Медиация – как способ урегулирования спора
Институт медиации является еще изучаемым и сравнительно новым для нашей правовой системы, однако в мировой практике уже давно применяется данные процедуры. Первые попытки применения медиации предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении споров самого широкого круга, начиная от семейных конфликтов и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере. Мировая практика дает нам множество примеров законодательного закрепления медиации. Очень интересен пример США, где вся система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до рассмотрения дела в суде, а судья может прервать заседание и посоветовать сторонам поработать с медиатором.
Как свидетельствует практика международных стран, позитивным результатом восстановительного правосудия, в том числе медиации, являются снижение нагрузки судов, количества подсудимых, снижение конфликтности в обществе и, как показывают зарубежные источники, обеспечивается воспитательное воздействие на обвиняемых.
Так что же такое медиация? Это процедура урегулирования споров и конфликтов между спорящими сторонами при содействии третьей, нейтральной и незаинтересованной в деле стороны - медиатора. Медиаторы являются независимыми физическими лицами, осуществляющими медиацию на профессиональной и непрофессиональной основе. Медиатор на непрофессиональной основе - это лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов и судьи при проведении примирительных процедур в суде, а на профессиональной основе - лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, состоящие в реестре профессиональных медиаторов; судья в отставке.
Сфера организации медиации в Республике Казахстан урегулирована Законом Республики Казахстан «О медиации» от 28 января 2011 года № 401-IV.
В соответствии со ст. 2 Закона «О медиации» медиация - процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. Целями медиации является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации и снижение уровня конфликтности сторон. А принципами медиации являются добровольность, равноправие сторон медиации, независимость и беспристрастность медиатора, недопустимость вмешательства в процедуру медиации и конфиденциальность.
Разберем процедуру медиации в сравнении с судебным процессом. Отличие процедуры медиации от судебного разбирательства состоит в том, что судебный процесс по существу является принудительной процедурой, а медиация является добровольным процессом, где спорящие стороны добровольно без чьего-либо принуждения соглашаются на использование примирительных процедур.
При судебном разбирательстве судья всегда назначается, а при медиации, стороны имеют равное право выбора, то есть медиатор выбирается самими сторонами.
При разрешении споров в судебном порядке судья принимает решение с точки зрения права и закона, а при медиации решение принимается сторонами с учетом своих интересов в равной степени.
Судебное разбирательство может быть осуществлено в публичном порядке, а процедура медиации является негласной, при которой сведения, ставшие известными всем лицам, участвующим в разрешении спора, не подлежат разглашению.
Имеется разница и во взаимоотношениях сторон спора. При судебном разбирательстве спор сторон разрешается на основе состязательности и доказывания каждой стороной обстоятельств дела, с соблюдением строгих процессуальных правил. Взаимоотношения сторон в ходе медиации строятся на основе сотрудничества, выгодности для каждой из сторон, снижается нервозность обстановки, достигается психологический комфорт.
При судебном разбирательстве результатом спора является одностороннее удовлетворение требований, при котором одна сторона выигрывает дело, вторая сторона проигрывает, то есть одна из сторон остается недовольна. Для медиации характерно обоюдное удовлетворение, оканчивая спор миром, стороны имеют прогнозируемый и устраивающий их результат.
Также медиация при урегулировании споров может быть применена как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства.
В итого важно понимать, что медиация — это культурный инструмент, при котором договариваться гораздо эффективнее и результативнее, нежели безгранично конфликтовать, растрачивая попусту и время, и нервы. Конечно, разрешение спора в суде редко оставляет стороны довольными, поэтому это уже постепенно уходит в прошлое, а медиация направлена в будущее, она актуально и отвечает современным требованиям времени. Дальнейшее развитие института медиации положительно повлияет на формирование цивилизованных гражданских отношений, укрепление общественного согласия, на разрешение социальных и иных противоречий, и на развитие в обществе позиции урегулирования споров вне судебных разбирательств.
Альбина Рыскалиева
Главный специалист суда №2 г.Уральска