Независимый суд – опора страны
Независимость судебной власти является одним из важнейших признаков правового демократического государства, базовым элементом права на справедливое судебное разбирательство. Это важнейший принцип, и независимость судебной власти необходимо поддерживать, как на институциональном, так и на индивидуальном уровне.
Независимость судей служит гарантией того, что судья принимает решение независимо от какого-либо экономического или политического давления и основывается на собственной оценке судьей доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, руководствуясь при этом законом и совестью.
В целом независимость судебной власти должна служить интересам не только судей, но и прежде всего для граждан и общества.
В «Бангалорских принципах поведения судей» (Гаага 26 ноября 2002 года) в числе основополагающих принципов поведения судей (именуются как показатели) первым показателем указана независимость. Независимость судебных органов является предпосылкой обеспечения правопорядка и основной гарантией справедливого разрешения дела в суде. Следовательно, судья должен отстаивать и претворять в жизнь принцип независимости судебных органов в его индивидуальном и институциональном аспектах.
Независимость судей не является привилегией или прерогативой отдельного судьи. Это ответственность, которая возлагается на каждого из судей, для того чтобы они могли честно и непредвзято рассматривать дело на основании закона и имеющихся доказательств, без какого-либо внешнего давления или воздействия и не опасаясь какого-либо вмешательства.
Не должно иметь место неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс отправления правосудия. Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.
Международные стандарты в области прав человека, установленные основными международными правозащитными документами, такими как Международный пакт ООН о гражданских и политических правах (МПГПП), подчеркивают, что одним из элементов права на справедливое судебное разбирательство является «справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» (статья 14 МПГПП). Независимость и беспристрастность судов, трибуналов и отдельных судей играют решающую роль в реализации этого права, и их необходимо обеспечивать, поддерживать и защищать. Эти же принципы отражены в основных обязательствах в рамках ОБСЕ, в том числе, в Копенгагенском документе 1990 года и Московском документе 1991 года.
Гарантии независимости судов закреплены в Конституции Республики Казахстан и в законах, касающихся судебной системы.
В целях закрепления независимости судей приняты соответствующие Законы исключающих постороннее влияние на систему назначения, оценки, продвижения и увольнения судей. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов.
Суть проводимой судебной реформы заключается в том, чтобы создать независимый суд, где судьи должны быть независимы не только от руководства суда или друг от друга, но и от других органов и структур. Государство обязано обеспечивать условия для нормального функционирования судебной системы, не вмешиваясь в ее деятельность.
На VIII Съезде судей Казахстана состоявшегося 23 октября 2020 года, определены приоритетом задачи, обозначенные Главой государства на данном Съезде, которые направлены на обеспечение верховенства права, повышение независимости судей, их ответственности за принимаемые решения, а также на укрепление доверия к судам бизнеса и населения.
В настоящее время, как в законодательстве, так и на практике обеспечена независимость судебной системы и ее роль в качестве единственной инстанции, отправляющей правосудие.
Майщибаев Ч.И.
Судья Военного суда Республики Казахстан
1 комментария