О государственных закупках
Несмотря на то, что законодательство о государственных закупках функционирует значительное время, сложилась устойчивая судебная практика о разрешении судебных споров между участниками указанной процедуры, Верховным Судом даются соответствующие разъяснения в нормативных постановлениях о практике применения законодательства, нередко встречается ошибочное толкование положений законодательства, что и приводит к судебным ошибкам.
В этой связи хотелось высказать мнение в части признания потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок из-за предоставления им недостоверных сведений о соответствии его предъявляемым заказчиком квалификационным требованиям.
Государственные закупки являются особым способом заключения сделок, где потенциальные поставщики, участвуя в них, заведомо соглашаются на поставку товара, выполнение работ по условиям, указанным в объявлении, проекте договоров. Применительно к потенциальным поставщикам, Закон прямо предписывает их обязанность предоставлять вместе с заявкой достоверные сведения о соответствии их к предъявляемым квалификационным требованиям в части обладания трудовыми, материальными и т.д. ресурсами для выполнения ими работ в случае признания их победителями. Предоставление же недостоверных сведений о соответствии влечет санкцию в виде признания недобросовестным участником государственных закупок.
Согласно ст.10 ГК предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Кроме того, в силу ст.8 п.3 Закона потенциальный поставщик, обязан иметь необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы для исполнения своих обязательств по договору о государственных закупках, что ему достоверно известно.
Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 10 Закона «О государственных закупка», потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям при установлении факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям, влияющим на его ценовое предложение (п.1 ст.2), а согласно п.п.1 ст.11 Закона, он включается в реестр недобросовестных участников государственных закупок, и данный факт устанавливается заказчиком на любой стадии государственных закупок (п.2 ст.11 Закона).
Пример:
Заказчик разместило объявление о закупке услуги по содержанию бизнес-центра и прилегающих к нему территории с приложением к нему конкурсной документации. В технической спецификации №6 к объявлению, заказчик к потенциальным поставщикам выдвинул требование наличия круглосуточной аварийной бригады в составе 6 работников, имеющих средне-специальное либо высшее образование, соответствия которых должны подтверждаться документами.
ТОО подало заявку на участие в данном лоте с ценовым предложением ниже выставляемой цены конкурса. В части обладания трудовыми ресурсами для выполнения работ, им указано на наличие 6 специалистов с приложением копии удостоверения их личности и дипломов, данных о трудовых отношениях с ним.
Решением конкурсной комиссии, ТОО признано победителем, заключен договор и его условия выполняются, в том числе обязательство в части круглосуточной аварийной бригады.
Уполномоченным органом в области государственных закупок по обращению другого потенциального поставщика путем запроса в органы внутренних дел выявлено, что приложенное к конкурсной заявке ТОО копия удостоверения личности одного инженер на дату подачи им заявки недействительна, т.к. ему выдано новое удостоверение.
Заказчик подал в суд иск о признании ТОО недобросовестным участником государственных закупок из-за предоставления недостоверной информации о соответствии предъявляемым требованиям в части обладания трудовыми ресурсами.
Решением суда иск удовлетворен, т.к. ответчик предоставил недостоверные сведения в отношении работника, удостоверение личности которого недействительно.
По апелляционной жалобе ответчика решение суда отменено и вынесено новое решение об отказе в иске.
Коллегия согласилась с возражениями ТОО о том, что работник имеет высшее образование и по образованию и специальности соответствует закупаемой участку работы.
Предоставленное удостоверение личности работника ТОО ранее утеряно и взамен им получено новое, о чем работник работодателя в известность не поставил. Удостоверение личности подтверждает личность работника, а подтверждением соответствие предъявляемым конкурсной документацией требованиям и влияющим на его конкурсное предложение является диплом о высшем образовании, нахождение его в штате работников ТОО и эти сведения являются достоверными.
Тем самым, при рассмотрении дела, судом не принято во внимание положения подпункта 3) пункта 1 статьи 10 Закона «О государственных закупка» о том, что потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям при установлении факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям, влияющим на его ценовое предложение (п.1 ст.2), а согласно п.п.1 ст.11 Закона, он включается в реестр недобросовестных участников государственных закупок, и данный факт устанавливается заказчиком на любой стадии государственных закупок (п.2 ст.11 Закона).
Так как ТОО заказчику не предоставлены недостоверные сведения, влияющие на его ценовое предложение и позволяющим признать его победителем, то, удовлетворение иска не соответствует требованиям закона.
Амандык Канбаев
Судья суда города Астаны