Новый Узбекистан: устремленный в будущее
Говорят, большое видится на расстоянии. В череде каждодневных больших и малых событий мы порой не имеем достаточно времени, чтобы по достоинству оценить их значение для дальнейшего развития. Это как штрихи или кусочки мозаики, из которых с годами складывается общая картина. И только по прошествии определенного времени, возможно, не мы сами, а наши потомки поймут важность и значимость этих событий, которые нам сегодня кажутся будничными.
Есть распространенное выражение, мол, не дай вам бог жить в эпоху перемен. Можно понять, откуда оно взялось: большинство людей внутренне остерегаются резких изменений в привычной и размеренной жизни, ждут от них опасностей и проблем. Может, это просто боязнь не вписаться в новые условия, не суметь перестроиться и отвечать новым, зачастую возросшим требованиям? Может, лучше синица в руках, чем журавль в небе?
Но, с другой стороны, нельзя не понимать, что отсутствие стремления к новому, к прогрессу ведет к застою, когда те, кто рядом, идут вперед, а ты так и остался на прежних позициях и без особых перспектив. И если в отношении отдельного человека, даже сотен и тысяч людей это не столь трагично, то если говорить, например, о стране, она быстро отстанет в развитии от других государств и не сможет в том числе обеспечить достойный уровень жизни населению.
Можно согласиться с тем, что никому не нужны резкие перемены, к примеру, революция, но эволюционный путь развития путем последовательных, целенаправленных, а главное, эффективных реформ — это закономерность, подтвержденная историей человечества.
Именно такой путь развития выбрал Узбекистан. Преобразования обеспечивают развитие национальной экономики, позволяя решать проблемы социального характера, повышая уровень жизни населения. В частности, политические реформы совершенствуют систему госуправления, обеспечивают достойное место страны на международной арене, сохраняют мир и спокойствие на фоне вооруженных конфликтов и социальных потрясений в отдельных государствах. Экономические реформы позволили создать условия для модернизации и развития экономики, роста доходов на всех уровнях. Социальные реформы обеспечили решение вопросов повышения качества жизни узбекистанцев, поддержку социально уязвимых слоев населения.
На основе этого продолжается непрерывный процесс реформирования, так как всегда проявляются направления, нуждающиеся в дальнейшем совершенствовании, вопросы, решения которых требует само время.
Мы заняты созидательной работой по строительству Нового Узбекистана. Руководством страны четко обозначены задачи, которые предстоит решить в ближайшее время, в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Показательно, что полная панорама развития складывается из отдельных событий, каждое из которых важно тем, что нацеливает на дальнейший прогресс страны.
Растет интерес к сотрудничеству с Узбекистаном
Закрепив в статье 18 обновленной Конституции положение о том, что Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями, наша страна подкрепляет его конкретными делами, эффективно сотрудничая со многими странами.
В первую очередь можно выделить взаимодействие со странами СНГ, с которыми в той или иной степени оно развивалось на протяжении многих десятилетий, в том числе на основе общих хозяйственно-экономических связей, а на постсоветском пространстве — на основе взаимовыгодного сотрудничества между ставшими независимыми государствами. В рамках Содружества Узбекистан постоянно инициирует новые совместные проекты.
В частности, в октябре прошлого года на очередном заседании Совета глав государств СНГ Президент Шавкат Мирзиёев предложил организовать конференцию ведущих аналитических центров и экспертов стран Содружества для выработки новой долгосрочной многосторонней повестки совместных действий, отметил важность скорейшего формирования на пространстве СНГ полноценной зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, выступил за разработку Комплекса дополнительных мер по стимулированию взаимных инвестиций и продвижению проектов, а также проведение Форума промышленной кооперации и инновационных разработок стран СНГ, инициировал подготовку обновленной Программы сотрудничества в области продовольственной безопасности и Соглашения об основных направлениях кооперации в агропромышленном комплексе. Также глава Узбекистана выступил за подготовку дорожной карты по активизации межрегионального сотрудничества, обозначил конкретные меры по усилению транспортной взаимосвязанности, увеличению пассажирских и грузовых перевозок.
Наряду с взаимодействием в рамках СНГ наша страна активно сотрудничает с входящими в Содружество государствами на двусторонней основе. Сохраняется положительная динамика в товарообороте с Российской Федерацией. Успешно реализуются совместные проекты в промышленности, энергетике, транспорте, химической и фармацевтической отраслях. Активно развиваются кооперационные связи как на межгосударственном уровне, так и между регионами. Только по итогам состоявшегося в октябре прошлого года в Казани третьего Форума межрегионального сотрудничества подписаны соглашения и контракты на 3,5 миллиарда долларов.
Сохраняя взаимовыгодное сотрудничество со странами, торгово-экономические связи с которыми поддерживаются на протяжении многих десятилетий, Узбекистан активно взаимодействует с другими государствами. Ярким примером здесь служит сотрудничество нашей страны с Китайской Народной Республикой, в двусторонних отношениях с которой в последние годы произошел мощный прорыв. По данным Центра экономических исследований и реформ, за последние годы объем китайских инвестиций в экономику Узбекистана увеличился в пять раз, количество совместных предприятий выросло в три раза, превысив 2,4 тысячи, накопленные инвестиции из КНР достигли 14 миллиардов долларов. По итогам 2023 года Китай занял первое место среди стран — торговых партнеров Узбекистана по объему товарооборота и импорта и второе — по объему экспорта. За последние семь лет товарооборот Узбекистана с Китаем вырос почти в три раза: с 4,8 миллиарда до 13,7 миллиарда долларов, лидеры двух стран наметили цель — довести ежегодный взаимный товарооборот до 20 миллиардов долларов. В настоящее время в Узбекистане за счет инвестиций Китая реализуются важные проекты в области энергетики, в том числе возобновляемой, автомобильной, электротехнической промышленности.
Для дальнейшего развития национальной экономики наша страна активно использует любые возможности по расширению и углублению торгово-экономических связей с другими государствами в рамках международных организаций и программ.
К примеру, эффективной площадкой развития сотрудничества стала Организация тюркских государств. На очередном заседании Совета глав государств ОТГ, состоявшемся в начале ноября прошлого года в Астане, наряду с другими был обсужден и вопрос активизации создания Тюркского банка развития с его размещением в Ташкенте, что будет содействовать расширению промышленной кооперации между странами, входящими в организацию, и реализации крупных совместных инвестиционных проектов. Всецело поддержав практическую работу по организации Исследовательского центра торгового сотрудничества тюркских государств, Президент Узбекистана обратил внимание на необходимость эффективного задействования его возможностей для устранения барьеров в сфере торговли, широкого внедрения новых механизмов наращивания объемов экспорта и импорта, развития платформ электронной торговли. Была подчеркнута актуальность развития и диверсификации глобальных логистических цепочек и транспортных коридоров, формирования единой транзитной сети. В данном контексте глава государства поддержал меры по расширению потенциала Среднего транспортного коридора, развитию дополнительных многоотраслевых направлений, в частности коридоров, проходящих через страны ОТГ к рынкам Китая, Южной Азии и Европы, а также цифровизации транспортных услуг. Было предложено учредить Совет железнодорожных ведомств Организации тюркских государств и разместить дирекцию данной структуры в Узбекистане.
Вскоре Шавкат Мирзиёев принял участие в работе первого саммита Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА) в Баку. Президент Узбекистана отметил важность реализованных в рамках программы проектов по расширению практического взаимодействия в сферах торговли, коммуникаций, транспорта и логистики, цифровизации, энергетики, водных ресурсов, экологии, гендерного равенства и других, принятия стратегий по упрощению торговли и инновационному развитию и внес ряд инициатив по дальнейшему усилению регионального сотрудничества в рамках СПЕКА.
В целях стимулирования внутрирегиональной торговли глава государства отметил необходимость подготовки Плана совместных действий, предусматривающего внедрение передового в мире опыта по устранению имеющихся барьеров и гармонизации мер технического регулирования экспортно-импортных операций. Принятие таких мер, по словам лидера Узбекистана, позволит довести товарооборот в регионе СПЕКА с нынешних 52 миллиардов до 100 миллиардов долларов к 2030 году, долю промышленной продукции в его структуре — до 70 процентов. Также была подчеркнута важность создания и запуска уже в следующем году Целевого фонда СПЕКА для поддержки крупных проектов в сферах зеленой экономики, инноваций, высоких технологий, логистики, альтернативной энергетики, умного сельского хозяйства, создания современной социальной инфраструктуры.
Наряду с указанными примерами можно отметить целенаправленную работу руководства нашей страны по реализации одной из приоритетных целей Стратегии развития, в частности по дальнейшему расширению имеющихся связей с партнерами в Южной Азии, на Ближнем, Среднем Востоке и в Африке — Саудовской Аравией, ОАЭ, Кувейтом, Катаром, Пакистаном, Индией, Ираном, в том числе и торгово-экономических.
— Президент Шавкат Мирзиёев открыл страну внешнему миру, осуществил масштабные реформы в разных сферах, — считает французский сенатор Андре Ришар. — Особого внимания в условиях сохраняющейся геополитической неопределенности на международной арене заслуживает политика Узбекистана. Ташкент независим, проводит сбалансированную внешнюю политику. Благодаря такому подходу руководителя страны в Центральной Азии сформировалась совершенно новая атмосфера дружбы и доверия. Это дипломатический успех Президента Узбекистана.
Дипломатические связи постоянно расширяются и углубляются не только с теми странами, которые мы указали. И здесь можно задаться вопросом: почему все больше государств развивают сотрудничество с Узбекистаном, к которому еще не так давно не проявляли особого интереса? Факторов много. Но, как подтверждают многие международные эксперты, руководство Узбекистана не только декларирует, но и проводит миролюбивую внешнюю политику, обеспечивает социальную стабильность, за счет проводимых эффективных реформ добивается роста национальной экономики, четко обозначило в Стратегии развития те цели, к которым стремится страна, и инициирует перспективные проекты, приглашая к участию в них на условиях взаимной выгоды иностранных инвесторов, оказывая им всестороннюю поддержку на всех уровнях, включая государственный.
От времени не отставать
Развитие международного сотрудничества положительно влияет и на взаимодействие в реализации перспективных инвестиционных проектов в Узбекистане.
— Новый Узбекистан стал привлекательным и надежным партнером для ведущих стран мира, а Центральная Азия превратилась в регион стратегических возможностей для международных инвесторов, — считает депутат Европарламента Фабио Кастальдо.
Действительно, в стране реализуются проекты глобального масштаба. В конце декабря 2021 года в Гузарском районе Кашкадарьинской области состоялась церемония открытия завода «Uzbekistan GTL». Выступая на мероприятии, Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что строительство такого огромного комплекса, безусловно, стало непосредственным результатом проводимой в последние годы политики по развитию отечественной индустрии на качественно новом уровне. Той политики, которая определена общей направленностью широкомасштабных реформ, проводимых в Узбекистане.
Среди основных направлений — следование тем требованиям, которые выдвигает нынешнее быстроменяющееся время, когда в международной повестке дня постоянно возникают вопросы, не решив которые, любая страна может сдать свои позиции, а ее экономика — оказаться неконкурентоспособной.
Нельзя игнорировать общемировую тенденцию, направленную, например, на ограничение вредных выбросов в атмосферу, переход к возобновляемым источникам энергии.
Проект с заводом «Uzbekistan GTL» во многом показателен. Это крупнейшее предприятие нефтегазохимической промышленности не только в нашей стране, но и во всем регионе, на котором будет перерабатываться 3,6 миллиарда кубометров природного газа. Дело в выпускаемой на основе уникальной технологии GTL продукции. В частности, производимый здесь авиакеросин чище и качественнее по сравнению с продукцией других производителей и предназначен для современных самолетов, а дизельное топливо отвечает самым высоким стандартам — не менее чем «Евро-6».
Завод полностью отвечает тенденциям перехода к зеленой экономике. Его продукция соответствует самым высоким международным экологическим требованиям, нормам и стандартам. При использовании GTL-топлива выбросов вредных веществ на 40 процентов меньше, чем при традиционном.
По данным экспертов и специалистов, спрос на продукцию, изготовленную на основе технологии GTL, растет. С учетом повышения цен на традиционные виды топлива, распространения зеленых сертификатов этот спрос будет увеличиваться, значит, продукция «Uzbekistan GTL», ассортимент которой намечено расширять, имеет хорошие конкурентные преимущества.
В продолжение темы обратимся еще к одному событию. В январе нынешнего года в ходе деловой программы государственного визита в КНР Президент Шавкат Мирзиёев посетил штаб-квартиру и технологический центр ведущей китайской компании BYD в городе Шэньчжэне, ставшей мировым лидером по производству гибридных и электромобилей. Глава государства вместе с руководством китайской компании принял участие в торжественной церемонии запуска проекта по сборке 50 тысяч гибридных и электрических автомобилей в Джизакской области.
Этот проект тоже надо рассматривать с дальним прицелом. Да, отечественному автомобилестроению еще надо много сделать для удовлетворения внутреннего спроса на автомобили вообще и увеличения экспорта. Перед ними поставлена и конкретная цель — довести производство легковых автомобилей в стране до одного миллиона в год. Но нельзя при этом не учитывать мировые тенденции, в русле которых ведущие автопроизводители снижают или вообще прекращают производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и переходят на массовый выпуск электромобилей. К тому же во многих странах вводят ограничения на использование авто с ДВС, предоставляют определенные льготы и преференции производителям и владельцам электромобилей. Как сказал Президент, если отечественные предприятия будут медлить с освоением производства электромобилей, то в будущем им будет трудно конкурировать на рынке. Тем более что с развитием соответствующей инфраструктуры для зарядки электромобилей спрос на них в стране растет очень быстро, а борьба с сокращениями вредных выбросов, основным источником которых является как раз автомобильный транспорт с ДВС, крайне актуальна для крупных городов страны и в первую очередь для Ташкента.
Так что проект по сборке гибридных и электрических автомобилей компании BYD — первый крупный шаг в сотрудничестве с ведущим мировым производителем зеленых авто, которые в перспективе практически вытеснят автомобили, работающие на традиционных видах топлива. И эту перспективу важно увидеть уже сегодня.
То же самое можно сказать о зеленой энергетике. В последние годы в Узбекистане заметен очевидный прорыв в этом направлении. Важным и перспективным решением является использование огромного потенциала энергии солнца и ветра, которым обладает Узбекистан. Оно требует значительных средств и усилий. Поэтому руководство страны приняло немало мер, чтобы привлечь внимание крупных зарубежных инвесторов к реализации проектов зеленой энергетики в Узбекистане. Для этого пришлось практически с нуля создавать соответствующую законодательную базу, заинтересовывать иностранных инвесторов, предоставляя им определенные льготы и преференции.
Но, как говорится, игра стоит свеч. На возведенных в Навоийской и Самаркандской областях двух солнечных фотоэлектростанциях мощностью по 100 МВт в прошлом году выработано около 580 миллионов киловатт-часов электроэнергии, которой потенциально хватает для обеспечения годового потребления примерно 240,4 тысячи домохозяйств.
Пейзаж в Тамдынском районе Навоийской области изменили гигантские турбины ветряной электростанции общей мощностью 500 МВт, первая очередь которой в 100 мегаватт была введена в эксплуатацию в конце прошлого года и за короткий срок выдала почти 31,2 миллиона киловатт-часов электроэнергии, что равно ежемесячному потреблению 155 тысяч домохозяйств. Следующие мощности в 200 МВт данной ветряной электростанции будут введены в эксплуатацию до конца нынешнего года, в 2025-м ВЭС выйдет на полную мощность.
Если в Тамдынском районе устанавливаются ветровые турбины высотой 97 метров и длиной каждой лопасти 77 метров, то в Пешкунском и Гиждуванском районах Бухарской области, где строятся еще две ветряные электростанции мощностью по 500 мегаватт, устанавливаемые турбины еще выше — 100 метров, а длина каждой лопасти достигает 84 метров. Первые мощности в 400 МВт намечено ввести в эксплуатацию до конца нынешнего года, а когда ВЭС запустят на полную мощность, ежегодно на них будет производиться до 3,6 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Нужно также отметить, что это позволит в год экономить 1,1 миллиарда кубометров природного газа и предотвращать выбросы в атмосферу 1,5 миллиона тонн вредных газов, которые могли бы образовываться при выработке такого же количества электроэнергии на тепловых электростанциях.
Это только старт грандиозной и достаточно амбициозной программы в сфере зеленой энергетики в Узбекистане. Кстати, она не осталась без внимания и на международном уровне. К примеру, СМИ многих стран широко осветили состоявшуюся накануне наступления нынешнего года церемонию подключения к сети пяти солнечных фотоэлектрических станций в Самаркандской, Джизакской, Сурхандарьинской, Бухарской и Кашкадарьинской областях, а также ветряной электростанции в Навоийской области общей мощностью 2 400 мегаватт. Президент Шавкат Мирзиёев на этом мероприятии отметил важность зеленой генерации для гарантированного и стабильного обеспечения электроэнергией населения и экономики страны, смягчения негативного воздействия изменения климата, широкого задействования огромного потенциала солнечной и ветровой энергии в стране, производства экспортно ориентированной продукции за счет зеленой энергии, развития других отраслей, ориентированных на совместное с зарубежными коллегами производство оборудования и комплектующих для солнечных и ветряных электростанций, их строительство, ремонт и обслуживание.
В нынешнем году совместно с инвесторами и всемирно известными компаниями из Саудовской Аравии, ОАЭ, Китая, Франции ведется работа еще над десятком проектов по строительству солнечных и ветряных электростанций, систем хранения энергии. Уже в этом году намечено довести мощность ФЭС до 2,6 гигаватта, ВЭС — до 900 мегаватт, запустить устройства для хранения энергии мощностью 400 мегаватт.
В целом до 2030 года планируется увеличить мощность зеленых электростанций до 27 гигаватт, что позволит наряду с увеличением производства электроэнергии ежегодно экономить до 25 миллиардов кубометров природного газа и сократить выбросы вредных веществ в атмосферу на 34 миллиона тонн.
— Узбекистан применяет постепенный переход к циркулярной экономике, главными преимуществами которой являются экономия ресурсов, сокращение отходов, снижение углеродного следа, улучшение благосостояния населения, — отмечает испанское издание «El Mundo Financiero». — Эти и другие действия позволят стране стать лидером зеленого роста в Центральной Азии и помогут движению в зеленое будущее всего региона.
Достигнутые результаты — весомое доказательство того, что Узбекистан не намерен отставать от основных мировых трендов и требований времени с учетом перспектив дальнейшего развития национальной экономики и повышения благосостояния, качества жизни населения.
Картина созидательной работы
Важным результатом проводимых в стране реформ можно считать те грандиозные преобразования, которые произошли за сравнительно короткий срок по всей стране. Еще не так давно все вертелось вокруг столицы, а внимание регионам уделялось, что называется, по остаточному принципу. Теперь ситуация кардинально изменилась. Конечно, уровень жизни в регионах еще отличается от столичного, но видна та динамика, с какой практически повсеместно развивается инфраструктура, возводятся современные промышленные предприятия, объекты социальной сферы, жилье.
Местным властям, которые лучше знакомы с ситуацией в городах и районах, предоставлены немалые возможности самим определять пути развития районов и городов, а не ждать указаний из так называемого центра. Но темпы этого развития, повышение уровня жизни, как известно, зависят от финансирования, в том числе от того, как много доходов будут получать на конкретных территориях.
Вот почему в Стратегии развития этому моменту уделено особое внимание и поставлена конкретная цель — увеличить объемы региональной экономики в 1,4—1,6 раза с обеспечением сбалансированного развития регионов, ускоренным развитием промышленности и предпринимательства. На это нацелены пятилетние региональные программы, разработанные в разрезе всех районов и городов республики.
Реализация этих программ в центре внимания и главы государства, который постоянно выезжает в регионы, чтобы лично ознакомиться и оценить ход и результаты преобразований, узнать мнения простых людей о том, как меняется их жизнь.
Каждая поездка Президента в регионы демонстрирует, как реформирование отраслей экономики положительно отражается на повышении уровня благосостояния населения на местах.
Например, Андижанская область по праву считается родиной отечественного автомобилестроения, отрасли, которая возникла в Узбекистане после обретения страной независимости. В области действуют 12 крупных и свыше 160 средних и малых предприятий, работающих на производство автомобилей. На них занято 17 тысяч человек, имеющих хороший источник доходов. Их число будет расти по мере реализации новых проектов, направленных на расширение выпуска запасных частей и комплектующих на кооперативной основе.
В последние годы в стране проводится большая работа по созданию и развитию индустриальных зон в регионах. Во время поездки в Андижанскую область в середине февраля нынешнего года Президент Шавкат Мирзиёев посетил предприятия Андижанского промышленного хаба, созданного в Андижанском районе. Здесь на территории 195 гектаров реализовано более десятка проектов в таких отраслях, как машиностроение, электротехника, строительные материалы. В этом году в индустриальной зоне намечается запуск еще десяти проектов на более чем 150 миллионов долларов. А это повысит промышленный потенциал региона, увеличит выпуск востребованной продукции и позволит обеспечить занятость еще двух тысяч андижанцев.
Для дальнейшего роста экономики региона в Андижанской области, следуя рекомендациям и указаниям главы государства, стремятся привлекать иностранных инвесторов. Только с инвесторами из Китая достигнуты соглашения на три миллиарда долларов, а в нынешнем году можно привлечь еще миллиард долларов инвестиций. С этой целью на 218 гектарах в Андижанском районе намечено создание СЭЗ «Шелковый путь», где иностранным инвесторам будут предоставлены налоговые и таможенные льготы, создана соответствующая инфраструктура для реализации перспективных проектов.
В сотрудничестве с китайскими инвесторами в области реализуется 26 проектов на 1,7 миллиарда долларов в сферах энергетики, электротехники, машиностроения, текстильного производства, стройиндустрии, фармацевтики, сельского хозяйства, образования и инфраструктуры. Они направлены на строительство мини-гидроэлектростанций, жилья и мест отдыха, производство электробусов и аккумуляторов к ним, керамогранита и бетонных панелей, лекарственных средств, выращивание ягод и другой продукции. Также будет обеспечена занятость многих местных жителей. В беседе с Президентом Узбекистана инвесторы из Поднебесной выразили интерес к ведению бизнеса в нашей стране и отметили хорошие возможности для этого.
С конкретными результатами проводимой работы по развитию регионов глава государства ознакомился и в конце февраля — начале марта в ходе поездки в Хорезмскую область.
За последние годы благодаря реформам этот регион демонстрирует активное развитие. По некоторым данным, если в 2017 году объем валового регионального продукта составлял 12 триллионов сумов, а доход на душу населения был всего 6,7 миллиона сумов, то теперь эти цифры достигли 37 триллионов и 19 миллионов сумов соответственно. Во многом этого удалось достичь за счет увеличения с 20,2 тысячи до 31 тысячи количества промышленных предприятий и роста промышленного производства с 4,1 триллиона до 18,3 триллиона сумов.
Можно привести немало примеров успешно реализованных проектов в разных отраслях экономики. Но наиболее ярким из них является ООО «Хива кластер». Его руководство умело воспользовалось теми возможностями, которые были созданы по инициативе главы государства для организации хлопково-текстильных кластеров, наладив все звенья от выращивания хлопка-сырца до выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. В прошлом году здесь вырастили почти 20 тысяч тонн хлопка-сырца. При этом на 1 545 гектарах хлопчатник выращивали с применением капельного орошения, что позволило значительно сэкономить воду для поливов.
Президент ознакомился с деятельностью конечного звена — текстильного предприятия кластера, где на основе современного оборудования созданы мощности для производства семи тысяч тонн пряжи, четырех тысяч тонн трикотажной ткани, 10 миллионов швейно-трикотажных изделий в год. Вся продукция соответствует международным стандартам и в полном объеме направляется на экспорт. Экспортный потенциал предприятия составляет около 15 миллионов долларов в год.
Всего же с 2018 по 2023 год кластером были реализованы проекты на 105 миллионов долларов и создан экспортный потенциал в 50 миллионов долларов в год. Здесь не ограничиваются только выращиванием и глубокой переработкой хлопка, совместно с другими предприятиями наладили выпуск масла, мыла, производство яиц, молочной продукции и даже обуви.
Кластер стал настоящим агропромышленным центром. Президент ознакомился с его планами на перспективу. В первую очередь они, конечно же, связаны с наращиванием производства хлопка-сырца и получением из него готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Наряду с этим разрабатываются проекты по переработке других видов сельскохозяйственной продукции, освоению выпуска разных востребованных изделий и товаров, в частности для локализации производства малотоннажных грузовиков. Немаловажно, что за счет перспективных проектов на всех участках кластера планируется увеличить число рабочих мест с нынешних 10 тысяч до 30 тысяч. Это значит, что в перспективе кластер поможет повысить благополучие и уровень жизни еще 20 тысяч земляков.
Подобные примеры можно найти практически во всех регионах страны, которые преображаются буквально на глазах. Наряду с этим, и об этом тоже говорит Президент во время своих поездок в регионы, во многих из них еще есть немало неиспользованных резервов для экономического роста. Поэтому глава государства поручил определить точки роста всех 208 районов и городов, подготовить проекты, направленные на экономическое развитие и увеличение доходов населения. Это позволит настроить людей на созидательную работу.
Как отмечают авторы популярной индийской газеты «The Economic Times», одним из ключевых принципов экономического развития Узбекистана является повсеместное и параллельное региональное развитие, основанное на глубоком анализе социально-экономического положения регионов страны, включая изучение ресурсной базы, производственного, транспортно-логистического потенциала, спроса на продукты с высокой добавленной стоимостью.
— Узбекистан — страна, которая на фоне экономической турбулентности в мире продолжает демонстрировать стабильный рост, постепенно превращаясь в настоящий инвестиционный хаб Центральной Азии, — сообщает издание. — Проведенные в стране последовательные реформы и созданные комфортные условия ведения бизнеса, включая существенные льготы и преференции, а также гарантированная защита прав стимулируют интерес местных и зарубежных инвесторов.
События, о которых сказано выше, на первый взгляд кажутся разноплановыми. Но их объединяет одно — они направлены на дальнейшее развитие, занимают свое место в общей картине той созидательной работы, которую ведет Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиёева.
Уткир Рахмат