Текст выступления руководителя департамента превенции Жаровой А.К. по коррупционным рискам в сфере земельных отношений

Текст выступления руководителя департамента превенции Жаровой А.К. по коррупционным рискам в сфере земельных отношений

Добрый день,

уважаемые участники брифинга!

 

Сегодня мы поговорим о коррупционных рисках в сфере земельных отношений.

Этот вопрос всегда был и остается одним из наиболее актуальных для казахстанцев.

К сожалению, приходится констатировать, что сфера земельных отношений – это плодородная почва для коррупции.

Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в текущем году Транспаренси Казахстан.

Получение / оформление земельного участка вошли в топ-5 коррупционных поводов.

Это отмечают как граждане, так и представители бизнеса, которые в 60% случаев сталкиваются с неформальным решением вопросов в управлениях земельных отношений и аппаратах акимов районов.

Суммы взяток в среднем варьируются от 5 до 200 тыс. тенге. Хотя на практике есть случаи, когда вознаграждения исчисляются несколькими миллионами.

При этом в половине случаев инициатором коррупционной сделки являются сами должностные лица, искусственно создавая препятствия для разрешения вопроса.

В разрезе региональной коррупционной пораженности в лидерах, согласно социсследования, Алматинская (26,4%), Атырауская (9,4%), СКО (9,4%), Карагандинская (7,5%), Акмолинская (7,5%) и Восточно-Казахстанская (7,5%) области.

Высокий уровень коррупционности сферы земельных отношений подтверждает и оперативно-следственная практика.

Только за три последних года здесь зарегистрировано более 300 коррупционных правонарушений. За их совершение к уголовной ответственности привлечены 105 лиц. Осуждено 87.

Наибольшее число лиц, привлеченных за совершение коррупционных преступлений приходится на Туркестанскую (20), Мангистаускую (15), Жамбылскую (14), Акмолинскую (11), Алматинскую (9) и Павлодарскую (8) области.

В большинстве случаев преступления совершены работниками отделов земельных отношений, архитектуры,
а также акимами сельских округов.

Преступления в основном связаны с мошенничеством, злоупотреблением должностными полномочиями и взяточничеством при выдаче земельных участков, оформлении документов, незаконном изменении целевого назначения, продлении права аренды, признании победителем на аукционе по продаже земли и т.д.

Указанные факты и обращения граждан свидетельствуют, что сфера земельных отношений буквально пронизана коррупцией и требует применения кардинальных мер по исправлению ситуации.

*****

В связи с актуальностью данного вопроса в рамках Дорожной карты, реализуемой Агентством совместно с НПП «Атамекен», проанализирована сфера земельных отношений.

По итогам анализа выявлен ряд причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.

Одна из ключевых проблем – это ограничение доступа к информации.

Проведенный анализ деятельности местных исполнительных органов свидетельствует о ненадлежащей работе в данном направлении.

Согласно установленным требованиям, местные исполнительные органы обязаны размещать на своих интернет ресурсах информацию о схемах генпланов, планах детальной планировки, инженерных коммуникаций (периодичность размещения один раз в квартал).

Вместе с тем, мониторинг сайтов показал, что в них размещается неполная и разрозненная информация, что создает определенные коррупционные риски.

Для решения этой проблемы в 2018 году Глава государства в своем октябрьском послании народу Казахстана поручил создать единую информационную базу данных о земельном фонде и объектах недвижимости.

Для стандартизации данной работы (в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан») еще в марте т.г. Министерством сельского хозяйства утверждены Единые требования к геоинформационным порталам МИО.

(Справочно: в случае создания геопорталов предполагается интегрировать их с другими информационными системами - единый госкадастр недвижимости, земельный кадастр).

Между тем, промежуточный анализ показал, что местные исполнительные органы недостаточно активно проводят работу по созданию геопорталов.

Уже заканчивается год, а этот важный для населения вопрос находится в стадии проработки. В настоящее время проводятся госзакупки и готовятся техспецификации.

В целях активизации этого процесса Агентством отправлено соответствующее письмо во все акиматы (срок предоставления промежуточной информации – 25.10.2019г., окончательной – 25.12.2019г.).

В целом, предполагается, что в геопорталах МИО будут визуализированы карты территорий с данными границ земельных участков, контуры зданий, автомобильные дороги и т.д. (железные дороги, генеральные планы, проекты детальных планировок, свободные земельные участки и тп.), что обеспечит свободный доступ граждан к информации о земельном участке, а также позволит получать госуслуги в этой сфере онлайн (предоставление земельных участков, выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка и др.).

Более подробно о геопорталах позже остановиться следующий спикер.

Я только хочу добавить по этому вопросу один момент.

Предварительные результаты мониторинга показали, что в разных регионах выделенные суммы на их разработку существенно разнятся и составляют от 16,5 до 500 млн. тенге.

В этой связи, уполномоченному органу в лице Комитета по управлению земельными ресурсами и акиматам необходимо обратить на это внимание и принять меры к недопущению возможных нарушений.

Со своей стороны, мы также будем отслеживать этот вопрос.

Второй проблемный вопрос – это наличие оснований отказа в предоставлении земельного участка, напрямую не зависящие от услугополучателей.

Речь идет о таких основаниях, решение которых находится в ведении местных исполнительных органов.

Изучение правовых актов показало, что одним из таких условий является отсутствие утвержденного Плана детальной планировки.

При этом законодательством не установлена прямая обязанность местных исполнительных органов обеспечивать своевременно населенные пункты данными планами.

Это приводит к тому, что акиматы не заинтересованы в их разработке и возможно сознательно идут на это для создания искусственных барьеров.

Дополнительной причиной несвоевременной разработки и утверждения Плана детальной планировки являются вопросы финансирования.

Другим распространенным основанием отказа в предоставлении земельного участка является причина отсутствия необходимых инженерных сетей.

В связи с этим, даже при наличии земельного участка, но при отсутствии данных коммуникаций предприниматель не может получить технические условия и начать строительство.

Полагаем, что здесь акимату необходимо проводить системную работу, изыскивая другие варианты решения вопроса, не ограничиваясь бюджетным финансированием.

Вышеизложенные причины являются основой третьего проблемного вопросаочередность на получение участка под ИЖС.

Согласно Земельному кодексу, каждый гражданин имеет право на получение земельного участка для индивидуального строительства.

Однако получение участка земли затруднительно, ввиду отсутствия подготовленных площадок с подведенной инфраструктурой (сети водо- и электроснабжения).

Очереди существует во всех регионах страны
(к примеру, в Актобе – 137 тыс. человек, г. Тараз – 69,2 тыс. чел, в г. Кокшетау – 13,5 тыс. и т.д.).

В целом по республике количество очередников составляет порядка 1,5 млн. человек, из которых ежегодно предоставляется в среднем лишь 10 тысячам очередников.

В г.г. Нур-Султан и Алматы вообще не предоставляются земельные участки, т.к. в соответствии с Генеральным планом отсутствует возможность обеспечения граждан земельными участками.

При этом, на различных сайтах есть множество объявлений о продаже земельных участков, в том числе подходящих под ИЖС.

Т.е. граждане получившие земельные участки, их не осваивают и не используют по назначению.

Другими причинами очередности и коррупционных рисков является систематические нарушения процедурных вопросов по рассмотрению обращений граждан.

В ходе анализа выявлены факты несоблюдения сроков рассмотрения обращений, которые доходят до 3-х месяцев и более.

Справочно: Согласно Стандарту госуслуг по предоставлению земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта (утвержден приказом и.о. Министра национальной экономики от 27 марта 2015 года №270) срок оказания госуслуги составляет на первом этапе - 28 рабочих дней, втором этапе – 22 рабочих дня.

В результате весь процесс получения гражданами земельного участка занимает 50 рабочих дней – это тоже неоправданно долго.

 

Такие случаи выявлены повсеместно, только в г.Шымкенте установлено 120 фактов таких фактов.

Еще одним коррупционным риском является непрозрачность деятельности комиссий по земельным вопросам (земельная комиссия, конкурсная комиссия).

Одним из способов предоставления земельных участков является проведение конкурсов, что является выгодным как для государства, так и для предпринимателей.

Согласно соответствующим Правилам при проведении торгов создаются Конкурсные комиссии, в состав которых входят исключительно должностные лица заинтересованных госорганов (работники земельных отношений, архитектуры, градостроительства и строительства, сельского хозяйства и др.).

Такой подход исключает объективность и беспристрастность, препятствует ведению общественного контроля при принятии решений.

Также коррупционным риском здесь является несовершенство процедурных вопросов.

Законодательством не установлена периодичность и обязанность проведения конкурсов (конкурсы проводятся при наличии и освобождении участков). Это является дискреционной нормой, позволяющей нечистым на руку чиновникам манипулировать этой ситуацией.

Вместе с тем, если такие требования будут закреплены и установлены примерные сроки их проведения, предприниматель сможет планировать свою деятельность по покупке земельного участка.

Имеются и другие многочисленные нарушения процедур конкурса при предоставлении земель.

К примеру, в Жамбылской области (анализ 2018 года) при проведении конкурса установлена формальная конкуренция, т.к. имелись факты, когда участники аукциона проживают по одному и тому же адресу или являются родственниками.

В другом случае (28 мая 2018 года) в Павлодарской области (г. Аксу) земельный участок (целевое назначение - для ведения крестьянского хозяйства) предоставлен лицу, который не обладал необходимыми квалификационными требованиями.

При этом, другие участники по данному лоту соответствовали им.

Данные недостатки при проведении торгов не единичны.

Проблемным вопросом также является возврат в коммунальную собственность земельных участков, которые простаивают без дела и не используются по назначению.

На это обращено внимание Главой государства на одной из последних встреч с сельчанами (выезд в СКО). Президентом отмечено, что в настоящее время 16,5 млн. гектар не используется.

Анализ показал, что достаточно большое количество таких участков имеется повсеместно.

К примеру, в Западно-Казахстанской области прокуратурой выявлено около двух тысяч неиспользуемых участков.

В Карасайском районе Алматинской области принимаются меры к возврату земельных участков, находившихся в незаконном владении более 15 лет.

С 2003 года данные земельные участки перепродавались несколько раз. При этом несмотря на то, что за махинации с ними в 2008 году был осужден начальник районного отдела земельных отношений земельные участки в собственность государства таки и не были возвращены.

Даже в столице есть такие участки, по которым не раз поручалось разобраться на самом высоком уровне.

Также большие вопросы вызывают накладки земельных участков друг на друга.

По таким случаям поступают многочисленные жалобы.

Один и тот же участок предоставляется нескольким лицам, следствием этому являются судебные тяжбы.

К примеру, в СКО на земельном участке гражданина построен многоквартирный дом по госпрограмме, собственнику не возмещена стоимость земельного участка и не предоставлен равнозначный, судебные разбирательства тянутся с 2017 года.

Подобные факты наложений земельных участков имеются в Шымкенте, Атырау и других городах республики.

Мы полагаем, что здесь прямая вина ответственных должностных лиц и уполномоченных органов.

****

В ходе анализа была проанализирована и организационно-управленческая деятельность местных исполнительных органов, где также установлены коррупционные риски.

Здесь особую важность приобретают кадровые вопросы.

Сегодня концептуальной основой изменения парадигмы противодействия коррупции стала идеология добропорядочности в обществе.

Это прежде всего открытость, прозрачность государственного аппарата, а также стандарты честности и порядочности всего общества.

В данном контексте, подбор кадров, обладающих этими качествами, у которых нулевая терпимость к коррупции стала их внутренним убеждением, имеет первостепенное значение.

Вместе с тем, как показал анализ, состояние дел по подбору кадров работников, ответственных за решение земельных вопросов, обстоит не лучшим образом.

Так, в должности руководителя Управления земельных отношений акимата Павлодарской области работает лицо, в отношении которого по нереабилитирущим основаниям прекращено уголовное дело.

В Актобе должность руководителя Отдела по земельному кадастру и недвижимости областного филиала Госкорпорации «Правительство для граждан» занимает ранее судимый за коррупционное преступление.

Аналогичные факты имеются и в других регионах.

Мы и дальше будем выявлять такие факты и принимать меры по привлечению должностных лиц к ответственности.

Например, по нашему представлению к дисциплинарной ответственности (выговор) привлечен руководитель управления земельных отношений г. Шымкент, заместители которого осуждены за получение незаконных вознаграждений при решении земельных вопросов.

Кроме того, выявлены факты необоснованного премирования и снятия дисциплинарных взысканий в отношении работников подразделений земельных отношений.

К примеру, в Экибастузе премирована специалист Отдела земельных отношений (на сумму 70 тыс. тенге) при наличии не снятого дисциплинарного взыскания, что запрещено законодательством (приказ руководителя Отдела №124 от 26.08.2019 года).

В г. Шымкент налагаемые взыскания на сотрудников снимаются через 10-20 дней после вынесения приказа.

В Акмолинской области снятие дисциплинарного взыскания и премирование лица осуществлялось в один день.

Снятие взысканий в такие короткие сроки не оказывает какого-либо профилактического воздействия, это вселяет в работников чувство безнаказанности и является предпосылкой для коррупции.

В связи с этим, нами проводится постоянный мониторинг этой ситуации и в случае выявления таких фактов вносятся рекомендации по их устранению.

******

Все вышеуказанные коррупционные риски в сфере земельных отношений будут доведены до сведения уполномоченного органа, а также местных исполнительных органов.

Агентство со своей стороны совместно с НПП «Атамекен» будет проводить постоянный мониторинг этого вопроса и проводимую работу по устранению выявленных коррупционных рисков.

 

Благодарю за внимание.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×