КАК РЕШАТЬ АКТУАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА КАЗАХСТАНА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
После распада СССР вот уже более 30 лет независимые государства региона Центральной Азии сталкиваются с разнообразными международно-правовыми проблемами во взаимоотношениях друг с другом в двустороннем и региональном формате. Международно-правовые проблемы центрально-азиатского региона затрагивают вопросы дефицита воды, экологии, правосудия, интеграционного экономического союза и другие проблемные вопросы.
В регионе одной из острых проблем является конфликтная ситуация с распределением водно-энергетических ресурсов. Страны региона стремятся на основе международно-правовых документов решать вопросы справедливого распределения воды. Это можно видеть на примере Соглашения о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников от 18 февраля 1992 года, Соглашения между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном «Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи» от 17 марта 1998 года. Немало лет мы, казахстанцы, ведем переговорный процесс с Китаем в целях вододеления трансграничных рек, а также рек Или и Иртыш, но пока не можем достичь определенного международного-правового результата. С Кыргызстаном есть договоренности по поводу водопользования рек Талас и Шу 50 процентов на 50 процентов, но в последние 2-3 года Казахстан получает все меньше воды из года в год. С Россией тоже возникли проблемы по поводу совместного использования рек Урал (Жайык) (в России строят немалое количество переливных плотин ), Малый и Большой Узень.
Заключены соглашения государств Центральной Азии по распределению объемов водных ресурсов. Интенсивно работает Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, которая провела не менее 85 заседаний в прошедший период. Тем не менее не все проблемы решены должным образом. Есть международно-правовой принцип, согласно которому государства, имеющие отношение к трансграничным рекам (верховьям и низовьям рек), обязаны договариваться между собой.
Во времена СССР и в наше время, несмотря на неоднократные просьбы Казахстана повернуть часть вод российской сибирской реки Обь для орошения сельскохозяйственных угодий Казахстана и региона в целом, нам не удавалось достичь договоренностей. Исходя из того факта, что протекающая по территории Казахстана река Иртыш уже на территории России впадает в Обь, так не проще ли осуществлять забор воды из протекающей по Казахстану реки Иртыш для сельскохозяйственных нужд? Но поскольку воды Иртыша используются Китаем в значительной мере, представителям 3-х государств (Китая, Казахстана и России) надо создать и включить международно-правовой механизм оптимального использования всеми сторонами вод этой реки.
Вторая не менее острая проблема международно-правового характера – это проблемы, связанные с Аральским морем, которое почти исчезло. Это произошло так потому, что питавшие данное море воды рек забирались на орошение бахчевых культур и выращивание хлопка. Это море, находящееся в центре центрально-азиатского региона, разделяет территории Казахстана и Узбекистана. Аральское море, находившееся на 4-м месте среди закрытых морей, в настоящее время почти высохло. Нет ценных пород промысловых рыб, перестали обитать в регионе моря дикие животные и птицы. Обнажившееся дно Арала превратилось в солевую пустыню размером в 5,5 миллиона гектаров с пыльными бурями, которые разносят по воздуху на тысячи километров тонны пыли вместе с ядовитыми солями. Экологическая катастрофа привела не только к уничтожению растительности, но и к резкому росту заболеваемости рака гортани, пищевода, глазных и иных болезней среди людей. Решение проблем этого моря лежит в плоскости как международного речного права, так и международного экологического права.
Страны региона сотрудничают на своем регионально-международном уровне, чтобы разработать общие стратегии и планы действий. Это включает в себя согласование мер по устойчивому использованию водных ресурсов и охране экологической системы. Региональные международно-правовые меры в этом направлении проявились в разработке и подписании Соглашения о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона от 26 марта 1993 года, Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций, утвержденное Решением Глав государств Центральной Азии 9 апреля 1999 года в Ашгабате. Но региональных мер оказалось недостаточно. Тогда страны региона прибегли к мерам универсального международно-правового характера. Так, президент Узбекистана Ш. Мирзиёев с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в 2020 году, напомнив о том, что Приаралье в результате высыхания Аральского моря, стала «эпицентром экологической катастрофы», предложил сообща всем миром решать эту проблему. И этот призыв был услышан: в 2021 году на заседании Генеральной Ассамблеи ООН единогласно одобрена резолюция, которая объявила Приаралье «зоной экологических инноваций и технологий». Соавторами данной резолюции стали более 50 государств, включая Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россию, Таджикистан, Туркменистан. В документе сказано о необходимости поощрения научно-исследовательской, практическо-консультативной деятельности в целях улучшения окружающей среды, природных ресурсов, а также повышения качества жизни проживающего в регионе населения. Резолюция особо подчеркнула необходимость и важность более активного регионального и универсального сотрудничества в целях преодоления всех последствий кризиса Арала, а также стабилизации экологической обстановки в регионе данного водоема.
Есть один способ вернуть Аральскому морю воду в существенной мере с помощью Сарезского горного озера Республики Таджикистан. Оно располагается на 3000 метров над уровнем поря, его глубина достигает 500 метров, длина озера составляет примерно 70 километров. Воды озера можно направить в регион Арала для содействия в восстановлении водного бассейна моря. Для этого государствам региона нужно предложить руководству Таджикистана проект регионального межгосударственного соглашения, который могли бы подписать и ратифицировать Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан с вложением необходимых финансовых средств для осуществления данного проекта. Аргументом в пользу такого международно-правового документа могло бы стать утверждение о том, что в горах западного Памира, где находится данное озеро, часты разрушительные землетрясения, которые могут создать сокрушительную волну до 150 метров, со скоростью потока в 100 км/ч шириной 25 километров. В зону такого бедствия может попасть сам Таджикистан, а также Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан с населением не менее 6 миллионов человек. Рационально используя воды этого озера, мы могли бы решить 2 задачи: 1)пополнить акваторию Аральского моря; 2)избежать возможной катастрофы в виде обрушения масс воды и селя в случае землетрясения на места обитания населения 3-х государств региона.
Как видим, водные и экологические проблемы региона мы могли бы решать посредством своих региональных экономических и международно-правовых усилий. Думается, решение этих и других проблем стало бы возможным и более успешным при создании на договорно-правовой основе Центрально-азиатского интеграционного союза. И права человека в регионе могли бы осуществляться не только с помощью правоохранительных и судебных органов каждой страны, но и общего центрально-азиатского суда. Можно на добровольной основе создать такой суд, председателем и членами которого могли бы стать на конкурсной основе судьи из западных стран (по подобию судей МФЦА в Казахстане). Возможен и смешанный вариант судей этого суда с включением в его состав также на конкурсной основе местных судей стран региона. Такой суд мог бы работать по тем же правовым нормам и положениям, по которым функционирует Европейский суд по правам человека. Его решениям можно придать обязательность для судов и иных государственных органов всех 5 стран региона. Для этого было бы целесообразно предварительно разработать и принять Центрально-азиатскую конвенцию о защите прав человека, которая могла бы в значительной мере соответствовать содержанию Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Каждая из 5 центрально-азиатских стран могла бы принять следующие законы: «О содействии центрально-
азиатскому правосудию», «О максимальном сотрудничестве с комитетами ООН по правам человека по вопросам реализации прав человека в регионе», «О нераспространении иммунитета судей в отношении совершаемых ими коррупционных преступлений и правонарушений», «Об уголовной ответственности судей за нарушение норм процессуального законодательства в ходе судебного разбирательства». При таком подходе у центрально-азиатского учреждения ООН по правам человека будут создаваться надлежащие дополнительные условия для дальнейшего развития правосудия в регионе.
Казахстан и Кыргызстан как государства-члены Евразийского экономического союза могли бы в сотрудничестве с Россией и иными членами объединения, а также вместе с членами будущего потенциального центрально-азиатского союза решать экономические вопросы. Так, Казахстан и Узбекистан могли бы стать странами, оказывающими содействие другим странам региона в развитии автомобилестроения на бензиновой, электрической и водородной тяге. В этой связи другие страны региона могли бы также создавать автосборочные заводы, заводы по сборке и созданию отдельных автокомпонентов. К примеру, в 2023 году в ходе своего визита в Китай Президент Кыргызской Республики подписал двустороннее соглашение между ОАО «ТНК «Шумкар» и компанией «Xian Yuanchao» о создании сборочного завода в Кыргызстане, который будет производить грузовые автомашины и автомобили специального назначения. Объединенными усилиями государств-членов региона на основе развернутого регионального соглашения можно создать в перспективе центрально-азиатский автомобильный бренд.
В целом, с помощью интеграционных усилий можно решать эти и другие грандиозные задачи в центрально-азиатском регионе.
Сарсембаев М.А.
Главный научный сотрудник Института законодательства
и правовой информации РК, Астана, Казахстан,
доктор юридических наук