Принципы административных процедур
В продолжение темы об Административном процедурно-процессуальном кодексе, который начнет действовать с 1 июля этого года, для лучшего его понимания необходимо ознакомиться с принципами административных процедур.
Административная процедура – деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры.
Всего АППК содержит 12 принципов: как общие принципы, распространяющиеся на всю административную юстицию, так и действующие только для административных органов (должностных лиц) или только в судопроизводстве.
Такие принципы административной юстиции, как принципы законности, справедливости, защиты прав, свобод и законных интересов общеизвестны, суды руководствуются ими ежедневно при отправлении правосудия.
Подробнее о новых принципах, которые содержит только данный Закон: принципы пределов осуществления административного усмотрения, соразмерности, охраны права на доверие, запрета злоупотребления формальными требованиями, презумпции достоверности, приоритета прав.
Принцип пределов осуществления административного усмотрения
Административное усмотрение – это полномочие административного органа, должностного лица принимать одно из возможных решений на основании оценки их законности, то есть возможные варианты решения по конкретным вопросам.
В соответствии с этим принципом административный орган, должностное лицо вправе осуществлять административное усмотрение в пределах, установленных законодательством. При этом принятый административный акт либо административное действие должны соответствовать цели данного полномочия. То есть, административный орган и должностное лицо, принимая решение на основании административного усмотрения, должен мотивировать свои действия.
Пример: Лицо обращается в административный орган с заявлением о выдаче земельного участка. Адм орган вправе по своему усмотрению выдать земельный участок либо отказать в выдаче. При этом административный акт должен соответствовать цели обращения, вынесение этого административного акта должно входить в компетенцию данного административного органа (должностного лица), и соответственно основываться на требованиях Закона.
Принцип соразмерности должен соблюдать административный орган и должностное лицо при принятии решения на основании административного усмотрения.
Соразмерность в административной юстиции означает, что административный акт либо административное действие должны быть пригодными, то есть приемлемыми для достижения цели, необходимыми, то есть в наименьшей степени ограничивать интересы участника административной процедуры и пропорциональными, то есть общественное благо, полученное в результате ограничений интересов больше, чем вред от этих ограничений.
Пример: Постановление акима об изъятии земельного участка для государственных нужд. Целью данного административного акта является предоставление земельного участка под строительство, к примеру, социально-значимого объекта. Общественное благо – строительство объекта в интересах населения, и оно соответственно больше того вреда (ограничения прав) лицу, в пользовании которого находился изъятый земельный участок.
Принцип охраны права на доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица.
Примечательно, что АППК разделяет административные акты на благоприятные, улучшающие положение участника административной процедуры, и обременяющие, которые его ухудшают.
Административный акт и административное действие (бездействие) считаются законными до тех пор, пока должностное лицо, административный орган либо суд не установят обратное.
При этом, незаконный обременяющий административный акт подлежит отмене во всяком случае. А при решении вопроса об отмене незаконного благоприятного административного акта принимается во внимание принцип охраны права на доверие участника административной процедуры. Но при этом имеются некоторые исключения, подробно изложенные в АППК.
Для раскрытия данного принципа приведу пример, приведенный судьями административной юстиции одного иностранного государства. Компания обратилась в таможенный орган за разъяснением о размере таможенной пошлины на определенный сорт конфет. Ознакомившись с ответом, посчитав импорт этого товара выгодным, Компания импортирует его в страну. Впоследствии Компания получает уведомление таможенного органа о погашении до начисленной задолженности за поставленный товар. Компания обжаловала действие таможенного органа и суд принял во внимание данный принцип охраны права на доверие, посчитав, что у Компании было это право и отсутствовало основание не доверять административному органу.
Принцип запрета злоупотребления формальными требованиями
Данный принцип указывает на запрет административным органам и должностным лицам формально предъявлять к документам и действиям лица требования, не влияющие на сущность принимаемого решения в силу нецелесообразности, а также не предусмотренные законом.
Пример: Лицо, обратилось за выдачей разрешения либо лицензии, приложив пакет документов, относящийся непосредственно к той сфере деятельности, на которую он запрашивает разрешительный документ. Административный орган не вправе отказывать в выдаче разрешения ввиду непредставления документа, не влияющего на сущность принимаемого решения.
Принцип презумпции достоверности
При осуществлении административной процедуры материалы, объекты, документы и сведения, представленные участником административной процедуры, считаются достоверными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо не установят обратное. При наличии сомнения административный орган, должностное лицо обязаны самостоятельно проверить их достоверность.
К примеру, если у организатора государственных закупок возникает сомнение в достоверности одного из документов, приложенных к заявке к участию в конкурсе, ему предоставляется время для подтверждения. По данному принципу Организатор государственных закупок должен будет сам устанавливать достоверность этого документа, не возлагая это на участника.
В силу этого принципа лицо не обязано доказывать достоверность предъявленных доказательств, а административный орган, должностное лицо не вправе ставить их под сомнение, пока не докажет обратное.
Принцип приоритета прав заложен не только в АППК, но и в Конституции, УПК и КоАП. Он гласит, что все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
Также приведу пример иностранных коллег. По возбужденному уголовному делу для экспертизы были изъяты образцы крови убитого. По окончании экспертизы дочь убитого обратилась с просьбой уничтожить образцы крови ее покойного отца. При этом Законом не определены сроки хранения образцов крови. Центр отказался это сделать и отклонил обращение. В данном случае неясность законодательства должна трактоваться в пользу обратившейся дочери покойного. Экспертиза завершена и Центр обязан был удовлетворить просьбу дочери.
В завершении необходимо отметить, что в силу статьи 6 АППК нарушение принципов административных процедур и административного судопроизводства влечет признание административных актов, действий (бездействий) незаконными, а также отмену судебных актов.
Раушан Исмаилова
Судья
Специализированного следственного суда г.Уральска