КАК РЕШАТЬ АКТУАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА КАЗАХСТАНА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
КАК РЕШАТЬ АКТУАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА КАЗАХСТАНА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

КАК РЕШАТЬ АКТУАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА КАЗАХСТАНА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

После распада СССР вот уже более 30 лет независимые государства региона Центральной Азии сталкиваются с разнообразными международно-правовыми проблемами во взаимоотношениях друг с другом в двустороннем и региональном  формате. Международно-правовые проблемы центрально-азиатского региона затрагивают вопросы дефицита воды, экологии, правосудия, интеграционного экономического союза и другие проблемные вопросы.

В регионе одной из острых проблем является конфликтная ситуация с распределением водно-энергетических ресурсов. Страны региона стремятся на основе международно-правовых документов решать вопросы справедливого распределения воды. Это можно видеть на примере Соглашения о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников от 18 февраля 1992 года,   Соглашения между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном «Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи» от 17 марта 1998 года. Немало лет мы, казахстанцы, ведем переговорный процесс с Китаем в целях вододеления трансграничных рек, а также рек Или и Иртыш, но пока не можем достичь определенного международного-правового результата. С Кыргызстаном есть договоренности по поводу водопользования рек Талас и Шу 50 процентов на 50 процентов, но в последние 2-3 года Казахстан получает все меньше воды из года в год. С Россией  тоже возникли проблемы по поводу совместного использования рек Урал (Жайык) (в России строят немалое количество переливных плотин ), Малый и Большой Узень.

Заключены соглашения государств Центральной Азии по распределению объемов водных ресурсов. Интенсивно работает Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, которая провела не менее 85 заседаний в прошедший период.  Тем не менее не все проблемы решены должным образом. Есть международно-правовой принцип, согласно которому государства, имеющие отношение к трансграничным рекам (верховьям и низовьям рек), обязаны договариваться между собой.

Во времена СССР и в наше время, несмотря на неоднократные просьбы Казахстана повернуть часть вод российской сибирской реки Обь для орошения сельскохозяйственных угодий Казахстана и региона в целом, нам не удавалось достичь договоренностей. Исходя из того факта, что протекающая по территории Казахстана река Иртыш уже на территории России впадает в Обь, так не проще ли осуществлять забор воды из протекающей по Казахстану реки Иртыш для сельскохозяйственных нужд? Но поскольку воды Иртыша используются Китаем в значительной мере, представителям 3-х государств (Китая, Казахстана и России) надо создать и включить международно-правовой механизм оптимального использования всеми сторонами вод этой реки.

Вторая не менее острая проблема международно-правового характера – это проблемы, связанные с Аральским морем, которое почти исчезло. Это произошло так потому, что питавшие данное море воды рек забирались на орошение бахчевых культур и выращивание хлопка. Это море, находящееся в центре центрально-азиатского региона, разделяет территории Казахстана и Узбекистана. Аральское море, находившееся на 4-м месте среди закрытых морей, в настоящее время почти высохло. Нет ценных пород промысловых рыб, перестали обитать в регионе моря дикие животные и птицы. Обнажившееся дно Арала превратилось в солевую пустыню размером в 5,5 миллиона гектаров с пыльными бурями, которые разносят по воздуху на тысячи километров тонны пыли вместе с ядовитыми солями. Экологическая катастрофа привела не только к уничтожению растительности, но и к резкому росту заболеваемости рака гортани, пищевода, глазных и иных болезней среди людей. Решение проблем этого моря лежит в плоскости как международного речного права, так и международного экологического права.

Страны региона сотрудничают на своем регионально-международном уровне, чтобы разработать общие стратегии и планы действий. Это включает в себя согласование мер по устойчивому использованию водных ресурсов и охране экологической системы. Региональные международно-правовые меры  в этом направлении проявились в разработке и подписании Соглашения о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона от 26 марта 1993 года, Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций, утвержденное Решением Глав государств Центральной Азии 9 апреля 1999 года в Ашгабате. Но региональных мер оказалось недостаточно. Тогда страны региона прибегли к мерам универсального международно-правового характера. Так, президент Узбекистана Ш. Мирзиёев с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в 2020 году, напомнив о том, что Приаралье в результате высыхания Аральского моря, стала «эпицентром экологической катастрофы», предложил сообща всем миром решать эту проблему. И этот призыв был услышан: в 2021 году на заседании Генеральной Ассамблеи ООН единогласно одобрена резолюция, которая объявила Приаралье «зоной экологических инноваций и технологий». Соавторами данной резолюции стали более 50 государств, включая Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россию, Таджикистан, Туркменистан. В документе сказано о необходимости поощрения научно-исследовательской, практическо-консультативной деятельности в целях улучшения окружающей среды, природных ресурсов, а также  повышения качества жизни проживающего в регионе населения. Резолюция особо подчеркнула необходимость и важность более активного регионального и универсального сотрудничества в целях преодоления всех последствий кризиса Арала, а также стабилизации экологической обстановки в регионе данного водоема.

Есть один способ вернуть Аральскому морю воду в существенной мере с помощью Сарезского горного озера Республики Таджикистан. Оно располагается на 3000 метров над уровнем поря, его глубина достигает 500 метров, длина озера составляет примерно 70 километров. Воды озера можно направить в регион Арала для содействия в восстановлении водного бассейна моря. Для этого государствам региона нужно предложить руководству Таджикистана проект регионального межгосударственного соглашения, который могли бы подписать и ратифицировать Таджикистан,   Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан с вложением необходимых финансовых средств для осуществления данного проекта. Аргументом в пользу такого международно-правового документа могло бы стать утверждение о том, что в горах западного Памира, где находится данное озеро, часты разрушительные землетрясения, которые могут создать сокрушительную волну до 150 метров, со скоростью потока в 100 км/ч шириной 25 километров. В зону такого бедствия может попасть сам Таджикистан, а также Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан с населением не менее 6 миллионов человек. Рационально используя воды этого озера, мы могли бы решить 2 задачи: 1)пополнить акваторию Аральского моря; 2)избежать возможной катастрофы в виде обрушения масс воды и селя в случае землетрясения на места обитания населения 3-х государств региона.

Как видим, водные и экологические проблемы региона мы могли бы решать посредством своих региональных экономических и международно-правовых усилий. Думается, решение этих и других проблем стало бы возможным и более успешным при создании на договорно-правовой основе Центрально-азиатского интеграционного союза. И права человека в регионе могли бы осуществляться не только с помощью правоохранительных и судебных органов каждой страны, но и общего центрально-азиатского суда. Можно на добровольной основе создать такой суд, председателем и членами которого могли бы стать на конкурсной основе судьи из западных стран (по подобию судей МФЦА в Казахстане). Возможен и смешанный вариант судей этого суда с включением в его состав также на конкурсной основе местных судей стран региона. Такой суд мог бы работать по тем же правовым нормам и положениям, по которым функционирует Европейский суд по правам человека. Его решениям можно придать обязательность для судов и иных государственных органов всех 5 стран региона. Для этого было бы целесообразно предварительно разработать и принять Центрально-азиатскую конвенцию о защите прав человека, которая могла бы в значительной мере соответствовать содержанию  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Каждая из 5 центрально-азиатских стран могла бы принять следующие законы: «О содействии центрально-

азиатскому правосудию», «О максимальном сотрудничестве с комитетами ООН по правам человека по вопросам реализации прав человека в регионе», «О нераспространении иммунитета судей в отношении совершаемых ими коррупционных преступлений и правонарушений», «Об уголовной ответственности судей за нарушение норм процессуального законодательства в ходе судебного разбирательства». При таком подходе у центрально-азиатского учреждения ООН по правам человека будут создаваться надлежащие дополнительные условия для дальнейшего развития правосудия в регионе.

Казахстан и Кыргызстан как государства-члены Евразийского экономического союза могли бы в сотрудничестве с Россией и иными членами объединения, а также вместе с членами будущего потенциального центрально-азиатского союза решать экономические вопросы. Так, Казахстан и Узбекистан  могли бы стать странами, оказывающими содействие другим странам региона в развитии автомобилестроения на бензиновой, электрической и водородной тяге. В этой связи другие страны региона могли бы также создавать автосборочные заводы, заводы по сборке и созданию отдельных автокомпонентов. К примеру, в 2023 году в ходе своего визита в Китай Президент Кыргызской Республики подписал двустороннее соглашение между ОАО «ТНК «Шумкар» и компанией «Xian Yuanchao» о создании сборочного завода в Кыргызстане, который будет производить грузовые автомашины и автомобили специального назначения. Объединенными усилиями государств-членов региона на основе развернутого регионального соглашения можно создать в перспективе центрально-азиатский автомобильный бренд.

В целом, с помощью интеграционных усилий можно решать эти и другие грандиозные задачи в центрально-азиатском регионе.

Сарсембаев М.А.

Главный научный сотрудник Института законодательства

и правовой информации РК, Астана, Казахстан,

доктор юридических наук

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×