ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.
Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, выражающие объективные закономерности и определяющие научно-обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.
Принципы государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции Республики Казахстан (далее – РК), и других законах, указах Президента РК, постановлениях Правительства РК и иных законодательных и нормативных актах РК. Они реализуются государственными служащими посредством их практической деятельности. Принципы госудственной службы установленные в Законе РК «О государственной службе» являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые определяют систему принципов публичной службы.
Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РК. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом. Ограничения служащего в правах могут иметь место только Законом «О государственной службе», в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий.
Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение и прекращение службы. Правовое положение служащего, находящегося на государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.
В соответствии с Законом РК «О государственной службе» для гражданина, принятого на административную государственную службу впервые или вновь после ее прекращения, а также принятого на административную государственную должность вышестоящей категории, может быть установлен испытательный срок. Как известно, целью испытательного срока является определение соответствия профессиональных возможностей и деловых качеств государственного служащего, требованиям новой должности. Уровень профессиональной подготовленности служащего может соответствовать квалификационным требованиям вакантной должности, но при этом служащий на практике не в состоянии справиться с новыми задачами. В течение испытательного срока служащий вникает в суть своих новых служебных полномочий, изучает соответствующую документацию, номенклатуру дел.
Не менее важное значение имеет и психологический аспект, раскрывающийся в процессе адаптации государственного служащего в новом коллективе. Любой коллектив основан на непосредственном общении его членов, в результате которого складывается рабочая атмосфера. Общее эмоциональное состояние коллектива в той или иной степени влияет на настроение каждого из его членов, при этом является бесспорным, что от характера настроения зависит тонус деятельности как всего коллектива, так и отдельного сотрудника. Таким образом, можно говорить, что испытательный срок представляет собой адаптационно-ознакомительный период, предметом которого выступает функциональная характеристика новой должности, а также социально-психологические аспекты взаимодействия коллектива и нового сотрудника.
На мой взгляд, испытательному процессу необходимо придать большую значимость, так как он является одним из этапов формирования кадрового корпуса. Именно от его результатов зависит дальнейший профессиональный и морально-этический уровень государственной службы. Что касается правового статуса административного государственного служащего, находящегося на испытании, то он не отличается от правового статуса административных государственных служащих, являющихся штатными работниками, и также регулируется действующим законодательством о государственной службе.
Государственная служба своей организацией и функционированием отражает все особенности и отличительные черты, обусловленные своеобразием исторического развития, государственно-правовых форм, административно-территориального устройства, политической и правовой систем страны, ментальностью, традициями и обычаями.
Мустафина Бота Сериковна
Главный специалист Специализированного
межрайонного суда по уголовным делам ЗКО