Медиация – путь к победе
Медиация в Казахстане становится все более популярной и востребованной процедурой разрешения конфликтов.
Законом «О медиации» определена сфера применения медиации. Медиация применяется в спорах (конфликтах), возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и юридических лиц.
Процедура медиации не применяется в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными, медиация не применима к спорам (конфликтам), когда одной из сторон является государственный орган.
Усовершенствование системы медиации будет способствовать надлежащему обеспечению защиты прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.
Медиация направлена на разрешение социальных и иных противоречий, конфликтов и споров путем конструктивного диалога.
Главным требованием для эффективного использования процесса медиации является выбор опытного, с профессиональной подготовкой специалиста. Результатом применения этого способа разрешения конфликтов должно стать компромиссное решение, выработанное под наблюдением профессионального или непрофессионального медиатора, независимого и беспристрастного, оказывающего услуги медиации.
Если при суде третья сторона (судья), которая не участвует в конфликте и является нейтральной, собрав и заслушав информацию, представленную сторонами, принимает решение, обязательное для выполнения сторонами, то при медиации также нейтральное третье лицо (медиатор) помогает сторонам самим найти решение в ходе обсуждения проблемы. Медиатор облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами, способствует пониманию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение, представляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению.
В рамках данного подхода ключевое значение имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.
Основная задача медиатора — не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения.
Основная цель медиатора - заключить оптимально удовлетворяющее решение для всех сторон и найти выход из возникшей ситуации с минимальными издержками и последствиями.
При активном обращении к медиации как граждан, так и юридических лиц существенно снижается нагрузка на судебную систему.
Согласно статистическим данным за первый квартал 2021 года в специализированном межрайонном экономическом суде Западно-Казахстанской области через процедуру медиации прошло 214 исков, 32 из которых были возвращены по различным основаниям (неоплата государственной пошлины в установленном размере; не соблюден досудебный порядок спора; на основании заявления истца о возврате искового заявления, в связи с урегулированием срока). По 36 делам были достигнуты положительные результаты, утверждены мировые соглашения и соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, что составляет 24,7% от числа поступивших дел.
Судья специализированного межрайонного экономического суда Западно-Казахстанской области
Л.Т. Корсакова