Обязательное социальное медицинское страхование – необходимость, навеянная временем
Основой государственности и общественных отношений во все времена являлись законы. Без них невозможно представить себе современный порядок вещей. При образовании нового государства обязательным условием служит признание его на международном уровне. Данный процесс невозможен без юридического определения статуса данной страны. Не существует страны, где отсутствуют законы. Они могут не соблюдаться, это факт, но они есть. Прежде всего они необходимы для регулирования деятельности государства, жизни общества. Представьте, чтобы было если бы не было Конституции, уголовного, гражданского кодексов, различных законодательных актов, регулирующих общественные отношения в здравоохранении, образовании, трудовой деятельности. Скорее всего это привело мир к хаосу. Именно во избежание данного негативного явления и существуют законы.
В Казахстане с каждым годом принимаются все новые законодательные акты, совершенствуются существующие. Только с начала текущего года юридическую силу обрели изменения и дополнения, касающиеся сразу нескольких сфер жизнедеятельности: здравоохранения, социума, налоговой системы, ценовой политики на алкогольную, табачную продукции и других. Однако особое внимание заслуживает закон «Об обязательном социальном медицинском страховании», так как волнует всех граждан страны. Это не удивительно. Здоровье-это самое главное богатство для любого человека. Именно поэтому данная тематика всегда будет являться актуальной.
Также как в России или в европейских странах, в нашей стране решили внедрить медицинское страхование в первую для того, чтобы защитить интересы простых людей в вопросах охраны здоровья, предоставить всем гражданам равные возможности для получения медпомощи. Необходимость создания новой эффективной системы здравоохранения назрела давно. Среди ключевых проблем, которые подвигли к внедрению системы социального медицинского страхования – отсутствие солидарности и работодателей в охране здоровья, финансовая неустойчивость системы и недостаточно эффективная структура оказываемой медпомощи. Это повлекло за собой то, что бремя обеспечения охраны здоровья лежит только на государстве, а для граждан стало характерно потребительское отношение к здравоохранению. Следует сразу подчеркнуть, что медицинская помощь согласно закону будет разделена на два пакета: базовый и ОСМС. Первый – минимальный пакет медицинских услуг, предоставляемый в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) для всех граждан страны и оралманов. Сюда согласно законодательству страны относятся: медицинская помощь при социально значимых заболеваниях и болезнях, которые представляют опасность для окружающих (туберкулез, психические болезни и другие), транспортировка (в том числе санавиация), скорая неотложная помощь, профилактические прививки. Все остальное: амбулаторно клиническая помощь (прием специалистов и лечение в поликлиниках, диагностические, манипуляционные услуги и лабораторные исследования), лечение в стационаре и пребывание в дневном стационаре (кроме социально значимых заболеваний), сестринский уход, реабилитация и восстановительное лечение, высокотехнологичные медицинские услуги, паллиативная помощь (оказание медпомощи с целью предотвращения или облегчения страданий больного посредством уменьшения тяжести симптоматики болезни или замедления ее течения) входит в пакет ОСМС. Благодаря медстрахованию человек сможет получить медицинскую помощь в любой клинике Казахстана. Кроме этого, пациент будет освобожден от всех видов дополнительных платежей за врачебные манипуляции. Постепенно с развитием страховой медицины проблема неформальных платежей за медицинскую помощь (к примеру, за госпитализацию) потеряет свою актуальность. Еще один плюс нововведения – полный доступ к расширенному и улучшенному по составу перечню лекарственных средств любой аптеки страны. А самое главное – защита Фондом интересов застрахованных граждан в случае некачественного обслуживания или нарушения его прав. По словам собеседника, первыми «ласточками» в реализации системы медстрахования станут работодатели и индивидуальные предприниматели. С 1 июля 2017 года работодатель ежемесячно платит за своих сотрудников 1 процент от их заработной платы. В 2018-2019 годах – 1,5 процента, в 2020 году – 2%, а в 2022 – 3 %. При этом взносы не должны превышать 15 минимальных заработных плат (366885 тенге). С 2019 года взносы в размере одного процента (в 2020 году – 2 %) от зарплаты будут вносить и сами работники. Индивидуальный предприниматель будет отчислять суммы как за себя, так и за своих подчиненных. В этом году – 5 процентов от двух минимальных заработных плат (2445,9 тенге). В следующем году сумма возрастет примерно до 2828 тенге. Взносы активного населения (работодатели, работники, индивидуальные предприниматели и др.) через «Правительство для граждан» будут поступать в Фонд социального медицинского страхования, а оттуда одну часть денежных средств сотрудники отправят на счета медицинских учреждений, а другая часть будет отправлена в Национальный банк. Он будет инвестировать денежные средства и полностью управлять активами. Поэтому очень важно, чтобы каждый казахстанец был прикреплен к определенной поликлинике. Каждый должен определить к какой категории граждан он будет относиться, к работающим, самозанятым, предпринимателем, безработным и так далее. От этого будет зависеть, кто будет оплачивать страховку: работодатель, государство или самостоятельно. Если человек безработный, ему нужно зарегистрироваться в центре занятости по месту прописки и получить статус. Если гражданин отказывается регистрироваться в качестве безработного, то ему необходимо самостоятельно вносить взносы в Фонд медицинского страхования в размере пяти процентов от минимальной заработной платы. В 2018 году размер взноса составит 1414 тенге в месяц, а за год – 16 970 тенге. Уплачивать свои взносы можно через коммерческие банки либо отделения Казпочты. Причем платежи по медстрахованию те, кто делает это самостоятельно, можно вносить за 2-3 месяца вперед. Определить свой статус можно на портале «Электронного правительства» (http://egov. kz/), в ЦОНах, Центрах занятости населения. Люди, занятые в неформальном секторе экономики (частный извоз, строительный бизнес, услуги, торговля и т.д ), должны зарегистрироваться в качестве ИП. – С 2018 года представителям четырнадцати категорий граждан Казахстана взносы в систему медицинского страхования будут производиться за счет государства. Из бюджетных средств медицинское страхование будет оплачиваться многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», или получившим ранее звание мать-героиня, а также награжденным орденами «Материнская слава» I и II степеней. В число тех, за кого будет платить государство, вой- дут: участники и инвалиды Великой Отечественной войны, пенсионеры, безработные (зарегистрированные официально на бирже труда), студенты очной формы обучения, которые учатся в организациях среднего, технического и профессионального, высшего образования и послевузовского образования, лица, которые находятся в отпуске в связи с рождением ребенка, усыновлением новорожденного, по уходу за ребенком до трех лет. Также под опеку государства попадут: неработающие беременные женщины, те, кто ухаживает за несовершеннолетними детьми-инвалидами, неработающие оралманы, а также лица, которые отбывают наказание по приговору суда (кроме учреждений минимальной безопасности), и лица, содержащиеся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов будут обслуживаться в своих ведомственных медицинских учреждениях, а в остальных случаях медстраховка будет покрываться государством. Недобросовестные участники системы медстрахования понесут административные меры наказания. Своевременно не перечисленные суммы отчислений будут взысканы органами государственных доходов и перечислены на счет фонда с начисленной пеней в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд). В случае неполного или несвоевременного перечисления взносов органы государственных доходов вправе взыскивать с банковских счетов плательщика деньги в пределах образовавшейся задолженности. Взыскание задолженности по отчислениям будет производиться на основе инкассового распоряжения органа государственных доходов с направлением уведомления плательщику в порядке, определенном уполномоченным органом. Такое уведомление, по словам собеседника, не направляется в случае, если задолженность по отчислениям не превышает суммы в размере одного месячного расчетного показателя. В случаях отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах для удовлетворения всех требований, предъявляемых к плательщику, банк производит изъятие денег плательщика в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан. Работодатели обязаны вести первичный учет удержанных и перечисленных денег по каждому работнику в порядке, определенном уполномоченным органом. Не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, работодатель обязан представлять работникам сведения об удержанных и перечисленных суммах.
Однако следует помнить, что социальное медицинское страхование не является накопительной системой, поэтому деньги нельзя передать родным или близким, а также оставить в наследство. Кстати, вне зависимости от суммы взносов каждого плательщика, все категории населения будут иметь одинаковый доступ к медицинским услугам. Хотя важным фактом является и то, что добровольное медицинское страхование при этой системе не исключается. Отдельные виды медицинских услуг, не входящие в пакет ОСМС, могут быть оплачены через ДМС, например: стоматология для взрослых, обязательные периодические осмотры для работников, работающих на вредных производствах, санаторно-курортное лечение и др. Все зависит от желания и финансовых возможностей физлица или предприятия. Физлицо или предприятие (на основании коллективного договора) могут выбрать пакет услуг ДМС, не дублирующий услуги в пакете ОСМС.
В законе без внимания не остались иностранцы и даже лица без определенного места жительства. В соответствии со статьей 2 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон) иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Вместе с тем в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения и социально-трудовой сферы» предлагается, что за двенадцать социально уязвимых категорий иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК, взносы в Фонд будут осуществляться государством. Данное предложение находится на рассмотрении в госорганах. При этом необходимо отметить, что если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Благодаря принятому закону об обязательном медицинском страховании базовым принципом будет являться социальная справедливость, когда обеспечивается равный доступ всех застрахованных к единому пакету медицинских услуг, независимо от размера доходов и взносов, социального статуса, должности, места жительства. Таким образом, объем оказываемых услуг в рамках ОСМС не будет зависеть от перечисляемых процентов в Фонд, а будет определяться лечащим врачом в зависимости от необходимого пациенту лечения.Данный шаг предпринятый для обеспечения доступности медицинских услуг для всех слоев населения, является еще одним доказательством того, что Казахстан был, есть и всегда будет социально-ориентированным государством.
Алия Даурембекова