О достижениях судебной системы за 30 лет » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
О достижениях судебной системы за 30 лет

О достижениях судебной системы за 30 лет

 16 декабря наша страна торжественно отмечает знаменательную дату в истории нашей страны – 30-летие Независимости Республики Казахстан. Это событие высшей исторической справедливости символизирует многовековое стремление нашего народа к свободе и самоопределению.

16 декабря 1991 года был опубликован Конституционный закон "О государственном суверенитете Республики Казахстан", который возвестил всему миру о независимости нашей страны.

Прошедшие 30 лет стали для Казахстана временем эффективного развития и убедительно показали, что вся система государства основана на ценностях казахского народа. 

С первых дней обретения суверенитета вместе со всеми институтами развивался стержневой орган государственного механизма – судебная власть. Облик современной казахстанской судебно-правовой системы формировался в плоскости новой истории.

В течение первых лет независимости был сформирован фундамент новой судебной системы и регламентированы принципиальные вопросы ее деятельности. Именно в этот период Главой государства были предложены упреждающие меры переустройства судебной системы как основы построения новой правовой политики.

28 января 1993 года увидел свет основной Закон суверенного Казахстана - Конституция, отвечающая новому общественному и государственному строю.

 Постановление Президента "О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан" от 12 февраля 1994 года стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы. Этим постановлением были четко регламентированы структура судебных органов республики, полномочия судей, вопросы судейских кадров. Верховный суд был признан высшей инстанцией судебной власти.

 Следующим шагом в реформировании судебной системы стал Указ 1995 года, имеющий силу Конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". Именно этим документом впервые был введен новый термин – «судебная власть». Закон утвердил определяющий статус независимой судебной власти - одной из равноправных ветвей единой государственной власти. В целом, Закон изменил не только функциональный характер судов, но и их социальную сущность.

Масштабные судебные реформы обеспечили достижение высокого уровня независимой и неподкупной судебной власти, главными критериями которой являются честность и профессионализм судей, справедливость и доступность правосудия.

Судебная практика в республике развивалась по единым законодательным нормам, было исключено противоречие и расхождение в правоприменительной деятельности. Это позволило создать единую крепкую судебную ветвь власти, имеющую четкую вертикаль.

Для эффективной работы по реформированию судебной системы с участием самого судейского корпуса была заложена практика проведения съездов судей Казахстана, в ходе которых закладывались четкие месседжи работы судебной системы, формировались тренды и принципиальные ориентиры отправления правосудия. 

Всего, начиная с 1996 года, было проведено 8 съездов.

На первом съезде судей, который состоялся 19 декабря 1996 года в г. Алматы, были заложены эффективные правовые рычаги судебной деятельности, определены основные позиции судейского сообщества в решении государственно-правовых вопросов, учрежден Союз судей Республики Казахстан и принят Кодекс судейской этики. Это были ключевые корпоративные профессиональные инструменты по улучшению судейского корпуса.

 В рамках II Съезда судей, прошедшем в январе 1999 года, определен ряд задач по укреплению гарантий судейской независимости и обеспечению прозрачности при назначении судей. 

Принципиальным достижением судебной реформы того периода стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором были заложены нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.  

III Съезд судей дал старт курсу на либерализацию и гуманизацию уголовных наказаний. Наряду с этим судебной системой сделан первый шаг на пути к упрощению судопроизводства.

Важным этапом гуманизации правосудия стало введение в 2003 году моратория на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене.

Одним из ключевых направлений совершенствования судебной системы стало введение специализации судов Указом Президента от 9 февраля 2002 года - во всех областях были созданы специализированные межрайонные экономические суды, а в сентябре 2004 года образованы специализированные административные суды.

На IV Съезде судей, проходившем в июне 2005 года, перед судейским корпусом были обозначены приоритетные задачи, нацеленные на формирование независимого, объективного, беспристрастного суда, достижение международных стандартов отправления правосудия, повышение уровня ответственности судей перед обществом.

  В реализацию задач IV Съезда Судей сокращено число надзорных инстанций и создана эффективная система профессионального образования судейских кадров.

С 1 января 2007 года в правовое поле Казахстана введен институт суда с участием присяжных заседателей.

В целях укрепления уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних, в августе 2007 года в городах Астана и Алматы впервые были образованы суды по делам несовершеннолетних, а с 4 февраля 2012 года ювенальные суды начали функционировать во всех областных центрах.

Новые приоритетные направления дальнейшего развития судебной системы Казахстана были обозначены Первым Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым на V Съезде судей 18 ноября 2009 года.

В соответствии с задачами Съезда, судейский корпус устремил свою работу на дальнейшее совершенствование и упрощение судопроизводства, повышение уровня доверия граждан к судебной системе, а также интеграцию казахстанского правосудия в международное пространство.

С января 2010 года судебная система стала работать в новом формате. В областных судах с введением кассационной инстанции, упразднена надзорная инстанция, в Верховном Суде упразднена апелляционная инстанция. Верховный Суд стал высшим судебным органом, осуществляющим надзор за деятельностью местных судов.

Важным шагом стало принятие Закона «О медиации», принятый 5 августа 2011 года. Так впервые за всю историю Казахстана в его правовом пространстве заработал новый универсальный правовой инструмент - медиация.

Закон «О медиации» сегодня полноценно работает, количество дел с участием медиаторов из года в год увеличивается, и активное его применение позволило снизить нагрузки на судей.

В ходе VI Съезда судей, который состоялся 20 ноября 2013 года, перед судейским сообществом было поставлено пять задач: последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.

С 1 января 2015 года введены в действие новый Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РК, нацеленные на снижение репрессивности национального уголовного законодательства. Действенным механизмом защиты прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства стала деятельность следственных судей. Новый виток реформирования правосудия связан с принятием с 1 января 2016 года Гражданского процессуального кодекса в новой редакции, который значительно упростил судопроизводство для населения.

 В свете обеспечения доступности правосудия широким слоям населения начата работа по внедрению электронной фиксации судебных процессов как механизма, обеспечивающего полноту и качество протокола судебного разбирательства, а также отправления правосудия в дистанционном режиме.

Внедрение информационных технологий в деятельность судов в тот период открыло широкие возможности по упрощению судопроизводства для граждан.

В свете реализации 17 шага Плана Нации, Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Законом РК «О Высшем Судебном Совете» ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности.  

Залогом построения эффективной работы судебной системы страны по отправлению правосудия безусловно является профессиональная подготовка судей, а также оптимизация механизмов отбора кандидатов на должность судьи.

Новый импульс судебной реформе придали поручения Президента Республики, данные на VII-м cъезде судей, состоявшемся в конце 2016 года. Важным событием стало принятие на съезде нового Кодекса судейской этики, предъявляющего высокие требования не только к профессиональной деятельности судьи, но и к его морально – нравственному облику. 

Новый этап развития правосудия ознаменовала также конституционная реформа, проведенная по инициативе Елбасы в 2017 году. В новой редакции статьи 81 Основного Закона уточнена функция Верховного Суда от 4 декабря 2015 года вместо положения об осуществлении надзора за деятельностью местных и других судов определено, что Верховный Суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела. 

Большой пакет предложений обсужден на VIII Съезде судей в октябре 2020 года. Съезд состоялся в очень ответственное и сложное для страны время и позволил определить стратегические направления работы судов в новом формате. Делегатами Съезда обсуждены механизмы введения «экстерриториальной подсудности», дальнейших изменений процессуального законодательства, а также дальнейшего развития электронных технологий, «дебюрократизации» судебного процесса и другие, не менее важные задачи.

Было отмечено, что в условиях пандемии суды доказали полную готовность обеспечить работу в новом цифровом формате.

Дальнейшее укрепление законности, развитие демократических институтов в стране неразрывно связано с созданием с 1 июля 2021 года в Казахстане административной юстиции и вступлением в действие Административного процедурно-процессуального кодекса.

По всей республике заработал 21 новый специализированный административный суд.  Сегодня административные суды помогают гражданину добиться своих прав по возможности быстро и эффективно на основе установленного четкого и прозрачного механизма их осуществления.

Необходимо отметить, что каждый съезд судей представляет собой рубежный момент, точку отсчета для внедрения новых реформ, адекватно отвечающих вызовам времени и запросам общества и дает импульс очередному этапу судебных реформ.

    Проблемы, о которых говорилось на минувших съездах нашли практическое решение - судебной системой реализован комплекс мер, позитивно повлиявших на отправление правосудия, организацию судопроизводства, практику рассмотрения дел. 

  Все поручения руководства страны постепенно, шаг за шагом решали три задачи - укрепляли независимость судейской власти, повышали ее эффективность и создавали условия для формирования высокопрофессионального корпуса судей.

Судебные реформы, проведенные в Казахстане, приблизили нашу систему правосудия к международным стандартам. 

Важное значение в судебной деятельности придается международному сотрудничеству. Верховный Суд, развивая партнерские отношения с высшими судами иностранных государств, принимает участие в долгосрочных международных проектах, направленных на укрепление верховенства права.

История правосудия Независимого Казахстана – это путь, насыщенный кардинальными переменами, нацеленный на утверждение самых высоких стандартов демократии и прав человека.  

Много важных инициатив ещё находится в процессе выработки и окажет значимое влияние на будущее развитие отечественной судебной системы.

В свете реализации инициатив Главы государства по дальнейшему совершенствованию судебной системы в декабре т.г. Сенатом Парламента приняты Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Конституционный Закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" и Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства и развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров".

В Конституционном законе "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" отражены новеллы по повышению профессионализма, а также ответственности и независимости судей. Предусмотрен также ряд поправок по совершенствованию системы отбора кандидатов на должность судьи, привлечению в судебную систему профессионалов, специализирующихся в узких отраслях права, расширению компетенции пленарного заседания Верховного суда и заседания Высшего судебного совета, а также широкому использованию современных технологий в судебной системе. Нормами закона предлагается внедрить квалифицированный экзамен для кандидатов в судьи, специализирующихся на основных отраслях права, а также вводится приоритетность при отборе кандидатов в другие суды для судей, проработавших в малосоставных и отдаленных судах не менее пяти лет. Еще одно нововведение – увеличение срока давности привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Отдельный акцент сделан на установлении новой модели финансирования судов за счет процентного выделения денежных средств из республиканского бюджета.

Меры по упрощению гражданского процесса предусмотрены Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства и развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров". Данный нормативный правовой акт предлагает адаптировать из мировой практики институт "образцового судебного решения" и предоставляет право сторонам выбора экстерриториальной подсудности с согласия сторон. Суть этого принципа состоит в том, что специальная IT-программа распределит дело не внутри одного суда, а среди судов всей страны с учетом их специализации и степени загруженности. Данная мера призвана обеспечить равномерное распределение дел по республике и исключить коррупционные риски.

  Важным шагом в модернизации системы правосудия призван стать законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом», одобренный Мажилисом Парламента. Внедрение трехзвенной модели уголовного процесса с четким разделением полномочий позволит обеспечить верховенство закона, справедливость и безопасность населения.

Важные нововведения отечественного законодательства продиктованы значительным продвижением Казахстана к стандартам современного правового государства.

 В условиях реформирования системы правосудия на судейский корпус сегодня возложена ответственная миссия по успешной реализации принятых норм, достижению нового уровня правосудия и его соответствия ожиданиям общества.

 Асембаева Молдир Жанатовна

Судья Алматинского районного суда города Нур-Султана

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

2 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×