О достижениях судебной системы за 30 лет
16 декабря наша страна торжественно отмечает знаменательную дату в истории нашей страны – 30-летие Независимости Республики Казахстан. Это событие высшей исторической справедливости символизирует многовековое стремление нашего народа к свободе и самоопределению.
16 декабря 1991 года был опубликован Конституционный закон "О государственном суверенитете Республики Казахстан", который возвестил всему миру о независимости нашей страны.
Прошедшие 30 лет стали для Казахстана временем эффективного развития и убедительно показали, что вся система государства основана на ценностях казахского народа.
С первых дней обретения суверенитета вместе со всеми институтами развивался стержневой орган государственного механизма – судебная власть. Облик современной казахстанской судебно-правовой системы формировался в плоскости новой истории.
В течение первых лет независимости был сформирован фундамент новой судебной системы и регламентированы принципиальные вопросы ее деятельности. Именно в этот период Главой государства были предложены упреждающие меры переустройства судебной системы как основы построения новой правовой политики.
28 января 1993 года увидел свет основной Закон суверенного Казахстана - Конституция, отвечающая новому общественному и государственному строю.
Постановление Президента "О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан" от 12 февраля 1994 года стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы. Этим постановлением были четко регламентированы структура судебных органов республики, полномочия судей, вопросы судейских кадров. Верховный суд был признан высшей инстанцией судебной власти.
Следующим шагом в реформировании судебной системы стал Указ 1995 года, имеющий силу Конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". Именно этим документом впервые был введен новый термин – «судебная власть». Закон утвердил определяющий статус независимой судебной власти - одной из равноправных ветвей единой государственной власти. В целом, Закон изменил не только функциональный характер судов, но и их социальную сущность.
Масштабные судебные реформы обеспечили достижение высокого уровня независимой и неподкупной судебной власти, главными критериями которой являются честность и профессионализм судей, справедливость и доступность правосудия.
Судебная практика в республике развивалась по единым законодательным нормам, было исключено противоречие и расхождение в правоприменительной деятельности. Это позволило создать единую крепкую судебную ветвь власти, имеющую четкую вертикаль.
Для эффективной работы по реформированию судебной системы с участием самого судейского корпуса была заложена практика проведения съездов судей Казахстана, в ходе которых закладывались четкие месседжи работы судебной системы, формировались тренды и принципиальные ориентиры отправления правосудия.
Всего, начиная с 1996 года, было проведено 8 съездов.
На первом съезде судей, который состоялся 19 декабря 1996 года в г. Алматы, были заложены эффективные правовые рычаги судебной деятельности, определены основные позиции судейского сообщества в решении государственно-правовых вопросов, учрежден Союз судей Республики Казахстан и принят Кодекс судейской этики. Это были ключевые корпоративные профессиональные инструменты по улучшению судейского корпуса.
В рамках II Съезда судей, прошедшем в январе 1999 года, определен ряд задач по укреплению гарантий судейской независимости и обеспечению прозрачности при назначении судей.
Принципиальным достижением судебной реформы того периода стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором были заложены нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.
III Съезд судей дал старт курсу на либерализацию и гуманизацию уголовных наказаний. Наряду с этим судебной системой сделан первый шаг на пути к упрощению судопроизводства.
Важным этапом гуманизации правосудия стало введение в 2003 году моратория на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене.
Одним из ключевых направлений совершенствования судебной системы стало введение специализации судов Указом Президента от 9 февраля 2002 года - во всех областях были созданы специализированные межрайонные экономические суды, а в сентябре 2004 года образованы специализированные административные суды.
На IV Съезде судей, проходившем в июне 2005 года, перед судейским корпусом были обозначены приоритетные задачи, нацеленные на формирование независимого, объективного, беспристрастного суда, достижение международных стандартов отправления правосудия, повышение уровня ответственности судей перед обществом.
В реализацию задач IV Съезда Судей сокращено число надзорных инстанций и создана эффективная система профессионального образования судейских кадров.
С 1 января 2007 года в правовое поле Казахстана введен институт суда с участием присяжных заседателей.
В целях укрепления уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних, в августе 2007 года в городах Астана и Алматы впервые были образованы суды по делам несовершеннолетних, а с 4 февраля 2012 года ювенальные суды начали функционировать во всех областных центрах.
Новые приоритетные направления дальнейшего развития судебной системы Казахстана были обозначены Первым Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым на V Съезде судей 18 ноября 2009 года.
В соответствии с задачами Съезда, судейский корпус устремил свою работу на дальнейшее совершенствование и упрощение судопроизводства, повышение уровня доверия граждан к судебной системе, а также интеграцию казахстанского правосудия в международное пространство.
С января 2010 года судебная система стала работать в новом формате. В областных судах с введением кассационной инстанции, упразднена надзорная инстанция, в Верховном Суде упразднена апелляционная инстанция. Верховный Суд стал высшим судебным органом, осуществляющим надзор за деятельностью местных судов.
Важным шагом стало принятие Закона «О медиации», принятый 5 августа 2011 года. Так впервые за всю историю Казахстана в его правовом пространстве заработал новый универсальный правовой инструмент - медиация.
Закон «О медиации» сегодня полноценно работает, количество дел с участием медиаторов из года в год увеличивается, и активное его применение позволило снизить нагрузки на судей.
В ходе VI Съезда судей, который состоялся 20 ноября 2013 года, перед судейским сообществом было поставлено пять задач: последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.
С 1 января 2015 года введены в действие новый Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РК, нацеленные на снижение репрессивности национального уголовного законодательства. Действенным механизмом защиты прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства стала деятельность следственных судей. Новый виток реформирования правосудия связан с принятием с 1 января 2016 года Гражданского процессуального кодекса в новой редакции, который значительно упростил судопроизводство для населения.
В свете обеспечения доступности правосудия широким слоям населения начата работа по внедрению электронной фиксации судебных процессов как механизма, обеспечивающего полноту и качество протокола судебного разбирательства, а также отправления правосудия в дистанционном режиме.
Внедрение информационных технологий в деятельность судов в тот период открыло широкие возможности по упрощению судопроизводства для граждан.
В свете реализации 17 шага Плана Нации, Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Законом РК «О Высшем Судебном Совете» ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности.
Залогом построения эффективной работы судебной системы страны по отправлению правосудия безусловно является профессиональная подготовка судей, а также оптимизация механизмов отбора кандидатов на должность судьи.
Новый импульс судебной реформе придали поручения Президента Республики, данные на VII-м cъезде судей, состоявшемся в конце 2016 года. Важным событием стало принятие на съезде нового Кодекса судейской этики, предъявляющего высокие требования не только к профессиональной деятельности судьи, но и к его морально – нравственному облику.
Новый этап развития правосудия ознаменовала также конституционная реформа, проведенная по инициативе Елбасы в 2017 году. В новой редакции статьи 81 Основного Закона уточнена функция Верховного Суда от 4 декабря 2015 года вместо положения об осуществлении надзора за деятельностью местных и других судов определено, что Верховный Суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела.
Большой пакет предложений обсужден на VIII Съезде судей в октябре 2020 года. Съезд состоялся в очень ответственное и сложное для страны время и позволил определить стратегические направления работы судов в новом формате. Делегатами Съезда обсуждены механизмы введения «экстерриториальной подсудности», дальнейших изменений процессуального законодательства, а также дальнейшего развития электронных технологий, «дебюрократизации» судебного процесса и другие, не менее важные задачи.
Было отмечено, что в условиях пандемии суды доказали полную готовность обеспечить работу в новом цифровом формате.
Дальнейшее укрепление законности, развитие демократических институтов в стране неразрывно связано с созданием с 1 июля 2021 года в Казахстане административной юстиции и вступлением в действие Административного процедурно-процессуального кодекса.
По всей республике заработал 21 новый специализированный административный суд. Сегодня административные суды помогают гражданину добиться своих прав по возможности быстро и эффективно на основе установленного четкого и прозрачного механизма их осуществления.
Необходимо отметить, что каждый съезд судей представляет собой рубежный момент, точку отсчета для внедрения новых реформ, адекватно отвечающих вызовам времени и запросам общества и дает импульс очередному этапу судебных реформ.
Проблемы, о которых говорилось на минувших съездах нашли практическое решение - судебной системой реализован комплекс мер, позитивно повлиявших на отправление правосудия, организацию судопроизводства, практику рассмотрения дел.
Все поручения руководства страны постепенно, шаг за шагом решали три задачи - укрепляли независимость судейской власти, повышали ее эффективность и создавали условия для формирования высокопрофессионального корпуса судей.
Судебные реформы, проведенные в Казахстане, приблизили нашу систему правосудия к международным стандартам.
Важное значение в судебной деятельности придается международному сотрудничеству. Верховный Суд, развивая партнерские отношения с высшими судами иностранных государств, принимает участие в долгосрочных международных проектах, направленных на укрепление верховенства права.
История правосудия Независимого Казахстана – это путь, насыщенный кардинальными переменами, нацеленный на утверждение самых высоких стандартов демократии и прав человека.
Много важных инициатив ещё находится в процессе выработки и окажет значимое влияние на будущее развитие отечественной судебной системы.
В свете реализации инициатив Главы государства по дальнейшему совершенствованию судебной системы в декабре т.г. Сенатом Парламента приняты Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Конституционный Закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" и Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства и развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров".
В Конституционном законе "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" отражены новеллы по повышению профессионализма, а также ответственности и независимости судей. Предусмотрен также ряд поправок по совершенствованию системы отбора кандидатов на должность судьи, привлечению в судебную систему профессионалов, специализирующихся в узких отраслях права, расширению компетенции пленарного заседания Верховного суда и заседания Высшего судебного совета, а также широкому использованию современных технологий в судебной системе. Нормами закона предлагается внедрить квалифицированный экзамен для кандидатов в судьи, специализирующихся на основных отраслях права, а также вводится приоритетность при отборе кандидатов в другие суды для судей, проработавших в малосоставных и отдаленных судах не менее пяти лет. Еще одно нововведение – увеличение срока давности привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Отдельный акцент сделан на установлении новой модели финансирования судов за счет процентного выделения денежных средств из республиканского бюджета.
Меры по упрощению гражданского процесса предусмотрены Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства и развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров". Данный нормативный правовой акт предлагает адаптировать из мировой практики институт "образцового судебного решения" и предоставляет право сторонам выбора экстерриториальной подсудности с согласия сторон. Суть этого принципа состоит в том, что специальная IT-программа распределит дело не внутри одного суда, а среди судов всей страны с учетом их специализации и степени загруженности. Данная мера призвана обеспечить равномерное распределение дел по республике и исключить коррупционные риски.
Важным шагом в модернизации системы правосудия призван стать законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом», одобренный Мажилисом Парламента. Внедрение трехзвенной модели уголовного процесса с четким разделением полномочий позволит обеспечить верховенство закона, справедливость и безопасность населения.
Важные нововведения отечественного законодательства продиктованы значительным продвижением Казахстана к стандартам современного правового государства.
В условиях реформирования системы правосудия на судейский корпус сегодня возложена ответственная миссия по успешной реализации принятых норм, достижению нового уровня правосудия и его соответствия ожиданиям общества.
Асембаева Молдир Жанатовна
Судья Алматинского районного суда города Нур-Султана
2 комментария