РОЛЬ ИНСПЕКТОРА ТРУДА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
Одним из правовых механизмов защиты нарушенных трудовых прав является государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан. Для восстановления нарушенных трудовых прав работники обращаются к государственному инспектору труда с жалобой (заявлением) о фактах нарушения трудового законодательства.
Определенную роль на досудебном этапе могут сыграть государственные инспекторы труда, которые не занимаются разрешением трудовых споров, но реагируют на установленные нарушения трудового законодательства привлечением работодателя к ответственности , чем способствуют предотвращению конфликта между работодателем и работником (работниками), поскольку целью и задачей внесудебного урегулирования трудовых споров является мирное разрешение возникших разногласий между работником (работниками) и руководством работодателя.
Действующим законодательством Республики Казахстан закреплен механизм реализации полномочий государственного инспектора труда в случае невыполнения юридическими лицами предписания об устранении нарушений требований трудового законодательства в виде привлечения юридических лиц к административной ответственности. Основной задачей и содержанием работы государственного инспектора труда является проверка соблюдения трудового законодательства в организациях, независимо от форм собственности и их организационно – правовых форм и принятие мер по устранению выявленных нарушений. В соответствии с возложенными на государственного инспектора труда задачами и функциями, он проверяет соблюдение законодательства о труде Республики Казахстан, а также иных нормативных правовых актов о труде. Деятельность государственного инспектора труда, осуществляющего государственный контроль, должна заключаться в принятии организационно-исполнительских актов в сфере соблюдения норм трудового законодательства в форме: дачи предписаний; вынесении постановлений о наложении штрафных санкций, с составлением протокола об административных правонарушениях за допущенные нарушения и направлении материалов в правоохранительные, в том числе судебные органы.
При выявлении нарушений законодательства о труде, государственный инспектор труда обязан принять меры к нарушителям по их устранению. Одним из таких существенных мер, применяемых государственным инспектором труда в целях устранения выявленного нарушения законодательства является ПРЕДПИСАНИЕ. Предписание всегда носит императивный характер, за его неисполнение могут последовать различные меры воздействия – дисциплинарного, административного характера. Предписание применяется в случаях, когда организации издают письменные нормативные акты, как то приказ, постановление, противоречащие законодательству о труде, или когда письменные акты администрацией не издавались, но имеет место явное нарушение закона. Однако, предписание следует выдавать в тех случаях, когда нарушение законодательства не вызывает сомнений. Например, государственный инспектор труда при проведении проверки обнаружил нарушение при расторжении индивидуального трудового договора по основанию, не предусмотренному действующим законодательством. Вместе с тем, когда нарушение явно является спорным, государственный инспектор не должен выдавать предписание, и такой трудовой спор должен разрешаться органом по рассмотрению трудовых споров.
Права государственного инспектора труда закреплены в статье 193 Трудового кодекса Республики Казахстан, и согласно пункту 4 указанной статьи, при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства государственные инспекторы труда имеют право выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания.
Обязанности государственного инспектора труда закреплены в статье 194 Трудового кодекса Республики Казахстан, согласно которой государственные инспекторы труда обязаны осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан; своевременно и качественно проводить проверки по соблюдению трудового законодательства Республики Казахстан; информировать работодателей (их представителей) о выявленных нарушениях трудового законодательства Республики Казахстан в целях принятия мер по их устранению; своевременно рассматривать обращения работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан; выявлять причины и обстоятельства , приводящие к нарушениям трудового законодательства Республики Казахстан, давать рекомендации по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав; принимать участие в расследовании несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;… проводить разъяснительную работу по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан.
На основании пунктов 2,3 статьи 195 Трудового кодекса Республики Казахстан акты государственного инспектора труда являются правовыми мерами воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан; Акты государственного инспектора труда обязательны для исполнения должностными физическими и юридическими лицами.
Айнур Нурбаева
Судья Сарыаркинского районного суда города Астаны