НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

 

Судебная система Казахстана – система органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Республики Казахстан в соответствии с Конституцией республики и другими законами. 

Судебная власть в Казахстане осуществляется только судами и от имени Республики Казахстан. В судебную систему входят Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Запрещается учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием. Также, полномочия суда не могут быть переданы другим органам. Областные и приравненные к ним суды, образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

В советское время судебная система состояла из: судов СССР (Верховного Суда Союза ССР и военных трибуналов), верховных судов союзных республик, верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, а также судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов.

Суды рассматривали уголовные дела, незначительную категорию гражданских дел, а также материалы о некоторых административных правонарушениях. Суды в этот период были лишь частью правоохранительной системы. Понятия «судебная власть» ни в политическом, ни в правовом, ни в научном лексиконе не существовало, как и не существовало самого принципа разделения государственной власти.

По этой причине с начала правовой реформы была предпринята попытка обеспечить в первую очередь независимость судей, изменив процедуры их избрания, а также создание механизмов, гарантирующих их независимость. 

Официальным началом судебно-правовой реформы считается принятая на XIX Всесоюзной конференции КПСС резолюция «О правовой реформе». В документе было прописано повышение роли суда в системе социалистической демократии. Сделать это предполагалось укрепив его авторитет и независимость, а также обеспечив гласность и соблюдение презумпции невиновности, недопустимость обвинительного уклона, независимость прокуроров, допуск защитника на предварительном следствии и в судопроизводстве, увеличение числа народных заседателей при рассмотрении в суде наиболее сложных дел и многое другое. 

16 декабря 1991 года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. Тогда же было озвучено, что «государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». 

 

На тот момент было принято решение о том, что «судебная власть принадлежит Верховному суду и высшему Арбитражному суду Республики Казахстан». При этом высшим органом судебной защиты Конституции являлся Конституционный суд Республики Казахстан. Таким образом, основой для разработки и формирования новой правовой системы республики стали Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.

На этом этапе значительными для судебной сферы явились законы, принятые в 1992 году: «О Конституционном Суде Республики Казахстан», «О Конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан», «Об арбитражном суде Республики Казахстан» и некоторые другие. 

Учреждение в 1992 году Конституционного суда было внесло изменения и новые элементы в провозглашенный принцип разделения властей. Также важно отметить, что до этого времени такой орган как «Конституционный суд» был неизвестен предшествующей советской правовой системе.

Так, Конституционный Суд, в соответствии с принятым Законом РК «О Конституционном Суде Республики Казахстан», провозглашался высшим органом судебной власти по защите Конституции республики. Орган считался самостоятельным и независимым от государственных и иных органов, должностных лиц, общественных объединений, и подчинялся только Конституции РК.

В январе 1993 года была принята новая Конституция, объявившая Казахстан демократическим, светским и унитарным государством. Согласно документу недавно образовавшаяся страна осуществляла свою деятельность в интересах гражданина и обществ, а человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права — считала высшей ценностью государства. В дальнейшем принятие Документа обозначило курс на формирование правового государства и признание приоритета прав человека. Тогда многие положения новой Конституции носили принципиально новый характер, что и определило дальнейшее направление судебной реформы. 

Так, впервые в истории законодательства Казахстана на конституционном уровне был закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимодействующие между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Также было предусмотрено прямое действие основного Закона страны. 

Что касается судебной власти, то впервые было провозглашено о том, что назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод, обеспечении верховенства Конституции, законности и справедливости, распространение судебной власти на все дела и споры. Эти принципиальные положения, предоставляющие суду такие широкие полномочия, свидетельствовали о том, что законодатель признал суд органом власти. 

Принципиальным достижением судебной реформы стал Указ Президента от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции обеспечения деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции уполномоченному органу - Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде.

За годы реформ существенным образом изменился статус судей и всей судебной системы, порядок их назначения и прекращения их полномочий. Создание специализированных судов позволило существенно снизить чрезмерную нагрузку на районные суды и способствовало улучшению качества отправления правосудия. Значительно улучшилось материально-техническое и финансовое обеспечение судебной деятельности.

В целях повышения уровня доверия граждан к суду, ведется повседневная работа по обеспечению прозрачности правосудия.  

В январе 2010 года были созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены  дела по особо тяжким преступлениям. Также они рассматривают уголовные дела с участием присяжных заседателей.

Стремительное развитие рыночных отношений и гражданского общества служит предпосылкой дальнейшей специализации судов и судей.

Независимость судьи при рассмотрении в судебном заседании и разрешении в совещательной комнате материально-правового отношения будет выражаться в свободе его волеизъявления, в отсутствии подчиненности его воли интересам другого лица, в отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в результатах рассмотрения судебного дела.

Поэтому фактическая независимость судьи будет проявляться в его беспристрастности как в быту, выборе друзей, круга общения, так и при осуществлении правосудия.

Принцип независимости судьи при отправлении правосудия означает самостоятельность, отсутствие подчиненности и подотчетности судьи при рассмотрении конкретного спорного частного или публичного материально-правового отношения от какого-бы то ни было постороннего воздействия на него со стороны любых физических лиц, должностных лиц государственных органов, в том числе вышестоящих судебных инстанций и судей. Существо содержания правового принципа независимости императивно выражается в том, что при отправлении правосудия судья подчиняется только Конституции и закону. И через принцип независимости судьи реализуют такие принципы как законность судебных актов и беспристрастность, неприкосновенность судьи.

 Таким образом, было исключено влияние на суды исполнительной власти.

Логическим завершением этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором заложены принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и  порядок работы судов республики.

Все это было сделано потому, что состояние судебной системы и качество отправления правосудия являются своего рода индикаторами, определяющими состояние законности, правопорядка, правовой защищенности каждого в обществе и государстве.

В настоящее время создана полноценная судебная система, которая во многом отвечает требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан.

Мустафина Бота Сериковна

Главный специалист Специализированного межрайонного суда по уголовным делам ЗКО

                                                               

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

1 комментария

  1. аватар
    алексей 10 декабря 2021 13:34

    Прошло уже 30 лет, а НЕЗАВИСИМОСТЬ судей так и остается их пустым пожеланием!

    из текста: ... В целях повышения уровня доверия граждан к суду, ведется повседневная работа по обеспечению прозрачности правосудия..
    Независимость судьи при рассмотрении в судебном заседании и разрешении в совещательной комнате материально-правового отношения БУДЕТ (ремарка: возможно в будущем, но не факт. А.Ж.) выражаться в свободе его волеизъявления, в отсутствии подчиненности его воли интересам другого лица, в отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в результатах рассмотрения судебного дела.
    Поэтому фактическая независимость судьи БУДЕТ (ремарка: возможно в будущем, но не факт. А.Ж.) проявляться в его беспристрастности как в быту, выборе друзей, круга общения, так и при осуществлении правосудия..
    Таким образом, БЫЛО ИСКЛЮЧЕНО ВЛИЯНИЕ на суды исполнительной власти (ремарка: значит, все эти 30 лет, такое ВЛИЯНИЕ на судей всё же имело место быть? МОЖЕТ, ТЕПЕРЬ СЛЕДУЕТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ВСЕ ЭТИ НЕПРАВЕДНЫЕ И НЕЗАКОННЫЕ ДЕЛА?! А.Ж.).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×