Новые задачи у частных судебных исполнителей

Новые задачи у частных судебных исполнителей

Прошло заседание общественной комиссии Республиканской палаты судебных исполнителей. Проблем в этой сфере очень много.. Обсуждалась Программа развития этого института на 2018-2025 годы. Ее подробно, не скрывая проблем изложил Сергей Ли – руководитель Республиканской палаты частных судебных исполнителей.
Была создана комиссия для обсуждения проблем в этой непростой, важной для человека сфере общественных отношений. В Комиссии - Дулат Куставлетов (депутат Сената) – председатель Комиссии,  депутаты Мажилиса - Асылбек Смагулов, Магеррам  Магеррамов, Берик  Дюсенбаев, Василий Олейник, Балаим Кесебаева, ),  профессор Марат  Башимов,  Дулат Абибуллаев (корреспондент-редактор дирекции информационно-аналитических программ в АО РТРК "Казахстан", Серик  Акылбай (председатель РОО "Казахстанский союз юристов"), Ернар  Адам (пред правления юркомпании "Юристы Казахстана), Асель  Жанабилова (пред. республиканской нотариальной палаты), Нурлан  Баймурзаев дир. департамента партконтроля партии "Нур-Отан"), Жанат Ешмагамбетов (вице-министр юстиции), Сагадат Каспакова (частный судебный исполнитель г. Астаны), Нургали Андасов ( зам.дир.ДИСА МЮ РК.

Совершенствование статуса судебного исполнителя, оптимизация исполнительного производства, обеспечение своевременного исполнения требований исполнительных документов, повышение рентабельности деятельности частного судебного исполнителя. развитие международного сотрудничества в сфере принудительного исполнения. Сокращение количества жалоб и сроков исполнения. Исполнение судебного акта – важнейший участок правовой практики, а полнота и своевременность исполнения судебных решений определяет не только эффективность правосудия, авторитет судебной власти, но и престиж самого государства.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную законодательством. Эти требования корреспондируют к статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в интерпретации практики Европейского Суда по правам человека.

Таким образом, построение эффективной системы исполнения судебных актов есть задача, без решения которой невозможно обеспечить конституционные гарантии доступа к правосудию, гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций. Исполнение судебного акта является заключительной стадией судопроизводства. Именно в этой стадии осуществляется реальная защита нарушенного или оспоренного права. От качества исполнительного производства зависит восприятие гражданами эффективности судебной власти, действия самого права.

Важно отметить, что в течение последних девяти лет развитие системы исполнительного производства проходило в условиях ускоренного темпа развития общества и тенденции постоянного усложнения гражданских правоотношений. Это закономерно сказалось и на состоянии исполнительного производства.

Отсутствие эффективности исполнения актов судов влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию своих гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных обязанностей, установленных законом.

Разрешение проблем в системе исполнительного производства явилось предпосылкой для внедрения института частных судебных исполнителей в европейских странах еще с XIX века, таких как Франция, Королевство Нидерландов, Англия и Уэльс, позднее и других, в том числе и постсоветских (Латвия, Литва), где в настоящее время успешно действует профессия частного судебного исполнителя.

Идея внедрения института частных судебных исполнителей впервые озвучена на IV съезде судей Президентом Казахстана  Н. А. Назарбаевым.

В связи с чем, с 2010 года в нашей стране внедрена альтернативная государственному частная форма исполнения судебных решений. Таким образом создание института частного исполнения в Казахстане направлено на повышение эффективности решения указанных задач.  С 2016 года к исключительной компетенции ЧСИ переданы почти все категории исполнительных документов, в том числе о взыскании в доход государства, социально-значимые категории дел, при этом исключено право выбора ГСИ или ЧСИ. Таким образом, увеличился «портфель» принимаемых ЧСИ документов, а вместе с ним нагрузка и ответственность.

С учетом принимаемых законодательных изменений и передачи почти всех категорий исполнительных документов, исключены качественные и количественные барьеры для наделения полномочиями частного судебных исполнителей. Количество частных судебных исполнителей стало не ограничено. При этом снижены ограничения по стажу работу для кандидатов (для бывших судебных исполнителей с 5 до 3 лет, для сотрудников правоохранительных органов с 10 до 5 лет), исключена процедура наделения полномочиями ЧСИ для лиц, имеющих лицензию (тестирование и собеседование), упрощена процедура получения лицензии для лиц, прошедших стажировку, при этом минимальный срок стажировки уменьшен до 3 месяцев.

В этой связи наблюдалось постоянное увеличение количества частных судебных исполнителей.

 

На 1 ЧСИ приходится на 11 299 граждан (общая численность населения -18 млн.) Помощников ЧСИ – 514. Из 1 596 ЧСИ: женщин -332 (20,8%); мужчин -1264 (79,1%).

При передаче в 2016 году всех категорий исполнительных документов не были учтены ни материальные, ни технические возможности института ЧСИ. Исполнительные документы без подготовки, без проведения соответствующего анализа и готовности переданы на исполнение к ЧСИ. При этом нагрузка на одного ЧСИ составила в среднем от 100-200 документов в месяц, у некоторых составила от 1000 и более. Таким образом проблемы, которые имелись у государственных судебных исполнителей перешли к частным судебным исполнителям.

Проблемы с низким статусом и профессиональным уровнем частных судебных исполнителей. Действующий статус частного судебного исполнителя, его профессионализм, деловые качества не отвечают мировым требованиям современного специалиста в области исполнения судебных актов. Во многих странах к данной профессии относятся с уважением, и она является престижной. В Казахстане данная профессия закрепилась на фоне советских стандартов, и, как правило, являлась стартовой площадкой для перехода на работу судьи или банковского специалиста по проблемным займам.

В настоящее время мнение у населения о судебных исполнителях, в том числе и частных, сформировалось негативное и отрицательное. Отсутствует престиж данной профессии. Кроме того, с учетом снижения требований при наделении полномочиями ЧСИ и формирования бюджета палаты за счет количества ЧСИ, также снизился их качественный состав.

Во Франции, Болгарии, странах Прибалтики частный судебный исполнитель имеет по 10-15 помощников, где работа его конторы напоминает небольшую компанию или фабрику. Все это позволяет им ежегодно иметь на исполнении 5-8 тыс. исполнительных документов.

1 января 2015 года образована Республиканская палата ЧСИ. В регионах созданы филиалы Республиканской палаты, руководители которых действуют по доверенности от центра. До этого, все частные судебные исполнители состояли в членстве региональных коллегий (некоммерческие организации в форме профессионального объединения), а региональные коллегии в членстве республиканской коллегии (объединение юридических лиц). К вновь созданной Республиканской палате переданы организационные и контрольные функции (распределение исполнительных документов, распределение частных судебных исполнителей на территории исполнительного округа, дисциплинарные комиссии и рассмотрение нарушений и др.). Одновременно с этим, палата должна вести аналитическую и методическую работу, участвовать в нормотворческой деятельности, принимать меры по повышению эффективности исполнительного производства, защищать и отстаивать интересы своих членов.

 

 

2015

2016

2017

Доход

160 592 875

367 265 676

410 638 310

Ч/В

116 488 846

207 894 385

252 174 375

В/В

27 750 000

125 676 176

127 008 865

Стажировка

16 354 029

33 695 115

31 455 070

 

 

 

 

Расход

141 454 500

294 681 101

358 974 889

З/П

77 850 000

176 220 000

196 960 000

Налоги

7 707 900

20 973 350

28 116 120

Аренда

23 826 100

40 576 332

42 966 168

Закуп МТО

16 301 800

37 979 823

48 425 093

Иные

15 768 700

18 931 596

42 507 508

       

АИС ОИП

   

-107 137 830

Расход

   

162 796 000

Доход

   

55 658 170

 

Штатная численность аппарата Республиканской палаты 

Наименование подразделения 

2015

2016

2017

Центральный аппарат

13

11

21

Региональные палаты

86

93

92

Всего:

99

104

113

В том числе на безвозмездной основе

25

26

29

Учитывая дефицит бюджета и в целях экономии средств в отдельных регионах руководящий состав аппарата региональных палат осуществляют деятельность на безвозмездной основе.

Проблемы в деятельности Республиканской палаты: 

Учитывая тенденцию ежегодного снижения количества вступающих в палату членов, имеются риски формирования порядка 40 процентов бюджета. При этом у 20-25 процентов ЧСИ, в особенности вновь вступивших в палату, возникают трудности в оплате ныне действующих размеров членских взносов. Кроме того, ввиду низкой окупаемости деятельности ЧСИ, палата не имеет возможности увеличения размеров членских взносов;

- отсутствуют иные источники финансирования;

- ввиду отсутствия собственных зданий и надлежащего материально-технического обеспечения имеются значительные расходы по аренде зданий и иных материально-технических средств; - ввиду незначительного материального обеспечения наблюдается низкий уровень профессионального кадрового состава Палаты, невозможность расширения кадрового состава и привлечения профессиональных специалистов;

(из 113 сотрудников, имеют стаж работы в системе исполнительного производства 31, менее 1 года – 2, остальные не имеют стажа)

- отсутствие надлежащего менеджмента в организации деятельности филиалов; - недостаточное финансирование не позволяет должным образом проводить работы по автоматизации процедур исполнительного производства.

Повышение эффективности и объективности осуществления контроля: - осуществление контроля за процессуальными действиями судебного исполнителя только судом;

Автоматизация процесса исполнительного производства. В течении 2018-2020 года  - автоматизация процесса наложения (снятия) ареста на недвижимое имущество, на доли должника в уставном капитале юридических лиц и на регистрационные действия; -  интеграция с информационной системой КУИС МВД РК, в части автоматизации получения информации о месте отбывании наказания должника, а также направления в учреждение постановления об обращении взыскания на заработную плату осужденного; - интеграция с КГИП МФ РК, в части получения в АИС ОИП сведений о доле государственного участия юридического лица; -  интеграция с информационными системами других государственных органов, посредством ИС Генеральной прокуратуры в части автоматизации направления исполнительных документов о взыскании административных штрафов и других обязательных платежей в бюджет в электронном формате; - СМС уведомление должников о возбужденном исполнительном производстве и принятых мерах по ним; - интеграция с ИС «Е-Нотариат», в части автоматизации направления постановления о запрете совершения нотариальных услуг в пользу должника; - реализация сервисов во всех банках второго уровня, по запросу о движении денежных средств, наличии счетов и наложению/снятию арестов на счета, инкассовых операций в электронном формате; -  автоматизация направления судебным исполнителем представления в суд в электронном формате;

В течении 2021 – 2023 года -- интеграция со всеми банками второго уровня в части предоставления должникам возможности погашения задолженности через любые банкоматы и кассовые отделения страны;  - автоматизация процесса наложения и снятия ареста на движимое имущество.

Так что работы в этой сфере будет еще много.

 

Тимур Башимов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×