Роль примирения в разрешении бытовых споров

Роль примирения в разрешении бытовых споров

  В связи с мировой пандемией коронавируса COVID-19 Указом Президента Республики Казахстан № 285 от 15 марта 2020 года на всей территории республики введено чрезвычайное положение.

  В данных условиях возникла необходимость быстрого и эффективного перевода всей системы правосудия на новые принципы и форматы судопроизводства.

В кратчайшие сроки судебные процессы переведены в цифровой режим с удаленным участием всех субъектов судопроизводства.

Помимо этого, важным аспектом в период пандемии является возможность урегулирования споров посредством применения примирительных процедур.

         С момента введения чрезвычайного положения в стране, суды республики призывают граждан к примирению, как к альтернативному методу разрешения спора.

Безусловно, в нашей стране каждый гражданин, вовлеченный в орбиту судебных разбирательств, может урегулировать спор мирным путем. С этой целью в Казахстане введен институт медиации, позволяющий разрешать споры  с помощью примирительных процедур.

         На сегодняшний день институт медиации во многих странах зарекомендовал себя весьма эффективной мерой урегулирования споров в досудебном порядке.

         Началом  развития  в  стране  примирительных процессов, стало принятие в 2011 году закона «О медиации».  Закон  предусматривает  применение медиации по спорам, вытекающим из  гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

         Как правило, медиация считается внесудебным способом урегулирования конфликта между сторонами при участии нейтрального лица, то есть медиатора. Процесс примирения проходит обязательно при добровольном желании сторон, желающих достичь взаимовыгодного соглашения.

         Задача  медиатора заключается в оказании помощи участникам конфликта прийти к единому соглашению, при этом учитывая и собственные интересы.

         Что касается зарубежной практики, в Германии с 2000 года процедура медиации применяется по административным спорам. В Польше в административном разбирательстве медиация действует с 1 января 2004 г. в соответствии с Законом о процедурах перед административными судами от 30 сентября 2002 г. За 9 лет функционирования закона РК  «О медиации», сфера и процедура медиации расширена. Можно отметить и работу судей-примирителей, осуществляющих по сути функцию медиаторов при проведении примирительных процедур в суде. Работа над дальнейшим развитием института медиации направлена  на защиту прав и интересов граждан, сохранение мира и согласия в обществе.

         В административном судопроизводстве  применение медиации также не исключено. В частности, медиация применима в рамках статьи 64 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП). Данная норма позволяет освободить от административной ответственности в связи с примирением сторон.

         Согласно требованиям указанной статьи лица, впервые совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 73, 73-1 или 73-2 настоящего Кодекса, могут быть освобождены судом от административной ответственности, если они примирились с потерпевшими, заявителями, в том числе в порядке медиации, и загладили причиненный вред.

         Статья 64 КоАП гласит: «примирение осуществляется на основе письменного соглашения, подписанного потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение».

         Следует отметить, что примирение согласно нормам КоАП предусмотрено не по всем видам административного правонарушения.

         В соответствии со статьей 64 КоАП, дела об административных правонарушениях, посягающих на права личности, в частности по делам противоправным действиям в сфере семейно-бытовых отношений (ст.73 КоАП РК), по умышленному причинению легкого вреда здоровью (ст.73-1 КоАП РК), побоям (часть 1 ст.73-2 КоАП РК) подлежат прекращению за примирением потерпевшего с лицом, совершившим административное правонарушение.

         В случае повторного нанесения побоев потерпевшему лицом, совершившим административное правонарушение (ч.2 ст.73-2 КоАП) производство по  административному делу не подлежит прекращению, а равно не состоится и примирение.

         Административные дела в сфере семейно-бытовых отношений  возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего и подлежат прекращению за примирением его с лицом, совершившим административное правонарушение. Зачастую потерпевшие – «жертвы» бытового насилия идут на примирение со своим «палачом» до начала судебных разбирательств. Некоторые примиряются в зале суда.  Однако, в свете новых изменений в законе все дела о побоях и причинении легкого вреда здоровью будут рассматриваться только судом.

         Сегодня остро стоит вопрос о защите женщин от бытового насилия. Депутаты неоднократно поднимали вопрос об исключении из кодекса об административном правонарушении оснований для примирения сторон по делам бытового насилия.

         После, законодателями приняты несколько поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Общество выражало недовольство относительно административного наказания за «побои» и «умышленное причинение легкого вреда здоровью».

         Необходимо отметить, что в кодексе прямо указано, что за умышленное причинение легкого вреда здоровью правонарушителю назначается штраф в размере 15 МРП, либо административный арест сроком на 15 суток.

         Для лица, состоящего с пострадавшей стороной в семейно-бытовых отношениях, предусмотрено наказание за «побои» и «умышленное причинение легкого вреда здоровью» в виде предупреждения или административного ареста на сроком на 10, 15 суток. А это значит, что «предупреждение» является альтернативным видом наказания.

         В период самоизоляции участились случаи бытового насилия в стране, что, бесспорно, подлежит искоренению. На данный момент жертвы бытового насилия вправе обратиться за помощью, зная, что государственные органы способны встать на их защиту и закон на их стороне.

         Резкий всплеск случаев домашнего насилия психологи объясняют общей напряженностью, финансовыми проблемами, безработицей и затянувшейся из-за пандемии изоляцией.

         Сложившаяся ситуация говорит о необходимости дальнейшего усовершенствования законодательства. В частности, речь идет о разработке закона о противодействий семейно-бытовому насилию.

         Резюмируя можно сказать, примирительные процедуры играют все большую роль в обществе. Они предупреждают или сглаживают социальные конфликты, экономят силы и средства, ускоряют решение проблемы.

 

 

                                                              Судья специализированного                  

                                                              административного суда г.Уральска

                                                              Ботагоз Нурмагамбетова

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×