Раимжан Марсеков - идеолог земского самоуправления в Казахстане
История сослагательного наклонения не имеет, но мы должны знать свою подлинную историю и восстанавливать справедливость в оценках исторических процессов, в оценках репрессированных людей и для будущего молодого поколения. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем интервью газете «Ана тілі» 3 января 2025 года справедливо отметил, что «…мы должны относиться к истории справедливо и к гражданам, участвующим в ее создании. Все это, в конечном счете, необходимо для будущего нации. Если мы не можем размышлять о прошлом и ценить его честно и объективно, мы не можем двигаться вперед с уверенностью»[1]. Сейчас появляются научные, экспертные, исторические статьи с объективной оценкой исторических процессов, прошедших после октября 1917 года, оценки исторических личностей, к примеру, таких как известный государственный деятель, выходец из Уланского района Восточно-Казахстанской области Раимжана Марсекова, который является одним из выдающихся государственных и общественных деятелей. Он был известным юристом, талантливым теоретиком и журналистом, идеологом земского самоуправления в Казахстане. В одной из последних работ про Р.Марсекова, правнучка Райымжана Марсекова Айгуль Жумабаева подробно описывает деятельность этого человека. В начале XX века в центре внимания общественно-политической мысли казахской интеллигенции оказался основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей и государства. Всплеск к нему научного интереса объясняется его особой актуальностью на тот момент.
Серьезно изучал эту проблему один из ярких представителей казахской интеллигенций Райымжан Марсеков. К сожалению, интерес к его трудам четко обозначился лишь в конце 90-х годов XX столетия. Райымжан Марсеков является одним из выдающихся государственных и общественных деятелей, он был серьезным юристом, талантливым теоретиком и журналистом, идеологом земского самоуправления в Казахстане.[2]
Р. Марсеков родился 7 августа 1877 году в Аиртауской волости Кокпектинского уезда Семипалатинской области[3]. Сейчас это Уланский район Восточно-Казахстанской области. Отец — прозорливый и грамотный для своего времени человек, отдал сына в уездную русско-казахскую школу, после окончания, которой Райымжан Марсеков продолжил свое образование в Омской гимназии. Полученные в стенах классической гимназии знания позволили ему в 1896 г. стать студентом Санкт-Петербургского университета. В 1899 году российские высшие учебные заведения охватывают протестные студенческие выступления. Царский режим жестоко их подавляет. Более 800 студентов отчислены. Среди них и Раимжан Марсеков. За ним ведется пристальное наблюдение. Единственный способ переломить ситуацию — продолжить учиться. Его запрос в Санкт-Петербургский университет удовлетворен. И спустя три года в 1902 году дипломированный юрист Раимжан Марсеков начинает свою профессиональную деятельность. Репутация Марсекова растет. Райымжан не жалеет сил, знаний, чтобы оправдать доверие людей. Ведь за каждым рассмотренным им делом стоят их судьбы. Из тысяч таких судеб складывается история и всего народа, лишенного в то время возможности самостоятельно принимать политические решения и выбирать свой путь[4].
Еще, будучи студентом Раимжан Марсеков начал публиковать свои статьи-размышления о судьбе казахского народа. Эта деятельность развернулась и на страницах журнала «Айкап» и газеты «Казах». Его волнует решение земельного вопроса, проблемы власти и государственного устройства, юриспруденции, развития казахского языка и литературы. Раимжан Марсеков с энтузиазмом поддержал идею созыва Всеказахского съезда. Бурная дискуссия о его необходимости развернулась на страницах первых казахских изданий. Райымжан Марсеков активно участвует в деятельности движения Алаш. В его рядах передовая казахская интеллигенция, которая отстаивает интересы всей нации. Райымжан всей душой и всеми силами отдается идеям и деятельности алашординцев, которые выступают за предоставление автономии казахскому народу. В 1913 г. он поддерживает идею созыва общекиргизского съезда, примыкая тем самым к деятелям казахской интеллигенции, которые выступили против А. Байтурсынова, А. Букейханова, М. Дулатова, последние своей задачей видели просвещение казахского народа. «Законы составляются в Петербурге без учета и знаний особенностей местного населения. Закон только в том случае будет соответствовать интересам народа, если он составлен с учетом их интересов. Главный вопрос, который следует обсудить на съезде, — это вопрос о земле, о религии, кто должен быть избран бием, на каком языке должны быть написаны прошения к биям, к земству, к другим службам», — пишет Р. Марсеков.
В 1917 году Р. Марсеков вступает в партию «Алаш», его и еще 18 человек выбирают делегатами на декабрьский съезд от Степного округа вместе с Магжаном Жумабаевым и Жумагали Тлеулиным. В декабре 1917 г. его избрали членом сметно-финансовой комиссии Семипалатинской уездной земской управы. С начала гражданской войны в Казахстане Р. Марсеков активно принимается за создание национальных полков в Семиречье для организации отпора большевикам. Он мотивирует свою деятельность опасностью, исходящей от большевиков для граждан Казахстана. Противостояние большевиков и алашордынцев было не случайным, их отличали противоречия по целому ряду принципиальных вопросов будущего государственного устройства. Юридически образованные члены национального движения решительно протестовали против необоснованного ограничения функций Казахстана как члена федерации[5].
Райымжан Марсеков стал председателем организационного комитета Семипалатинского областного съезда казахов.
Съезд длился десять дней: с 27 апреля по 7 мая. На этом съезде Р. Марсеков выступил с большим докладом. 17 января 1918 года Марсеков был избран Председателем Семипалатинской земской управы. Работа «Патшалық арасындағы заң» занимает особое место в творчестве
Р. Марсекова. По своей сути она является логическим продолжением цикла о функциях власти (государства). Своей задачей автор ставит систематическое изучение материала, дающего представление о развитии внешнеполитического механизма, его функционировании. Внешняя политика государства при всей своей специфике тесно связана с политикой внутренней и по существу является ее продолжением. В конечном счете ее характер и конкретное содержание определяются социально-экономическим строем соответствующей страны и вырастающей на его основе государственной идеологии. Р. Марсекова интересует, прежде всего, роль дипломатического аппарата в принятии внешнеполитических решений, характер взаимоотношений между дипломатами и политическими руководителями, соотношение и распределение функций между различными звеньями внешнеполитического механизма страны[6].
Раскрывая причины межгосударственных конфликтов, Р. Марсеков сводит их к борьбе за выживание. Потребности общества растут с каждым годом, считает он. Если раньше семья, аул (аймак) могли обеспечить себя полностью всем необходимым, то теперь они ощущают постоянную нехватку продовольствия, товаров и услуг. Отсюда Р. Марсеков делает вывод о возникновении потребности обращаться к соседним государствам. По его мнению, развитие торговых взаимоотношений между государствами и постоянное общение способствуют установлению межгосударственных связей, обмену опытом в области культуры, искусства. Наконец, люди получают возможность «свободного передвижения из одного государства в другое». Таким образом, считает Марсеков, наличие устойчивых двусторонних отношений позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешней политики. К ним он относит заключение соглашений, договоров, конвенций по торговле, развитию транспорта, связи, возможностям свободных передвижений по чужой территории, жительству, выдаче преступников. При этом содержание и характер контактов постоянно расширяются, что способствует укреплению межгосударственных связей По Марсекову, главным вопросом дипломатических отношений является «вопрос о войне». Каковы задачи союзников, какова цель войны? Целью второй части статьи «Патшалық арасындағы заң» является показ механизма действий государства в условиях ведения военных действий. Он считает, что «главы воюющих стран оповещают свой народ о начале военных действий». Воюющие государства обязаны подчиняться «дипломатическим законам, выполнять определенные условия ведения войны».
Р. Марсеков основные свои работы посвятил проблемам государства. Он считает, что в результате исторического развития, обусловленного особенностями эпохи, происходит эволюция государства и его форм, прошедшая путь от абсолютизма к правовому (конституционному) государству нового времени. Согласно его концепции, по мере расширения государства, роста населения, преумножения богатства «сосредоточение власти в одних руках стало невыгодным, трудным»[7].
В своей типологии форм правления он выделяет парламентскую и президентскую республики. Смысл последней он видит в широком представительстве, демократичности выборов. На этих выборах, пишет он, избирается президент, власть которого, по его мнению, «равна ханской». Р. Марсеков с горечью напишет, что в законодательной власти нет «депутатов из казахов и узбеков». Оценивая этот факт, он с обидой напишет: «Бытует мнение, что эти народы (казахи, узбеки) темные, не могут отличить черного от белого, низок уровень их развития». Все это лишь отговорки». Суть же, по Марсекову, состоит в «желании держать нас на задворках, подальше от власти, управления». Большое внимание Р. Марсеков уделил рассмотрению структуры исполнительной власти, выделив в ней два вертикальных уровня. Главный уровень, по его определению, министерства. Он подчеркивает, что его структурные подразделения многочисленны и во главе каждого стоит министр. Говоря о структуре судебной власти, Р. Марсеков выделяет три ее уровня (ступени). Высшая — это сенат. Марсеков, очевидно, четко представляет себе ситуацию. Неслучайно он называет ее «последней инстанцией», поскольку к концу XIX — началу XX века судебная инстанция осуществляет даже функции надзора за местными органами власти. Вертикальное построение судебной власти (высшая, средняя, низшая), по Марсекову, способствует поиску истины, т. к. «проблема, не решенная на низшем уровне, три раза проходит через сознание. И тогда вызревает истина, восстанавливается справедливость»[8].
Как пишет автор, точных данных о дальнейшей судьбе Раимжана Марсекова неизвестны. Есть данные о том, что в начале 20-х годов он жил в г. Зайсан, где был начальником гарнизона и командиром небольшого алашского отряда. При взятии города «красными» отступил в Китай, там по некоторым источникам, преследовался китайскими властями, был в заключении до 1945 года. Погиб при невыясненных обстоятельствах. Из прочитанного можно сделать вывод, что Раимжан Марсеков был выдающимся государственным и общественным деятелем, прекрасно разбирающемся в праве, дипломатическом праве, был талантливым теоретиком и журналистом, идеологом земского самоуправления в Казахстане. К сожалению, имена этих людей несправедливо позабыты, как указал Глава государства. Помогает в этом процессе, созданная Указом Президента Казахстана от 24 ноября 2020 года Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. И надеемся, что подлинная справедливость в этом вопросе восторжествует и будет принят соответствующий закон.
Марат Башимов
[1] Опубликовано обширное интервью Президента Токаева: 03 января 2025, 09:02 - новости на Tengrinews.kz
[2] Райымжан Марсеков (1879-1937). Коммунальное государственное учреждение "Областная универсальная библиотека имени Абая" управления культуры, развития языков и архивного дела области Абай
[3] История Казахстана: Энциклопедический справочник.- Алматы: Аруна, 2010.- С. 404 с.
[4] Райымжан Марсеков (1879-1937) — Коммунальное государственное учреждение "Областная универсальная библиотека имени Абая" управления культуры, развития языков и архивного дела области Абай
[5] Райымжан Марсеков (1879-1937) — Коммунальное государственное учреждение "Областная универсальная библиотека имени Абая" управления культуры, развития языков и архивного дела области Абай
[6] Райымжан Марсеков (1879-1937) — Коммунальное государственное учреждение "Областная универсальная библиотека имени Абая" управления культуры, развития языков и архивного дела области Абай
[7] Райымжан Марсеков (1879-1937) — Коммунальное государственное учреждение "Областная универсальная библиотека имени Абая" управления культуры, развития языков и архивного дела области Абай
[8] Райымжан Марсеков (1879-1937) — Коммунальное государственное учреждение "Областная универсальная библиотека имени Абая" управления культуры, развития языков и архивного дела области Абай
