Достижения судебной системы за 30 лет независимости
Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и экономические преобразования, явившиеся следствием приобретения республикой в 1990 году статуса суверенного государства, обусловили и формирование в связи с этим своей национальной правовой системы, в том числе реформу системы судоустройства и судопроизводства.
В процессе судебной реформы можно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерны определенные тенденции и меры (законодательные, организационные, материально-технические и др.)
Основа кардинальной судебной реформы - Государственная программа правовой реформы в Казахстане 1994 года (1994-2000 гг.)
12 февраля 1994 года постановлением Президента РК утверждается Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан, которой были определены кардинальные преобразования всей правовой системы республики - законодательства, принципов, системы правоохранительных органов, а также судебной системы.
Исключительная роль в правовой реформе отводилась возвышению роли суда, признанию непререкаемости его авторитета в жизни государства и общества, превращению его в реальную самостоятельную и независимую «третью власть» наряду с законодательной и исполнительной.
В связи с принятием Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (2000-2002 гг.) выделены основные тенденции и направления судебной реформы.
На этом этапе судебной реформы особую актуальность имело решение таких задач, как:
- обеспечение конституционного положения о самостоятельности и независимости судебной власти;
- повышение квалификации судей;
- повышение социального и материального обеспечения судей;
- усиление требований, предъявляемых к кандидатам на судебные должности и процедуре их отбора;
- повышение ответственности судей;
- специализация судов и судей;
- введение института суда с участием присяжных заседателей;
- поэтапное введение института судебного контроля в уголовном судопроизводстве, в первую очередь, передача санкционирования ареста в компетенцию суда, а также решение некоторых других сопутствующих вопросов.
Важным шагом в дальнейшем совершенствовании судебной системы явилось принятие Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента РК от 20 сентября 2002 года № 949, которой было предусмотрено решение следующих задач в сфере судебной власти:
- дальнейшее совершенствование органов правосудия, прежде всего на уровне районного (городского) суда;
- дальнейшее укрепление реальной независимости судей путем создания необходимых социальных гарантий;
- разработка эффективных мер защиты судей, свидетелей и потерпевших от угроз со стороны преступных сообществ;
- рассмотрение вопроса развития института экономических, административных, а в перспективе ювенальных (по делам несовершеннолетних) и других специализированных судов;
- подготовка и обучение кадров судейского корпуса, принятие мер по повышению образовательного и профессионального уровня судей;
- расширение применения процессуального судебного контроля за исполнением судебных решений и др.221
Таким образом, Концепция определила основные направления дальнейшего реформирования судоустройства и судопроизводства.
Особенностью этого этапа реформирования явилась попытка его проведения во взаимодействии государства с такими институтами гражданского общества, как политические партии и иные неправительственные организации.
За годы проводимой в республике судебно-правовой реформы были достигнуты определенные успехи в сфере судоустройства и судопроизводства, свидетельством чему является законодательная регламентация и введение новых, не известных ранее советскому законодательству, принципиальных положений организации и функционирования судебной власти, таких как:
- закрепление на конституционном уровне статуса судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти;
- определение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение верховенства закона основным назначением судебной власти;
- значительное расширение компетенции судов - отнесение к их юрисдикции всех дел и споров о праве;
- имплементация общепризнанных принципов и норм международного права в законодательство о судоустройстве и судопроизводстве и их приоритет перед национальным законодательством;
- установление новой процедуры и критериев отбора кандидатов на должности судей;
- создание системы гарантий независимости судей при отправлении ими правосудия;
- финансирование судов за счет средств республиканского бюджета;
- реализация материально-технической, организационной и кадровой независимости судебной системы;
- создание системы гарантий доступа каждого к правосудию и обеспечения судебной защиты;
- прямое действие положений Конституции РК при рассмотрении дел судами;
- введение элементов судебного контроля в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве;
- учреждение специализированных судов (экономических, административных, судов по делам несовершеннолетних);
- внедрение новых информационных технологий в судебную деятельность (автоматизированное распределение дел, исковых и иных обращений в суд; регистрация и учет движения дел, формирование банка данных судебных решений; рассмотрение уголовных дел по апелляционным и надзорным жалобам в режиме «видеоконференций» и т.п.);
- учреждение органов судейского сообщества - Союза судей и его территориальных органов и ряд других новелл.
В целом за прошедшие с того времени годы в судебной сфере произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении в государстве самостоятельной ветви государственной власти - судебной.
судья СМАС города Нур-Султан
А. Акпанова