Д.Назарбаева: При установлении фактов нарушения бюджетного законодательства руководители бюджетных программ должны нести ответственность даже в случае увольнения с должности
На заседании Сената рассмотрены отчеты Правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год.
С докладами выступили и.о. министра финансов Берик Шолпанкулов, председатель Счетного комитета Наталья Годунова, заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков.
Выступивший с содокладом, член Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента Даурен Адильбеков указал на отсутствие качественного планирования законопроектной деятельности, формальный подход к правовому мониторингу и подготовке проектов законов, что негативно сказывается на возможности качественного достижения индикаторов стратегического планирования и эффективности освоения бюджетных средств.
Также Д.Адильбеков отметил необходимость рассмотрения вопроса, который неоднократно поднимался депутатами – разработки документа долгосрочной устойчивости государственных финансов. «На сегодняшний день государственные органы не заинтересованы в разработке соответствующих методик, отсутствие которых не позволяет проанализировать эффективность использования средств с учетом фактически достигнутых результатов. Поэтому задача по переориентации бюджетной системы на результативность и эффективность государственных расходов – не достигнута», - подчеркнул депутат Сената.
Подытожив выступления депутатов Сената, в ходе которых высказаны острые критические замечания и предложения, Председатель Сената Парламента Дарига Назарбаева обратила внимание на ряд проблемных вопросов. Спикер указала на усиление зависимости бюджета от сырьевого сектора экономики, медленное решение вопросов диверсификации экономики, поиска новых источников роста экономики и доходной части бюджета.
«В 2018 году мы опять наблюдаем исполнение плана налоговых поступлений за счет авансовых платежей и несвоевременного возмещения НДС в конце отчетного периода. Это приводит к «обескровливанию» предприятий, вымывает оборотные средства и искажает реальную картину по доходной части бюджета. Правительство из года в год никак не может решить этот вопрос», - сказала Д.Назарбаева.
Требуют решения и проблемы, связанные с государственными закупками. Увеличивается количество судебных процессов по недобросовестным поставщикам. Кроме того, проигравшие на конкурсе лица направляют обращения в правоохранительные органы по оспариванию результатов госзакупок, что затягивает процесс реализации бюджетных программ.
Глава Сената считает, что Правительству, совместно с Палатой «Атамекен» необходимо оказать содействие в увеличении участия местных предпринимателей в реализации крупных проектов в рамках государственных закупок, что приведет к росту отчислений в местные бюджеты.
Дарига Назарбаева подняла вопрос персональной ответственности руководителей бюджетных программ за достоверность и обоснованность составления бюджетной заявки и обеспечения эффективного использования средств и достижения конечных результатов.
«Нельзя мириться с тем, что деньги уже выделены, а министерство целый год согласовывает документы для того, чтобы уже окончательно приступить к реализации проекта. Я считаю, что это показатель бесхозяйственного отношения к государственным деньгам, к государственным проектам. С этим тоже нельзя никак мириться, значит, нужно менять процедуры принятия решений. При установлении фактов нарушения бюджетного законодательства руководители бюджетных программ должны нести ответственность даже в случае увольнения с должности. И наказание должно быть неотвратимым», - сказала Глава Сената.
Спикер считает, что необходимо изменить подходы к процедуре рассмотрения Отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета.
«Из года в год палаты Парламента и Счетный комитет дают свои рекомендации по итогам рассмотрения отчета. Если их внимательно проанализировать, то вы увидите, что 80 процентов рекомендаций из года в год перетекают из одного документа в другой. На самом деле мы не видим, чтобы со стороны исполнительных органов власти было какое-то движение вперед для того, чтобы эти проблемы решать, а не закрывать на них глаза и снова уходить в свои рутинные вопросы», - сказала Д.Назарбаева.
Она подчеркнула, что рекомендации обеих палат Парламента и Счетного комитета должны самым серьезным образом рассматриваться Правительством с принятием плана по их реализации. При этом Парламент и Счетный комитет должны ответственно подойти к своим рекомендациям, «подходить по государственному, не увлекаться популизмом».
Требуют усиления аналитические, юридические, финансовые и экономические подразделения государственных органов.
Самые частые нарушения, фиксируемые Счетным комитетом, это нарушение правил бухгалтерского учета, несоответствие принимаемых решений действующим нормативно-правовым актам, низкое качество планирования, отсутствие мониторинга и объективных аналитических материалов о ходе выполнения программ.
«В целом с аналитической работой в нашем государстве беда. Это при том, что мы видим в бюджетных строках расходы на исследования, аналитику, но мы не видим, насколько они результативны, проводились ли они вообще. Если мы потратили несколько миллиардов тенге на исследования, то мы должны понимать, что результаты этих исследований в доходную часть нашей государственной казны принесут, например, 100 миллиардов тенге. Тогда эти расходы оправданы», - сказала руководитель верхней палаты Парламента.
Пресс-служба Сената Парламента РК