Предложения по противодействию экономической преступности
Изучение правоприменительной деятельности полиции Республики Казахстан наводят на мысль о необходимости дальнейшего закрепления достигнутых положительных результатов, а также принятия законодательными и исполнительными органами государства[1] новых стратегических решений концептуального, законодательного и организационно-управленческого характера с целью воздействия на экономическую преступность. Необходимо отметить, что при принятии указанных стратегических решений должны, на наш взгляд, учитываться и сопоставляться следующие обстоятельства:
во-первых, уголовно-правовые, криминологические и иные параметры преступности в целом и её определенных видов (например, преступности в социально-бюджетной сфере). Комплекс данных параметров показывают реальную картину состояния преступности и сигнализируют при существенном её ухудшении. Это позволит полиции в рамках своих компетенций выявить «узкие места» - условия, детерминирующие преступность, и разработать и реализовать оперативно-розыскные мероприятия по их нейтрализации и устранению;
во-вторых, реальные возможности, которыми располагает на данном этапе полиция; результативностьее деятельности, измеряемой уровнем латентной преступности, объемами возмещенного ущерба и т.д.;
в-третьих, состояние социальной среды функционирования (например, способность населения поддерживать правоприменительную деятельностьполиции); состояние и уровень правосознания сотрудников полиции, реализующих уголовную политику нашего государства;
в-четвертых, государственно-политические задачи и требования, выдвигаемые Президентом Казахстана и другими институтами высших органов власти государства в сфере обеспечения экономической безопасности; нормативные правовые акты, закрепляющие указанные требования как обязательные и приоритетные для полиции, реализующих уголовную политику.
Перечисленные обстоятельства, учитываемые при принятии стратегических решений, дают возможность утверждать нам о необходимости оценки сложившейся уголовно-правовой ситуации. При этом, данная оценка должна производиться на основе комплексного анализа правовых, информационных и ресурсных составляющих (сведений – сноска автора), а также данных о кадровом обеспечении деятельности полиции в противостоянии экономической преступности. Иными словами полнота, эффективность и своевременность адекватного воздействия на экономическую преступность непосредственно зависит от правильно организованного мониторинга динамических изменений в правоприменительной практикеполиции в рамках их компетенций [1].
Учитывая задачи, поставленные Президентом Республики Казахстан перед полицией в рамках их компетенции, следует отдельно осветить проблемы борьбы с организованной преступностью и её одним из основных признаков – коррупцией (подкуп государственных служащих, использование незаконного влияния, эксплуатация слабостей и шантаж общественных и политических деятелей и т.д.).
Необходимо отметить, что процесс интегрирования Казахстана в мировое сообщество цивилизованных стран мира и глобализация экономической жизни наряду с положительными достижениями в социально-экономическом развитии, имели определенные негативные последствия. В частности, они способствовали объединению усилий национальных преступных организации и их активизации для получения сверхприбылей. В результате транснациональная организованная преступность фактически стала основной реальной угрозой не только для национальной безопасности Казахстана, но и всего человечества, как по своим масштабам, так ипо разрушительному эффекту. Постоянно растущие преступные силы, угрожающие социальному, экономическому и иному развитию государств, их нацеленность на подрыв экономической безопасности, в первую очередь, развивающихся стран и стран с переходной экономикой – таковы основные направления деструктивной деятельности транснациональной организованной преступности[2].
Транснационализация организованной преступной деятельности, т.е. выход ее за границы национальной территории одного государства в настоящее время является международным процессом. В сущности - это один из высших уровней криминальной эволюции [2, с.5].
Осознавая масштабы угрозы экономической безопасности страны, исходящей от транснациональной и национальной организованной преступности, полициейприняты меры по усилению борьбы с ней. Реализация поставленной задачи возможно при совершенствовании профилактической деятельности полиции, а также при активной реализации агентурно-оперативных мероприятий в отношении объектов, представляющих оперативный интерес. В каких направлениях должна проводиться превентивная деятельность полиции нами рассматривалось выше. Здесь же хотелось бы более подробно остановиться на вопросах совершенствования оперативно-розыскной деятельностиполиции.
При реализации агентурно-оперативных мероприятий в отношении национальной и транснациональной организованной преступности полицией, в рамках своих компетенций, должны учитываться следующие обстоятельства:
- Большие финансовые возможности национальной и транснациональной организованной преступности, основанной на «теневой» экономике, торговле людьми, оружием, наркотиками, проституции и т.д. Так, согласно заключению экспертов Вашингтонского национального Стратегического Информационного комитета, доход «мировой мафии» составляет приблизительно 1 трл. долларов. Эта сумма является почти эквивалентной американскому федеральному бюджету [3, с.24].Обладая огромными финансовыми ресурсами, организованная преступность может решать любые вопросы, в частности в сфере экономики, с помощью коррумпированных государственных чиновников, лоббирующих её интересы.
- Республика Казахстан относится к числу государств с высоким уровнем коррупции. Этому имеется подтверждение в виде экспертных оценок, которые ежегодно вычисляются авторитетной организацией TransparencyInternational (TI). Казахстан, набрав 2,1 балла Индекса восприятия коррупции, находится в нижней части «таблицы о рангах», заняв 155 место из 163.
Принимая во внимание то, что современное казахстанское общество, как все страны, обречено на постоянную борьбу с данным социальным злом в силу естественного стремления к самосохранению, ближайшей целью противодействия коррупции должно рассматриваться снижение распространенности и общественной опасности последней до уровня, который не является непреодолимым препятствием развития общества в соответствии с законодательно закрепленными ценностями и приоритетами.
При этом в целях предупреждения коррупции должны применяться все без исключения профилактические меры социального, правового и иного характера. Вместе с тем, учитывая повышенную социальную опасность коррупции, предпочтение должно отдаваться уголовно-правовым превентивным мерам, обладающим высоким карательным эффектом.
- Особую тревогу вызывает распространение коррупции в органах государственной власти и управления (исполнительной, законодательной и судебной ветви власти). Более того, данное социальное зло в органах власти приобрел системный, корпоративный характер, что свидетельствует о высокой степени организованности преступных сообществ и больших возможностей по лоббированию интересов определенных национальных и зарубежных предпринимателей в ущерб государственным интересам Казахстана.
Указанные обстоятельства должны способствовать совершенствованию оперативно-розыскной деятельностиполиции. При этом должны применяться как экстенсивные, так и интенсивные меры. Необходимо расширение агентурного аппарата с увеличением численного состава конфидентов и лиц, оказывающих содействие полиции. С другой стороны для реализации агентурно-оперативных мероприятий должны привлекаться не только высококвалифицированные специалисты, но и представители криминальных структур. Учитывая то, что криминалитет, особенно его элита, неохотно идет на сотрудничество с полицией, необходимо законодательно предусмотреть соответствующие преференции, стимулирующие их к взаимодействию с сотрудниками указанного ведомства. На наш взгляд, участие представителей преступного мира в проводимых полициейоперативно-розыскных мероприятий повысит их эффективность и результативность в борьбе с организованной преступностью. Информация, полученная от криминального авторитета преступников, особенно «воров в законе», значительно повысит достоверность и правдивость проводимого оперативно-розыскного мероприятия и не вызовет никаких сомнений у руководителей преступных сообществ и коррупционеров. При этом следует отметить, что многие представители криминального мира добровольно согласятся, на наш взгляд, сотрудничать с органами полиции. К такой категории лиц следует отнести, в первую очередь, осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, которые при освобождении их от дальнейшего исполнения приговора суда или замене данного наказания на более мягкое (исправительные работы, ограничение свободы и т.д.) пойдут на контакт с оперативным работником. В этом случае, в отношении указанных лиц, давших согласие на сотрудничество, должны применятся все необходимые меры по обеспечению их безопасности, так как они находятся под охраной государства.
Что же касается должностных лиц, участвующих в коррупционных системах, то эффективным стимулом для их сотрудничества с полицией является прекращение в отношении данных конфидентов уголовного преследования. В этом случае, полезность предоставленной данными лицами сведений должна быть выше причинного совершенным ими преступлением вреда.
Высказанные нами суждения должны, на наш взгляд, иметь отражение в национальном законодательстве – уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном, оперативно-розыскном и т.д. Учитывая сказанное, хотелось бы обратить внимание правоведов и законодателей на наиболее важный нормативный правовой акт о борьбе с организованной преступностью в США – свод Законов РИКО - Государственные законы, призванные расследовать, контролировать и преследовать организованную преступность (RICOLAWS – RacketeerInfluencedandCorruptOrganisation). Также, Законы РИКО устанавливают наказание в виде лишения свободы до 20 лет и право потерпевших, в число которых входят и частные лица, предъявлять иск о возмещении причиненного совершенным преступлением ущерба в тройном размере [4, с.455-456].
Принимая во внимание то, что системная коррупция представляет собой один из видов организованной преступности, главной целью которой является получение незаконной прибыли, для чего и применяются властные полномочия её участников, на наш взгляд, следует изучить положительный, профилактический эффект реализации данного свода законов и использовать его в законотворческой деятельности и правоприменительной практике органов государственной власти Казахстана.
Еще одной важной проблемой, от скорейшего решения которой зависит эффективность профилактики организованной, в том числе, транснациональной, преступности является возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц.Не секрет то, что для «отмывания» финансовых средств, добытых преступным путем, организованная преступность широко использует подставные легальные предприятия и учреждения (торговые предприятия, казино, фонды и т.д.).Вэкономически развитых зарубежных странах уголовная ответственность юридических лиц широко и эффективно применяется. Именно благодаря уголовной ответственности юридических лиц, в США удаетсяактивно противодействовать организованной преступности путем перекрытия финансовых поступлений от легальных предприятий и организаций, используемых ею для коррумпирования чиновников и развития преступного бизнеса (наркоторговля, работорговля, проституция и т.д.).
Однако, несмотря на положительный международный опыт борьбы с транснациональной и организованной преступностью, уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена. Наши оппоненты свое несогласие установить уголовную ответственность юридических лиц объясняют тем, что теория уголовного права в данной области еще достаточно не разработана, что отсутствует конкретизация субъективной стороны состава преступления (вина) и т.д. По их мнению, существующая административная и гражданско-правовая ответственность юридических лиц вполне достаточно для обеспечения эффективной профилактики правонарушений.
Здесь следует отметить, что уголовная ответственность является более строгой, чем административная и гражданско-правовая, и при совершении юридическим лицом уголовного правонарушения, наказание будет соразмерно противоправному деянию. Именно данное обстоятельство является важнейшим сдерживающим, превентивным фактором от преступных посягательств. По этому, необходимо немедленно внедрить в законодательство уголовную ответственность юридических лиц. Мы потерям драгоценное время, если будем ждать результаты теоритических изысканий ученых в данной области, так как последствия непредсказуемы.
Таким образом, резюмируя сказанное, хотелось бы высказать некоторые предложения и рекомендации по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью:
- реализация профилактических мер по выявлению и устранению причин и условий, детерминирующих экономическую преступность, должна осуществляться на основе анализа результатов мониторинга динамических изменений в правоприменительной практике полиции, в количественных и качественных характеристиках данных преступлений, оперативных сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, и иной информации, в том числе открытой (в СМИ, в Интернете и т.д. – сноска автора);
- совершенствование работы агентурного аппарата должна осуществляться путем привлечения в качестве конфидентов высококвалифицированных специалистов, представителей криминальной «элиты» и других, увеличение его численного состава, а также активного использование существующих структур прикрытия и создания новых;
- усиление борьбы с организованной преступностью в экономике страны, повышение эффективности противодействия системной коррупции возможно при дальнейшем совершенствовании законодательства, регламентирующую деятельность полиции Республики Казахстан и других государственных органов при осуществлении ими своих функций, повышении эффективности и результативности деятельности полиции, путем реализации организационных, управленческих и иных преобразований;
- установить уголовную ответственность юридических лиц, что обеспечить эффективное противодействие организованной преступности.
А.Б.Скаков
Профессор кафедры уголовно- правовых дисциплин Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева,
доктор юридических наук, профессор.