Подведомственность и подсудность административных дел.
Под подведомственностью понимают компетенцию судов, органов государственной власти и иных организаций, которым предоставлено право рассмотрения споров, то есть спор может рассматриваться административным органом, должностным лицом и судом.
Если законодательством предусмотрено обращение физического или юридического лица не только в суд, но и первично в другое учреждение для мирного урегулирования спора, такая подведомственность называется альтернативной.
В случае, если законом предусмотрено, что для разрешения спора не нужно соблюдать досудебный порядок урегулирования спора и спор разрешается только в суде это означает исключительную подведомственность.
Подсудность означает распределение разных категорий дел между судами.
Административное судопроизводство осуществляется специализированными районными и приравненными к ним административными судами.
По заявлению истца дела, отнесенные к подсудности специализированного районного и приравненного к нему административного суда, могут рассматриваться судом по месту жительства истца, за исключением дел, подсудных специализированным районным и приравненным к ним административным судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров.
Административные дела подлежат рассмотрению по месту вынесения административного акта или по месту нахождения ответчика.
Иск к административному органу, вытекающий из деятельности его территориального подразделения, филиала, представительства, предъявляется в суд по месту нахождения территориального подразделения, филиала, представительства.
Иск к нескольким ответчикам может быть предъявлен по месту нахождения одного из ответчиков. Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.
Согласно части 2 статьи 102 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан ( далее - АППК) судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренные настоящим Кодексом.
Это споры, основанные на административном или ином властном подчинении или зависимости одной стороны перед другой в силу полномочий административных органов, установленных нормативными правовыми актами. Это споры, возникшие между физическими и юридическими лицами с одной стороны и органом публичной власти с другой. При этом предметом спора будут являться акт или действие, отказывающие в реализации, ограничивающие, прекращающие право участника административной процедуры или возлагающие на него определенные обязанности, а такие иным образом ухудшающие его положение.
Это иски в сфере налоговых споров об оспаривании предписаний о назначении налоговой проверки, об устранении налоговых нарушений, выявленных по результатам камерального контроля; об оспаривании различных уведомлений, решений и распоряжений налоговых органов; иски в сферах таможенных споров об оспаривании уведомлений о погашении задолженности по таможенным платежами, налогам, пеням, об устранении нарушений по результатам камеральной проверки; решения о классификации товара и т.д.; иски об оспаривании итогов конкурса по государственным закупкам, о признании незаконными уведомлений об устранении нарушений по результатом камерального контроля, предписаний по результатам аудита и т.д.; иски о признании незаконными решений земельной комиссии, постановлений местного исполнительного органа о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка и т.д.; иски в сфере охраны окружающей среды о признании незаконным предписания об устранении нарушений экологического законодательства и т.д.; иски в сфере жилищных отношений об оспаривании решений жилищной комиссии, отказ в постановке на учет, признание права на приватизацию и т.д., а также иски об оспаривании действий (решений) судебный исполнителей, об оспаривании участия в отборе в качестве присяжного заседателя, защита избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдуме.
В силу пункта 2 части 7 статьи 3 АППК не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства дела, порядок производства которых предусмотрен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Требование о возмещении морального вреда рассматривается только в порядке гражданского судопроизводства и не подлежит предъявлению в специализированные районные и приравненные к ним административным судам.
Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые подлежат рассмотрению в порядке разного вида судопроизводства, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом требования, не относящиеся к публично-правовым спорам и не подлежащие разделению, должны быть выделены и направлены по подсудности в соответствующий районный (городской) суд.
В соответствии с пунктами 11, 17 части 2 статьи 138 АППК суд выносит определение о возвращении иска, если дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства; дело не подсудно данному суду.
Судья районного суда №2 Акжаикского района
Адушева В.Ш.