Административный иск об оспаривании
С 1 июля 2021 года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Данный нормативный правовой акт регулирует публично-правовые отношения, возникающие между гражданином или организацией и административным органом.
На основании предъявленного иска начинается административное судопроизводство.
Законодателем предусмотрена возможность предъявления следующих видов исков:
1) иск об оспаривании;
2) иск о принуждении;
3) иск о совершении действия;
4) иск о признании.
В данной статье разберём первый вид - иск об оспаривании.
Гражданин или юридическое лицо вправе предъявить иск об оспаривании, в случаях нарушения обременяющим административным актом их прав, свобод и законных интересов.
В исковых требованиях должно быть конкретно указано об отмене административного акта полностью или не согласие в с его частью.
Под обременяющим административным актом понимается акт, отказывающий в реализации, ограничивающий, прекращающий право участника административной процедуры или возлагающий на него обязанность, а также иным образом ухудшающий его положение.
По общему правилу иски об оспаривании могут быть поданы в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы.
При этом, в случае истечении срока на рассмотрение жалобы, по ней органом, рассматривающим жалобу не принято решение, лицо, подавшее жалобу в орган, рассматривающий жалобу, вправе обратиться с иском в суд в течение месяца с момента истечения такого срока.
Если же законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, то иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения гражданина или юридического лица.
Специальные сроки предусмотрены при подаче иска на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов. Подобный иск подается в суд в течение 10 рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно.
При условии, что административным актом затрагиваются права, свободы и законные интересы постороннего лица, не участвовавшего в административной процедуре. Такой гражданин или юридическое лицо вправе подать иск в суд в течение месяца со дня, когда лицо узнало или могло узнать о принятии административного акта, но не позднее одного года со дня его принятия.
В ходе административного процесса административный орган, принявший обременительный административный акт должен доказать его законность и обоснованность.
При этом, административный орган может ссылаться только на те обоснования, которые упомянуты в административном акте, то есть ответчик не вправе ссылаться на обстоятельства не указанные в административном акте.
Несмотря на то, что неясности и сомнения толкуются в пользу истца, последний в соответствии со своими правовыми возможностями обязан участвовать в собирании доказательств, что означает те документы, которые находятся у него, он самостоятельно должен представить суду. Более того, истец обязан доказать время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также при наличии размер понесенных убытков.
В тех случаях, когда суд придет к выводу об обоснованности заявленных требований по иску, он признает незаконным обременяющий административный акт в полном объеме или его части.
В случае же признания незаконности обременяющего административного акта, который на момент принятия решения уже исполнен или исполняется, суд вправе понудить ответчика отменить исполнение и потребовать совершения действий по возвращению истца в первоначальное положение в установленный в решении срок.
Особенностью административных дел является то, что по всем четырем видам исков гражданин или юридическое лицо сможет одновременно предъявить требование о возмещении убытков, состоящих с требованиями указанными в административным иске в причинно-следственных связях.
Размер причиненных убытков определяет суд с приведением мотивов принятого решения.
Мирас Сатыбалдин
Председатель Специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам