Массовые репрессии. Отказ от кооперации и сталинская принудительная кооперация

Массовые репрессии. Отказ от кооперации и сталинская принудительная кооперация

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем интервью газете «Ана тілі» 3 января 2025 года справедливо отметил, что «…мы должны относиться к истории справедливо и к гражданам, участвующим в ее создании. Все это, в конечном счете, необходимо для будущего нации. Если мы не можем размышлять о прошлом и ценить его честно и объективно, мы не можем двигаться вперед с уверенностью»[1]. Сейчас появляются научные, экспертные, исторические статьи с объективной оценкой исторических процессов, прошедших после октября 1917 года.

Созданная Указом Президента Казахстана от 24 ноября 2020 года Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий проделала большую работу для восстановления подлинной справедливости в этом вопросе. В оценке исторических явлений и фактов, общественных и политических сил, деятельности известных личностей, в т. ч. по их позиции и роли в массовых политических репрессиях нашего народа, – Государственная комиссия выработала свои критерии оценки, основанные на прогрессивных стандартах и ценностях других народов, и государств, в т. ч. стран бывшего Советского Союза. Собранные материалы подтверждают, что конечной целью программы «Малого Октября в Казахстане» являлось установление большевистстко-сталинского коммунистического режима правления путем разрушения социально-экономической ячейки аула, как фундамента казахского социума, ликвидации сложившихся веками, в условиях Степи производственных отношений жизнедеятельности и жизнеобеспечения казахского народа, неподдающихся, на взгляд большевистско-сталинской власти, революционным преобразованиям и искусственной «советизации».

Ужасной трагедией в истории нашего народа стала гибель миллионов казахстанцев от искусственно созданного «голодомора» в 1932-1933 годах в результате последовательных и целенаправленных акций антинародной программы «Малый Октябрь в Казахстане», приведших к «АШАРШЫЛЫҚ», кардинальному слому экономики, традиционного образа жизни, попытке уничтожения нации, ее языка и культуры, что явилось следствием, ничем не оправданным, попранием большевистской властью права казахского народа на самоопределение, массового нарушения естественных прав человека на жизнь, свободу, неприкосновенность.

Массовым стала конфискация скота и имущества баев, кулаков, крестьян–шаруа, раскулачивание, изъятие ценностей, конфискация всего недвижимого имущества, его распродажа и т.д., сопровождаемые политическими репрессиями.

После принятия Конституции 1918 года, гражданских прав были лишены многие социальные слои. Массово происходило лишение права проживания на своей исторической Родине, на свободу передвижения и свободу выбора место жительства, массовое насильственное государственное переселение и политические репрессии депортированных народов и спецпоселенцев, а также вынужденных беженцев из Казахстана в результате государственного преследования и рукотворного голода «АШАРШЫЛЫҚ».

Госкомиссией установлено более 800 народных восстаний, протестов и политических выступлений казахстанцев, а число их участников превысило несколько десятков тысяч человек, которые также были подвергнуты различным видам репрессий.

Также обозначено наличие ряда пробелов в законодательстве Казахстана, препятствующих полноценной реабилитации жертв и пострадавших от политических репрессий:

- не дается правовой оценки репрессиям на предмет их неправомерности, указаны лишь процедуры юридической реабилитации ограниченного числа репрессированных;

- не определены признаки и сущность политических репрессий;

- не установлены специфические для Казахстана основные категории жертв и пострадавших;

- некоторые категории репрессированных лишены права на реабилитацию, в силу наличия неоправданных законодательных ограничений;

- отсутствует полноценное государственное регулирование с конкретным регламентированием функций государственных органов, не урегулированы государственно-правовые механизмы эффективной реализации процесса реабилитации;

- процедура реабилитации осуществляется только в заявительном порядке, ограничивая права умерших лиц и возможность безусловной реабилитации;

- предусмотренные Законом меры реабилитации устарели, не отвечают современным реалиям и в ряде случаев практически не применимы.

Поэтому существующие правовые основы реабилитации подлежат кардинальному пересмотру, посредством формирования обновленных законодательных правовых основ, институционального укрепления и четкого выстраивания целостной и эффективной системы реабилитации, расширения категорий репрессированных, выработки конкретных государственно-правовых механизмов и способов полной реабилитации казахстанцев, ставших жертвами и пострадавших от массовых политических репрессий.

Реализация вышеуказанных подходов повлечет необходимость полной переработки действующего Закона РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 г. (более 80% процентов его содержания), что в соответствии с пунктом 9 статьи 26 Закона РК «О правовых актах», потребует разработки качественно нового закона с постановкой на утрату, действующего.

Госкомиссией установлено свыше 10 базовых (основных) категорий жертв и пострадавших, а число подкатегорий в них более сотни. В соответствии с международно-правовыми стандартами и нормами, основанными на незыблемости соблюдения любой властью, любыми правящими режимами естественных и неотъемлемых политических прав человека и гражданина, исходя из фактического массового их нарушения большевистско-сталинской властью, Госкомиссия установила нарушение прав у следующих категорий жертв и пострадавших.

Без полной реабилитации, невозможно построить правовое и демократическое государство. Важно признать сам факт, что невинными жертвами произвола и беззакония были простые люди и в отношении них были совершены бесчеловечные массовые преступления. Необходимо признать, как считают эксперты-историки, что насильственная реализация антинародной программы «Малый Октябрь в Казахстане» - это преступление против народа Казахстана. А также необходимо принятие Парламентом законов «О полном признании реабилитации жертв массовых политических репрессий», «О политической реабилитации и статусе борцов за независимость Казахстана», «О вынужденных беженцах».

Справедливо считают историки-эксперты, что в законопроекте «О вынужденных беженцах», Республика Казахстан, как правопреемница Казахской ССР, должна была дать государственную оценку, категории «вынужденных беженцев», и, в соответствии с международными правом, принять нормативно-правовые акты об их полной реабилитации. Необходимо восстановить историческую справедливость. Этого закона ждут свыше 5 млн. наших соотечественников (қандасов) за рубежом.

Казахстан накануне коллективизации. Ф.И.Голощекин избрал курс на «советизацию аула», на проведение «новой революции» в Казахстане. В 1926 году был произведен передел пахотных и сенокосных угодий, в ходе которого трудящиеся получили в пользование земли, ранее принадлежавшие баям. Это еще больше обострило обстановку в ауле накануне коллективизации. Зимой 1927-1928 годов власти столкнулись с серьезным кризисом хлебозаготовок. По указанию И.В. Сталина в ходе хлебозаготовок было разрешено использовать чрезвычайные меры. Для проведения хлебозаготовок Ф.И. Голощекин направил в села и аулы 4800 уполномоченных. В ходе хлебозаготовок были подвергнуты репрессиям около 31 тысячи крестьян[2].

В 1928 году силовой нажим на крестьянство определил Декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов». По Декрету от 1928 года было выселено 657 баев-полуфеодалов, у которых было изъято 145 тысяч голов скота. Насильственная коллективизация. В декабре 1927 года XVсъезд ВКП (б) провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. Коллективизация - процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путем кооперирования. В развитии кооперации на селе провозглашались принципы добровольности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода от низших форм кооперации к высшим. Коллективизацию в Казахстане намечалось закончить к весне 1932 года. В зерновых районах основной формой колхозного строительства должна была стать сельскохозяйственная артель, в животноводческих районах - товарищество по совместной обработке земли и косьбе (ТОЗ). Колхозное движение в республике со второй половины 1929 года стало развиваться форсированными темпами. Для проведения коллективизации и оседания наряду с местными «коллективизаторами» Казкрайком партии привлек 8 тысяч рабочих. Из внутренних районов России в республику было направлено 1 204 рабочих. Посланцы партии из «далеких краев» насаждали в Степи тип расселения, в точности повторявший планировку российской деревни. С 1929 года в Казахстане создаются первые машинно-тракторные станции (МТС), которые обеспечивали техническую и организационную помощь колхозам сельскохозяйственной техникой. Коллективизация и одновременное оседание разрушали вековой уклад жизни казахского аула. Процесс оседания предполагалось завершить в 1933 году. В ходе коллективизации в условиях жесткого администрирования особенно преуспевали лжебелсенды (лжеактивисты)[3].

Коллективизация в Казахстане проводилась без учета местных условий. К октябрю 1931 года в Казахстане было коллективизировано 65% всех хозяйств. Тогда как в 1928 году - всего 2%. Девиз: «Перегибов не допускать - парнокопытных не оставлять!» принадлежал тургайским перегибщикам. В ходе их деятельности от 1 миллиона голов скота осталось всего 98 тысяч голов. В 1931-1932 годах в Шубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего поголовья скота. На 1 января 1933 года в республике насчитывалось всего 4,5 млн голов скота. В ходе коллективизации, наряду с эксплуататорскими элементами, раскулачивались зажиточные и середняцкие хозяйства. Беднякам и середнякам, не желавшим вступать в колхоз, угрожали высылкой за пределы Казахстана или зачислением в кулаки. За 1933 год органы ОПТУ Казахстана арестовали свыше 21 тыс. человек[4].

Голод в республике. В 1930-1932 годах в Казахстане разразился голод, потери от которого составили 40% населения республики. За годы коллективизации из пределов республики мигрировали свыше 1 млн казахов, из них 616 тыс. безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. В 1931-1933 годах из 6,2 млн жителей республики погибли от голода около 2,1 млн, из них потери некоренного населения составили 400 тысяч. Численность казахского населения после коллективизации была восстановлена спустя почти 40 лет-в 1969 году. Казахский голодомор 1931-1933 годов получил в народе название «ашаршылык». Голод 1930-1932 годов в Казахстане вошел в историю как годы «великого джута», как величайшая трагедия казахского народа. Огромные потери при проведении коллективизации понесло животноводство. С 1928 по 1932 год численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн 509 тысяч до 965 тысяч; овец - с 18 млн 566 тысяч до 1 млн 386 тысяч; лошадей - с 3 млн 616 тысяч до 416; верблюдов - с 1 млн 42 тысяч до 63 тысячи[5].

В июле 1932 года группа деятелей республики: Г. Мусрепов, М. Гатауллин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев написали лично Ф. Голощекину о голоде, причинах катастрофы («Письмо пяти»). В марте 1933 года о голоде в казахской Степи в письме И.В.Сталину сообщал Т. Рыскулов. О голоде и эпидемиях в Актюбинской области, Тургайском и Балхашском районах в 1932 году имеются данные в докладе московского отряда «Красного креста». Сопротивление коллективизации. Сталинская модель коллективизации сельского хозяйства вызвала ожесточенное сопротивление крестьян. Волна вооруженных выступлений в Казахстане прошла в 1929-1931 годах. Крупным очагом народного недовольства в Восточном Казахстане стал Семипалатинский округ. Огромный резонанс по всему Казахстану имело Батпаккаринское восстание в Тургайской области, начавшееся 1 ноября 1929 года. Оно было квалифицировано Казкрайкомом как проявление бандитско-басмаческого движения.[6]

В ходе насильственной коллективизации в Казахстане имели место 372 массовых волнения и восстания. Руководство Казкрайкома и СНК республики за последствия коллективизации не понесло перед народом никакой ответственности.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо  государственное признание массовых политических репрессий в советский период преступлением против народа Казахстана, в юридическом плане - неправовыми и незаконными, и аннулировать сфабрикованные приговоры, решения внесудебных органов, расстрелы без суда и следствия.

Марат Башимов

 

[1] Опубликовано обширное интервью Президента Токаева: 03 января 2025, 09:02 - новости на Tengrinews.kz

[2] https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/9-klass/lecture/kollektivizaciya-selskogo-hozyajstva-kazahstana

[3] https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/9-klass/lecture/kollektivizaciya-selskogo-hozyajstva-kazahstana

[4] https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/9-klass/lecture/kollektivizaciya-selskogo-hozyajstva-kazahstana

[5] https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/9-klass/lecture/kollektivizaciya-selskogo-hozyajstva-kazahstana

[6] https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/9-klass/lecture/kollektivizaciya-selskogo-hozyajstva-kazahstana

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×