Депутатский запрос Баймахановой Г.А. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
13 ноября 2018 г. состоялось заседание Правительства под Вашим председательством. Одним из вопросов рассмотрения была текущая ситуация и перспективы развития геологоразведки, о которых докладывали министры по инвестициям и развитию и энергетики.
Министр по инвестициям отметил положительные тенденции в геологической отрасли, которые появились во исполнение поручений главы государства и реализации в 74 и 75 шагах Плана нации. Приняты и вступили в силу Кодексы «О недрах и недропользовании» и Казахстанский ресурсный кодекс (KAZRC), входящий в группу признанной международной системы CRIRSCO. Эти нормативно-правовые документы соответствуют международным подходам в регулировании геологии и недропользования и должны повысить доверие инвесторов к Казахстану.
В рамках Кодекса о недрах внедрен принцип «Первый пришел – первый получил», сокращены сроки предоставления права недропользования, принята Программа управления государственным фондом недр, обеспечен свободный доступ к геологической информации, исключены многие административные барьеры.
В основном мировом рейтинге Института Фрейзера, формирующего критерии и оценивающего инвестиционную привлекательность стран, Казахстан ранее занимавший в нем 73 место, после проведения реформ поднялся на 24 позицию из 104 стран.
Для повышения качества геологической базы данных и инфраструктуры в рамках программы «Цифровой Казахстан» создается «Национальный банк данных минеральных ресурсов». Эта система должна объединять все исторические геологические данные и предоставлять их пользователям в актуальном формате.
Также он затронул систему подготовки кадров для геологической отрасли. В целях развития кадрового потенциала ежегодно в ВУЗах страны проходят обучение более 1600 студентов. По программе «Болашақ» подготовлен 41 специалист. Он также отметил, что имеется разрыв в преемственности. Средний возраст опытного геолога близок к пенсионному, тогда как молодые специалисты только недавно завершили обучение. В этой связи, МИР РК предлагает увеличить выделение грантов по подготовке и переподготовке по геологическим специальностям и совместно с Министерством образования и науки актуализировать программы обучения.
Министр остановился на смене некоторых приоритетов, подчеркнув, что Казахстан на сегодняшний день продолжает работать по традиционным видам сырья, используя наработанные практики и методики, тогда как, современные тенденции и новые технологии диктуют новые задачи. К примеру, двигатели электромобилей и начинки смартфонов резко усилили спрос на редкоземельные металлы. Изменилась сырьевая конъюнктура цен. Кобальт, литий, палладий вдвое выросли в цене. Экспертами прогнозируется значительный рост на галлий, скандий, индий и другие редкие металлы.
Для повышения конкурентоспособности Казахстана в данном направлении, МИР РК предлагает выделить дополнительное финансирование на проведение геологоразведочных работ, а также создать стимулы для привлечения инвестиций на поиски редкоземельных элементов. Казахстан заинтересован в привлечении инвестиций в геологоразведку через юниорные компании. Для этого с 15 сентября по принципу «Первый пришел — первый получил» начат прием заявлений для получения лицензии на разведку по более чем 85 тыс. блоков, а это более чем 197 тыс. км2. В реестре на день рассмотрения вопроса четыре полученных лицензии.
Министр подчеркнул, что инвесторы заинтересованы в предварительно изученных объектах. Для этого необходимо проводить работы на ранних стадиях. В настоящее время в Казахстане доступны для геологического изучения 1,2 млн км2. Изучено на требуемом уровне лишь 21%.
«Увеличение государственного финансирования ранних стадий геологоразведочных работ до 15-20 млрд тг ежегодно позволит повысить инвестиционный потенциал выставляемых участков и их стоимость», — сообщил он.
Для решения озвученных задач Министерством по инвестициям и развитию, а ныне уже Министерством индустриального и инфраструктурного развития РК готовятся предложения по разработке комплексной программы государственного геологического изучения недр на среднесрочную перспективу.
По вопросам развития геологоразведки в нефтегазовом секторе доложил министр энергетики. По данным Минэнерго, государственным балансом нефти учтены извлекаемые запасы по 277 месторождениям Казахстана. В целом извлекаемые балансовые запасы нефти республики по состоянию на 01.01.2018 составляют 4,6 млрд т. Большая часть запасов приходится на Кашаган, Карачаганак и Тенгиз (около 75%). Общее количество контрактов на недропользование по углеводородному сырью составляет 217, из них 59 контрактов на стадии разведки. В прошлом году общий объем инвестиций в геологоразведочные работы составил 137 млрд тг. За 2017–2018 гг. Министерством энергетики заключены 13 контрактов на недропользование. Однако, в настоящее время большинство разрабатываемых месторождений находятся на поздней стадии разработки и характеризуются снижением объемов добычи.
«Последующий рост показателей добычи нефти будет связан с интенсификацией разработки Тенгиза, Карачаганака, Кашагана. Остро стоит вопрос восполнения ресурсной базы. Необходима активизация геологоразведочных работ», - отметил он.
По итогам рассмотрения Министерству по инвестициям и развитию РК поручено усилить работу по проведению геологоразведки для выявления перспективных участков с целью привлечения стратегических инвесторов. Для этих целей необходимо полноценно использовать мощности Казгеологии. Министерству финансов совместно с заинтересованными госорганами необходимо проработать вопрос дополнительного финансирования геологической отрасли.
Таково видение госорганами состояния геологической отрасли и перспектив её развития. Однако, приходится констатировать:
1) Правовые нормы кодекса в полную силу ещё не заработали, сложно идёт перенастройка и адаптация региональных структур уполномоченных органов, формируемая новая база НПА не гармонизирована, а новые принципы и процедуры в изучении недр и недропользовании только апробируются.
2) Другие кодексы и законы, напрямую затрагивающие отрасль, находятся в состоянии внедрения или доработки и не позволяют полноценно ими пользоваться.
3) Эффективной отдачи от геологической отрасли можно ожидать при решении вопросов, обеспечивающих её устойчивое развитие: достаточное и стабильное финансирование, грамотное планирование и проектирование геологического изучения недр, наличие современной инфраструктуры и квалифицированных кадров, а также научного сопровождения работ на всех стадиях изучения недр.
На сегодняшний день в Казахстане геологической отрасли и даже просто геологоразведочных работ, как вида экономической деятельности, нет в соответствии с действующим Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД-2019).
В секции М – Профессиональная, научная и техническая деятельность класс есть класс 71.12 – Деятельность в области инженерных изысканий и предоставления технических консультаций в этой области, который включает только геологическое и сейсмическое изучение и работы по геодезическому изучению: исследования земной поверхности и граничащих почвенных слоёв; гидрологические изыскательские работы; работы по изучению подземных слоёв; картографическая деятельность, связанная с размежеванием границ. И это ВСЁ, что касается геологии, геодезии и метеорологии.
В классификаторе нет таких групп и видов как:
71.12.3 Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Эта группировка включает:
– работы по геологическому изучению недр, предназначенные для сбора информации о структуре недр и местонахождении залежей полезных ископаемых и подземных вод: геологическую, гидрогеологическую и геоэкологическую съемку, поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, открытые геолого-разведочные работы и горно-разведочные работы, гидрогеологические и инженерно-геологические работы, геофизические и геохимические работы, создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей параметрических и сверхглубоких скважин, проходку горных выработок, бурение скважин, отбор и обработку проб твердых полезных ископаемых;
– мониторинг геологической среды (наблюдение за состоянием подземных и поверхностных вод, экзогенных геологических процессов);
– лабораторные исследования полезных ископаемых и горных пород; – камеральные работы
71.12.4 Деятельность геодезическая и картографическая
71.12.41 Деятельность топографо-геодезическая
71.12.42 Деятельность картографическая, включая деятельность в областях наименований географических объектов и создания и ведения картографо-геодезического фонда
71.12.43 Работы гидрографические изыскательские
71.12.44 Деятельность, связанная со сбором, обработкой и подготовкой картографической и космической информации, включая аэросъемку
71.12.45 Инженерные изыскания в строительстве
71.12.46 Землеустройство
71.12.5 Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения
71.12.51 Деятельность наблюдательной гидрометеорологической сети
Эта группировка включает:
– получение и хранение метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, агрометеорологических характеристик и параметров;
– получение и хранение данных об уровнях загрязнения окружающей среды
71.12.52 Проведение гелиофизических и геофизических работ
71.12.53 Деятельность по мониторингу загрязнения окружающей среды для физических и юридических лиц Эта группировка включает: – проведение наблюдений и определение уровней загрязнения окружающей среды по специальным программам; – прогнозирование загрязнения атмосферного воздуха при неблагоприятных метеорологических условиях для рассеивания примесей в атмосфере; – подготовку и согласование проектных материалов, обосновывающих нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
71.12.54 Работы полевые и изыскания в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, экспедиционные обследования объектов окружающей среды с целью оценки уровней загрязнения
71.12.55 Деятельность по обработке и предоставлению гидрометеорологической информации органам государственной власти и населению. Эта группировка включает:
– предоставление предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях, предоставление информации об экстремально высоком и аварийном загрязнении окружающей среды;
– предоставление информации об экстремально высоком и аварийном загрязнении окружающей среды;
– составление и предоставление гидрометеорологических прогнозов общего назначения;
– предоставление информации общего назначения об уровнях загрязнения окружающей среды
71.12.56 Обеспечение гидрометеорологическое деятельности физических и юридических лиц. Эта группировка включает:
– гидрометеорологическое обеспечение деятельности сухопутного, воздушного, водного транспорта, энергетики и связи;
– гидрометеорологическое обеспечение работ по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа;
– гидрометеорологическое обеспечение лова рыбы;
– гидрометеорологическое обеспечение строительных работ, а также прочих работ с использованием подъемно-транспортного оборудования;
– гидрометеорологическое обеспечение жилищно-коммунального хозяйства;
– гидрометеорологическое обеспечение функционирования гидротехнических сооружений и объектов;
– гидрометеорологическое обеспечение предприятий и организаций агропромышленного комплекса;
– гидрометеорологическое обеспечение работ по защите лесов от пожаров;
– гидрометеорологические изыскания и гидрометеорологические экспертизы для проектирования и строительства зданий и сооружений.
Все эти работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому должны составлять единый комплекс и регулироваться целостно.
Для Казахстана геологическая отрасль является стратегической.
Однако, почему-то у нас в приоритете ложные посылы и упрощённый взгляд даже на понятия. Знак равенства ставится между отраслью, геологоразведочными работами и геологоразведкой. А ведь под геологоразведкой понимают последнюю стадию геологического изучения недр. Она проводится на уже выявленных предшествующими работами перспективных участках. Государство, как собственник недр, отвечает за их изученность и состояние (а по современной изученности мы на 114 месте из 122 стран). Инвестор приходит в основном для пользования недрами и в редких случаях на изучение недр и только на участки, перспективы которых доказаны современными методами в результате поисково-оценочных работ. Сегодня поисковый задел таких перспективных участков в Казахстане исчерпан. Из 1 200 тыс. км2 площади ПУГФН только 21% отвечает современным требованиям изученности, причём их перспективы ещё требуется оценить и подтвердить.
Понятно, что государство в лице своих компетентных и уполномоченных органов рассчитывает получить быструю отдачу от принятия новых законодательных основ недропользования и внедрения международных принципов в этой сфере. Однако, в целом инвестиционный климат зависит от многих факторов, и в том числе от состояния отрасли и доверия инвесторов. Инвестор же верит фактам и науке, умеет анализировать ситуацию и отличать навязываемые радужные перспективы от реалий.
В связи с вышеизложенным, работу по восполнению минерально-сырьевой базы страны эффективно можно будет проводить, решив основные проблемы геологической отрасли, воссоздав её на более высоком витке развития науки, техники и технологий с целью формирования поискового задела для проведения геологоразведки уже силами инвесторов.
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим дать письменный ответ на все поставленные вопросы в установленный законом срок.
www/parlam.kz