Новеллы законодательства о государственных закупках
В настоящей статье раскрыты внесенные изменения в Закон «О государственных закупках Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК (далее -Закон), которые снизят поступление исков в специализированные межрайонные экономические суды Республики Казахстан.
Одним из новшеств закона явилось внесение изменений в пункт 4 статьи 12 Реестры, формируемые в сфере государственных закупок, который изложен в следующей редакции: Реестр недобросовестных участников государственных закупок, представляет собой перечень:
1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;
2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
В случае, указанном в подпункте 1) части первой настоящего пункта, организатор государственных закупок, заказчик обязаны не позднее тридцати календарных дней со дня, когда им стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
В случае, указанном в подпункте 3) части первой настоящего пункта, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям:
1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);
2) полного исполнения договорных обязательств;
3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику.
Существенные изменения коснулись пп.3) настоящей статьи. Так, при прежней редакции закона (действовал до 01 января 2019 года) заказчики, финансируемые за счет бюджета обязаны были обращаться с иском в суд о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок, даже в случае выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени); полного исполнения договорных обязательств; отсутствия ущерба, причиненного заказчику.
Если обратиться более подробно к статистике, то в 2018 году в специализированный межрайонный экономический суд Северо-Казахстанской области поступило 1818 исков о признании недобросовестными участниками государственных закупок, что составляет 31% от общего числа поступивших исковых заявлений 5846. По количеству поступивших исков заявления о признании недобросовестным участником государственных закупок находятся на 2 месте, после исков вытекающие из договоров -2089.
Из 1818 исков, 250 заявлений поступило в суд, где обязательства исполнены в полном объеме и отсутствует ущерб на момент предъявления иска, что составило 15%. Кроме того, в удовлетворении 711 исков отказано, в связи с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг в ходе судебного разбирательства.
С 1 января 2019 года, с внесением изменений в закон о государственных закупках, предусмотрено право заказчика не обращаться в суд о признании поставщика недобросовестным, если им выплачены неустойки, когда обязательства исполнены в полном объеме и отсутствует ущерб, что существенно снизит поступление исков в экономический суд.
Судья специализированного
межрайонного экономического суда
Северо-Казахстанской области
Кожахметова А.К.