О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о лишении родительских прав
В п.5 ч.1 статьи 75 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» предусмотрено, что родители лишаются родительских прав, если они злоупотребляют азартными играми, пари, спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами и (или) их аналогами.
Нормативное постановление Верховного Суда «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 29 ноября 2018 года № 15 не содержит комментарий по этому пункту, в связи с чем считаю необходимым осветить данный вопрос.
Как правило, истцы при подаче в суд иска о лишении родительских прав по указанному пункту ссылаются лишь на то, что в период совместного проживания ответчик злоупотреблял спиртными напитками, не приводя суду других аргументов и доказательств.
Между тем, ст. 72 ГПК обязывает стороны представлять доказательства, подтверждающие иск.
Доказательством злоупотребления спиртными напитками могут служить постановления о привлечении лица к административной ответственности за распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, побои и другие правонарушения, совершенные лицом в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, которые судам необходимо (как по ходатайству участников процесса, так и по своей инициативе) запросить и приобщить к материалам дела. Также необходимо истребовать характеристики по месту жительства и по месту работы ответчика, сведения о том, состоит ли лицо на психиатрическом и наркологическом учетах, если да, то с какого времени и с каким диагнозом.
При этом для всестороннего рассмотрения дела можно допросить врача-нарколога в судебном заседании в качестве свидетеля или специалиста.
Хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией и токсикоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Для этого суд вправе назначить судебно-наркологическую экспертизу для выяснения вопроса, страдает ли лицо алкоголизмом (наркоманией) и нуждается ли в принудительном лечении, имеются ли противопоказания к лечению.
При этом необходимо помнить, что каждое дело индивидуально и, даже при наличии заключения эксперта, подтверждающего, что лицо страдает хроническим алкоголизмом (наркоманией), это не может служить единственным и безусловным основанием для удовлетворения иска, поскольку лишение родительских прав-это крайняя мера семейно-правовой ответственности, применяемая в случаях, когда не представляется иным образом защитить права ребенка.
Так, к примеру, по гражданскому делу по иску С. к ответчику М. о лишении родительских прав, истец в обоснование иска привел факт злоупотребления ответчиком спиртными напитками. По ходатайству истца судом была назначена наркологическая экспертиза, которая подтвердила, что ответчик страдает хроническим алкоголизмом и нуждается в принудительном лечении. Однако, несмотря на эти обстоятельства, суд отказал в иске.
При вынесении решения суд учел то, что ответчик предпринял меры для устройства на работу и уплаты алиментов на содержание несовершеннолетней дочери, что подтверждается пояснениями истца, из которых следует, что ответчик ежемесячно выплачивает алименты на содержание дочери по 40 000 тенге.
Доводы ответчика о том, что сразу после расторжения брака он в добровольном порядке принял меры для кодировки от употребления алкоголя, подтверждаются справкой-памяткой, из содержания которой следует, что ответчику введен препарат «С-Т-М-а» сроком на 3 года. Из письменного ответа на запрос суда следует, что ответчик не состоит на наркологическим и психиатрическом учетах.
Допрошенный в судебном заседании эксперт подтвердил, что ремиссия составляет 4 месяца. В случае ремиссии 1 год и более ответчик не будет нуждаться в принудительном лечении.
Из пояснений истца было установлено, что после расторжения брака ответчик не беспокоил ее и дочь, не приходил к ним по месту жительства, из чего следует, что в условиях раздельного проживания ответчик не создавал ситуации, опасных для психики, жизни и здоровья истца и ребенка.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик продолжает злоупотреблять спиртными напитками и совершать противоправные деяния, суду не было предоставлено.
Учитывая положения статей 12-14 Международной конвенции «О правах ребенка», которая гласит, что Государства участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка, суд привлек к участию в деле специалиста-психолога и уделил особое внимание мнению ребенка К.
Из показаний психолога было установлено, что несовершеннолетняя К по характеру общительная и коммуникабельная, растет в атмосфере заботы и любви, за ней установлен хороший уход. Она привязана к отцу и любит его. Желает поддерживать общение с отцом, если он перестанет употреблять алкоголь. Негативных эмоции к отцу не испытывает, жалоб не высказывает. Тревожится из-за постоянных конфликтов, возникающих между родителями.
Отмечает, что отец 2 раза отправлял ей подарки. Скучает по бабушке по линии отца и желает общаться с ней.
Согласно п. 13 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 ноября 2018 года № 15 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», лишение родительских прав является крайней мерой, поэтому в исключительных случаях, при доказанности виновного поведения родителя, суд, с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств, вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, контроль за выполнением им родительских обязанностей.
Учитывая личность ответчика и меры, предпринимаемые им для изменения образа жизни и отношения к ребенку, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, его привязанность к отцу, суд согласился с заключением представителя органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, и заключением прокурора, полагавших необходимым отказать в удовлетворении иска, поскольку он не соответствует интересам ребенка.
Суд предупредил ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию дочери, возложив на органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, контроль за выполнением им родительских обязанностей.
При наличии заключения эксперта, подтверждающего, что лицо страдает хроническим алкоголизмом (наркоманией), считаю, что будет правильным сообщить об изложенном в органы здравоохранения, которые в пределах своей компетенции с учетом обстоятельств дела вправе инициировать иск о направлении лица, страдающего алкоголизмом (наркоманией), на принудительное лечение.
Таким образом, судам следует тщательно, объективно и всесторонне исследовать все доказательства, обеспечить индивидуальный подход к каждому делу и принимать во внимание, что при разрешении спора, необходимо строго соблюдать баланс между интересами ребенка и интересами родителей. В процессе соотношения этих интересов приоритетом должны быть наилучшие интересы ребенка, что соответствует требованиям Конвенции о правах ребенка.
Судья суда города Нур-Султана
Фарида Курманова
1 комментария