Развитие деятельности общественных советов
Республика Казахстан идет по пути построения демократического и правового государства, где важным является развитие институтов гражданского общества. Конституция 1995 года признана Венецианской комиссией Совета Европы, как соответствующая международным, европейским стандартам, международным пактам в области прав человека. Государство идет по пути развития таких институтов, как общественные советы.
В 2015 году был принят Закон Республики Казахстан «Об общественных советах».
Они были образованы на двух уровнях:
1) республиканском и 2) местном.
На республиканском уровне Общественные советы были созданы с участием 15 министерств из 16. Но парламентарии посчитали, что общественные советы не могут быть образованы с участием Верховного Суда, Конституционного Совета, органов прокуратуры, Администрации Президента, Национального Банка, Министерства обороны, Управления делами Президента, Канцелярии Премьер-Министра, Хозяйственного управления Парламента, Национального центра по правам человека, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Центральной избирательной комиссии, специальных государственных органов) и Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Республики Казахстан. Хотя в таких правозащитных государственных органах как прокуратура и Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции можно было бы создать общественные советы. Это законодательно закрепило бы их деятельность.
Сейчас Общественные советы во всех областях, городе республиканского значения и столице, городах и районах. Их общее количество составляет – 213. Спору нет, они по-разному развиваются. Анализ деятельности общественных советов показывает, что эффективность их деятельности разнится. Где-то эффективно, где-то нет. В республиканских государственных органах проводится определенная работа. Все-таки в столице действуют общественные объединения по различным направления социального развития. Там обсуждаются актуальные вопросы, проекты нормативных правовых актов и другие вопросы. И члены общественных советов подбирались по профильному направлению. Если, к примеру, Министерство внутренних дел – то известные юристы, авторитетные правозащитники. В Министерство иностранных дел – те, кто понимают проблемы международных отношений. В Министерство юстиции – те, кто знаком с законопроектной работой.
Заседания проводятся раз в квартал и по необходимости.
Другое дело в регионах. Здесь по-разному. В крупных городах, Астане, Алматы и других – там регулярно проводились заседания с обсуждением наиболее актуальных вопросов. В других – мало обсуждалось проблем местного значения.
Тем самым развивается деятельность общественных советов. Учитываются их рекомендации. Ведь Общественные советы – это консультативно-совещательные органы.
Конечно, это был первый шаг в этой области. И работа определенная проводится. Государственные органы уже привыкли к тому, что вот есть такие институты, как общественные советы, которые дают свои рекомендации. И присутствие там общественности, гражданского общества, которая напрямую работает с народом и доводит проблемы в государственные органы через общественные советы – вот это важно. И их деятельность законодательно закреплена.
Международные эксперты указывают на это как на позитивный фактор в развитии государства, развития демократии.
Но время движется вперед. Хочется, чтобы Общественные советы и дальше развивались. И в своей работе они поняли, что надо совершенствовать законодательство в этой области, чтобы повысить эффективность работы.
При положительном эффекте вовлеченности институтов гражданского общества в обсуждение и принятие государственных решений на республиканском и местном уровнях результаты исследований и мониторинга функционирования ОС, а также проведенный правовой мониторинг, свидетельствуют о необходимости дальнейшего их совершенствования на законодательном уровне, в целях устранения правовых коллизий и пробелов.
Время не стоит на месте. Развиваются общественные отношения, которые требуют внесения изменений в действующий закон. И это обсуждается в обществе.
Надо четко определить понятие «общественные советы» как консультативно-совещательные органы, образуемые министерствами, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, а также местными представительными органами по вопросам их компетенции.
Есть вопросы по представительству. Есть разные мнения. К примеру, что представительство от государственных органов в составе рабочей группы по формированию Общественных советов и в составе Общественных советов не может превышать одну десятую от общего числа членов рабочей группы и членов Общественных советов. Соответственно, численность представителей гражданского общества должно составлять не менее девяти десятых от общего числа рабочей группы и состава Общественного совета. Ведь название общественные советы уже предполагает, что должно быть именно общественным.
Вышеназванные предложения по увеличению представленности гражданского общества в составе Общественных советов соответствуют рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Связано это с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона «Об общественных советах», «общественные советы республиканского и местного уровней и их составы формируются рабочими группами, возглавляемыми на республиканском уровне первым руководителем соответствующего государственного органа, а на местном уровне – руководителем местного представительного органа».
Надо расширение прав членов ОС путем представления им следующих прав:
- приглашать на заседания общественного совета представителей государственных органов для обсуждения вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего государственного органа;
- информировать общественность и/или вышестоящие инстанции государственных органов, если государственные органы не мотивировали основания отклонения предложений, рекомендаций и иных обращений общественного совета либо оставили их без ответа;
Согласно результатов анализа Закона «Об общественных советах», проведенного Институтом законодательства, предлагается закрепить в пункте 1 статьи 5 данного Закона полномочие ОС по проведению общественной экспертизы нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.
Таким образом, принимая во внимание вышеназванные предложения, в Законе «Об общественных советах» надо закрепить еще
дополнительные полномочия членов Общественных советов и усилить права членов Общественных советов от гражданского общества путем представления им права принимать участие в качестве участников в:
- заседаниях государственных органов (рабочих групп, коллегий и т.п.) и их структурных подразделений;
- работе других постоянных и временных рабочих органов государственных органов (комитетов, комиссий, управлений, отделов, рабочих групп и т.п.);
- работе конкурсных, тендерных и иных комиссий государственных органов;
- иных мероприятиях, проводимых государственными органами и их структурными подразделениями.
Анализ деятельности Общественных советов показывает, что для дальнейшего развития их деятельности надо еще решить вопрос финансового, материально-технического и кадрового обеспечения деятельности Общественных советов. Без этого трудно работать. И надо понимать, что под организационным обеспечением деятельности Общественных советов понимать материально-техническое и кадровое обеспечение (компьютерная и оргтехника, аренда помещения, канцелярские товары, услуги связи в целях эффективного функционирования Общественных советов, выделение одного человека для их деятельности), возмещение транспортных расходов членов Общественных советов и оплата услуг экспертов, привлеченных к проведению общественного контроля.
В целях осуществления ежегодного мониторинга состояния и тенденций развития Общественных советов, выработки предложений по его работе и развитию обсуждается введение практики разработки и издания национального доклада Главе государства об Общественных советах.
Кроме того, сейчас часть вторая пункта 4 статьи 9 Закона «Об общественных советах» предусматривает, что при формировании Общественного совета республиканского уровня одно и то же лицо может быть избрано членом только одного ОС. На местном уровне такое ограничение для членов ОС отсутствует. Хотя в местных ОС существует практика, когда одно и то же лицо избирается как в областной, так и районный ОС.
Обсуждается, что надо убрать это ограничение. Почему гражданин, занимающий активную гражданскую позицию не может участвовать в нескольких советах, где он может принести свой вклад. Поэтому надо закрепить норму, что как на республиканском, так и на местном уровне одно и то же лицо может быть избрано членом допустим не более двух или трех Общественных советов.
Надо регулировать также общественные отношения в сфере формирования, функционирования общественных советов, ротации и прекращения полномочий членов общественных советов, реализации ими своих полномочий.
Обсуждается, что надо
1) исключить из списка кандидатов в члены ОС представителей государственных учреждений. Так, в пункте 1 статьи 9 Закона «Об общественных советах» порядок формирования общественных советов предусмотрен следующим образом:
- общественные советы формируются рабочей группой из числа представителей государственных органов и на конкурсной основе – представителей некоммерческих организаций, граждан.
Кандидатуры в члены Общественного совета могут быть выдвинуты некоммерческими организациями, гражданами, в том числе путем самовыдвижения.
3) внесение изменений в статью 19 Закона «Об общественных советах». Так, согласно статье 19 общественный контроль осуществляется посредством:
1) доступа к информации о деятельности объекта общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере доступа к информации;
2) участия членов Общественного совета и субъектов общественного контроля в заседаниях коллегиальных органов государственного органа;
3) включения в состав государственных комиссий членов общественных советов;
4) подачи индивидуальных или коллективных обращений граждан;
5) подачи запросов;
6) иных способов, определяемых Общественным советом, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
В данной статье выделение такой формы обращения как запрос в отдельный подпункт позволяет сделать вывод о том, что запрос является некой отдельной субстанцией в отличие от обращения.
В соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»[1] обращение - направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, видеоконференцсвязи, видеообращения, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик.
Таким образом, понятие «обращение» предусмотренное в Законе «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» включает в себя пять форм обращений, в том числе и запрос.
В связи с этим предлагается изложить редакцию статьи 19 Закона «Об общественных советах» изложить следующим образом:
«Общественный контроль осуществляется посредством:
1) доступа к информации о деятельности объекта общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере доступа к информации;
2) участия членов Общественного совета и субъектов общественного контроля в заседаниях коллегиальных органов государственного органа;
3) включения в состав государственных комиссий членов общественных советов;
4) подачи индивидуальных или коллективных обращений граждан, в том числе запросов:
5) иных способов, определяемых Общественным советом, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.».
Да, Общественные советы делают первые шаги. Их работа уже видна. А анализ их деятельности показывает, что надо создавать им еще лучшие условия для дальнейшего развития деятельности общественных советов. Чтобы они еще более эффективно работали и вносили свой посильный вклад в дальнейшее развитие Казахстана.
Салтанат Адильбаева