Медиация особый способ разрешения гражданско-правовых споров.
Наиболее мягкой и эффективной альтернативной процедурой разрешения споров и конфликтов, широко применяемой в мире, является медиация.
Если при суде третья сторона (судья), которая не участвует в конфликте и является нейтральной, собрав и заслушав информацию, представленную сторонами, принимает решение, обязательное для выполнения сторонами, то при медиации также нейтральное третье лицо (медиатор) помогает сторонам самим найти решение в ходе обсуждения проблемы. Медиатор облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами, способствует пониманию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение, представляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению.
Общественные отношения в сфере организации медиации закреплены законодательно и регулируются принятым 28 января 2011 года Законом РК «О медиации».
Согласно статье 1 Закона - сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, об уголовных проступках, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства.
С 2016 года приняты и вступили в действие изменения и дополнения в гражданский, уголовный, административный, налоговый, уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы РК, а также в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении».
Указанные изменения связали воедино действующую систему законодальства и новый правовой институт.
Законом «О медиации» определена сфера применения медиации, установлено, что медиация применяется в спорах (конфликтах), возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и юридических лиц.
Процедура медиации не применяется в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными, медиация не применима к спорам (конфликтам), когда одной из сторон является государственный орган.
Усовершенствование системы медиации будет способствовать надлежащему обеспечению защиты прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.
Главным требованием для эффективного использования процесса медиации является выбор опытного, с профессиональной подготовкой специалиста. Результатом применения этого способа разрешения конфликтов должно стать компромиссное решение, выработанное под наблюдением профессионального или непрофессионального медиатора, независимого и беспристрастного, оказывающего услуги медиации. В отличии от судебных разбирательств в ней нет проигравших.
Усовершенствование системы медиации будет способствовать надлежащему обеспечению защиты прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.
Судья СМЭС ЗКО Л.Т.Корсакова