В Сенате обсудили вопросы противодействия выводу капитала
В Сенате состоялся круглый стол на тему «Эффективный валютный контроль в свете обеспечения экономической безопасности страны».
Открывая мероприятие, председатель Комитета по финансам и бюджету Сената Ольга Перепечина отметила усиление тенденций, связанных с ростом мобильности капитала и выводом финансовых средств из страны. Согласно сведениям Национального банка за период с 2014 по 2016 годы только в страны с льготным налогообложением перечислено денежных средств на сумму около 35 млрд тенге.
О. Перепечина напомнила, что на состоявшемся накануне заседании Совета Безопасности по вопросам реализации Стратегии национальной безопасности на 2017-2020 годы Президент Н. Назарбаев сказал: «Национальная безопасность должна обеспечиваться не только в сфере обороны или внутренней политики, она должна быть обеспечена во всех сферах, в том числе в сфере экономики и воспитания подрастающего поколения». То есть обеспечение экономической безопасности, как составляющей национальной безопасности, имеет особо важное значение.
Проблему утечки капитала, заработанного казахстанскими компаниями, за рубеж Глава государства поднял во время общенационального телемоста в рамках Дня индустриализации.
Озабоченность ростом различных незаконных схем по переводу финансовых средств за пределы страны высказывают и депутаты Парламента. «Проблема вывода капитала стала достигать той критической массы, которая требует оперативного принятия эффективных мер», - считает сенатор.
Руководитель Комитета Сената призвала Национальный банк и заинтересованные государственные органы выработать консолидированный подход к решению данной проблемы. «Только эффективный валютный контроль может обеспечить экономическую безопасность страны», - подчеркнула О. Перепечина.
В своих выступлениях докладчики проинформировали сенаторов о подходах их ведомств по вопросам, обозначенным в повестке дня круглого стола.
Заместитель председателя Национального Банка Олег Смоляков заявил, что Нацбанк предлагает использовать механизм, сочетающий в себе инструменты противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с мерами валютного, таможенного и налогового контроля. «Совместное использование этих инструментов нацелено на выявление схем и «выдавливание» участников внешнеэкономической деятельности, совершающих сомнительные операции, связанные с выводом денег за рубеж или в наличную форму, из банковской системы. Происходит отсечение «сомнительных» компаний от доступа к системам платежей и источника наличных денег. Акцент переносится на «ломку» схем вывода денег, а не на «выбивание» объяснений и штрафов у «брошенных» компаний, которые вывели деньги несколько лет назад», - пояснил О. Смоляков.
По его словам, предлагаемый Национальным Банком механизм предполагает выявление схем вывода капитала, ограничение возможности проведения клиентами банков операций по схемам вывода капитала, а также усиление контроля в отношении банков, обслуживающих высокорисковых клиентов и сомнительные операции, и в отношении участников внешнеэкономической деятельности, вовлеченных в схемы вывода капитала
Заместитель председателя комитета по финансовому мониторингу министерства финансов София Айсагалиева рассказала депутатам о работе ее ведомства по обеспечению валютного контроля и соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма субъектами финансового мониторинга
И.о. заместителя председателя комитета государственных доходов министерства финансов Уалихан Дильдабаев доложил о судебно-следственной практике расследования уголовных дел, связанных с невозвращением из-за границы средств в национальной и иностранной валюте.
Несмотря на то, что проблема приобретает угрожающие масштабы, меры по противодействию выводу капитала из страны неэффективны. По мнению докладчика, это связано с несовершенством законодательства, так как уголовная ответственность предусмотрена лишь за невозврат валютной выручки по внешнеэкономическим операциям (ст. 235 УК РК). И даже по этой статье привлечение к ответственности, по мнению У. Дильдабаева, является проблематичным, так как действующая редакция не позволяет в полной мере бороться с данным видом правонарушения ввиду сложности доказывания умысла виновного лица.
В докладе были озвучены следующие статистические данные: «Органами финансовой полиции в 2013 году зарегистрировано 15 фактов невозвращения из-за границы средств в национальной и иностранной валюте, в 2014 году – 9, из которых ни одного не было направлено в суд. За период с 2015-2017 гг. из зарегистрированных 239 фактов (сумма невозврата 105,0 млрд долларов США), только 2 уголовных дела доведены до суда и 17 прекращены по нереабилитирующим основаниям».
В ходе круглого стола также выступили вице-министр по инвестициям и развитию Арыстан Кабикенов и управляющий партнер компании Ernst and Young в Казахстане и Центральной Азии, сопредседатель с иностранной стороны рабочей группы по реализации инвестиционной политики Совета иностранных инвесторов Ерлан Досымбеков. Они довели до депутатов мнение представителей зарубежного бизнеса в отношении предполагаемого изменения мер валютного регулирования. Иностранные инвесторы считают, что принятие новых мер регулирования повлечет негативные последствия для инвестиционного климата Казахстана. Как заявил Е. Досымбеков, «принятие нового закона наиболее вероятно будет рассматриваться как отступление от либеральной политики, как знак введения новых ограничений». Инвесторы также не согласны с запретом на ведение филиалами/представительствами иностранных компаний расчетов с резидентами Республики Казахстан в иностранной валюте.
Свое видение обсуждаемых вопросов высказали депутаты Парламента и другие участники мероприятия.
Завершая круглый стол, председатель Комитета по финансам и бюджету Сената Ольга Перепечина подчеркнула, что в рамках дискуссии были обозначены проблемы, касающиеся репатриации валюты, эффективности взаимодействия государственных и правоохранительных органов в борьбе с незаконным выводом капитала, эффективности использования инструментов противодействия отмыванию доходов, влияния предлагаемых механизмов валютного регулирования на инвестиционный климат страны и др. Решение обозначенных проблем получило отражение в рекомендациях круглого стола.
Пресс-служба Сената Парламента
Республики Казахстан
241 комментария