздействие на окружающую среду с постепенным внедрением  НДТ и комплексов  «зеленых» технологий  на долгосрочный  период до 15 лет. Предусмотреть  штрафы  на случаи  не внедрения НДТ в  установленные сроки. С 2025 планируется введение перехода на НДТ. В случае, отказа предприятия от НДТ ставки платы  будут только расти: с 2025 – в два раза, с 2028 – в 4 раза, с 2031 – в 8 раз. Таким образом, создается не запретительный, а мотивационный механизм.  К примеру, мировой опыт показывает, что благодаря данному механизму объем выбросов загрязняющих веществ удалось снизить на 94 % в течении 15 лет. Сегодня уже такие крупные предприятия- загрязнители   заявили свои обязательства по снижению и сокращению выбросов, так АО «АрселорМиттал Темиртау» к 2024 взял курс на сокращение объема выбросов  на 30%, ТОО «Казцинк» сократит на 20% выбросы диоксида серы и впервые в Республике Казахстан внедрит НДТ в своем производстве, АО «НК КазМунайГаз приступил к ликвидации замазученных земель и утилизации  отходов. И все они осознанно к новациям приступили сейчас, не дожидаясь, когда новые требования  Экологического Кодекса вступят в силу.

Кроме того,  из новых законодательных новаций есть вполне ожидаемые меры - обязательство предприятий крупных загрязнителей 1 категорий  установить специализированные датчики, по которым уполномоченный орган, местный исполнительный орган, а также общественность в онлайн режиме будет наблюдать за объемами выбросов в окружающую среду.

Обсуждается и вопрос и об изменении подходов к оценке качества атмосферного воздуха, о целесообразности перехода систем нормирования  к нормам ВОЗ и мировым стандартам. В рамках нового Экологического Кодекса  произойдет ужесточение  административной  ответственности к крупным предприятиям  - это увеличение  размеров штрафов в 10 раз, а также повышения срока административной  ответственности с 1 года до 3 лет.

  1. Законодательно усилена роль и  возможности  экологических  организаций и  общественности.

     С развитием новой редакции Экологического Кодекса появилась возможность расширить участие общественности в обеспечении выполнения экологических требований в механизме принятия экологически значимых решений. Министерством экологии, геологии и природных ресурсов проводится   масштабная  работа по всестороннему  обсуждению и  подготовке  самых  интересных и инновационных  идей и предложений  для  разработки  нового Экологического  Кодекса.

Новая редакция предполагает введение четырех стадий участия общественности  в процессах принятия решений. Расширяются возможности доступа к полноте экологической информации. Широкие слои населения будут участвовать в  принятии решений при  внедрении проектов намечаемой деятельности. Общественное участие предусматривает активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов, альтернатив и любой другой информации, касающейся принимаемого решения. В «Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды», одобренных 25 октября 1995г. в Софии Третьей Конференцией министров «Окружающая среда для Европы», подчеркивалось, что разработка механизма привлечения общественности к процессу принятия экологически значимых решений особенно важна для стран с переходной экономикой.

         Таким образом, в настоящий период предоставляется  редкая  возможность  открыть  новые драйверы для   мощного  стимулирования   борьбы за   развитие  экологии страны, в  условиях   новых   глобальных вызовов. Принятие  нового Экологического  Кодекса дает  возможность государству  вооружиться  законодательными  нормами   международного уровня и дальнейшей их  имплементации  в интересах  воспитания   нового поколения   казахстанцев  с новым  экологическим  мировоззрением.

 

Скакова А.А.

Представитель Ассоциации экологических организаций Казахстана по г. Алматы, кандидат географических наук, директор научно-исследовательского института проблем экологии КазНУ им.Аль- Фараби

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 2

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×