Административная юстиция как правовой механизм защиты граждан
Впервые на законодательном уровне термин «административная юстиции» использована в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом первого Президента Республики Казахстан 24 августа 2009 года.
Тема внедрения и функционирования административной юстиции в нашей стране обсуждается уже более десяти лет, и является одной из ключевых задач, стоящих перед государством в рамках реализации правовых реформ.
Административная юстиция является важнейшим атрибутом правового государства. Для государственного управления и административного права административная юстиция является связующим звеном функционирования системы правовых отношении.
Особенно нужно отметить, что что вопреки значимости и важности административной юстиции, все же в национальной правовой системе Казахстана, по сей день, отсутствует такой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов юридических лиц, каковой является административная юстиция.
Можно также отметить также отсутствие законодательных актов регулирующие административно процессуальные отношения. Есть только норма об административных правонарушениях и административных процедурах.
Административная юстиция сравнительно молодое явление. Последовательно проводимые в стране административные и судебные реформы показывают дальнейшие шаги к развитию института административной юстиции- для этого имеются как политическая воля, так и соответствующее законодательное закрепление.
В мире существуют различные модели административной юстиции: французская, германская и англосаксонская (Великобритания и США)
Административная юстиция - это специализированные суды (либо квазисудебные органы) призванные разрешать иски граждан против государства. Многие исследователи становления административной юстиции относят ко второй половине ХIХ-начала ХХ века. Вместе с тем, по мнению казахстанского исследователя Ж. Абдраимова, первые ростки административной юстиции можно узреть в государствах Древней Греции и Древнего Рима, где права личности признавались величайшей ценностью, и защищались от произвола правителей. В Древней Греции и Древнем Риме каждый свободный гражданин обиженный консулом, претором либо иным должностным лицом, мог обратиться в свободное собрание, например к народным трибунам с просьбой оградить его от притеснении.
Выражение «Я – римский гражданин» означало, что данный гражданин обладает правом апелляции и огражден от произвола властей. « Можно с уверенностью утверждать, что законодательство городов-полисов Древней Греции и республиканского Рима в определенной части решало проблему правоотношения» должностное лицо- гражданин» не позволяя первому субъекту злоупотреблять властью и ущемлять права второго» как отмечает исследователь.
Становление административной юстиции можно наблюдать и средние века. В середине ХII века в Англии должность мирового судьи включала в себя функцию управления и функцию административной юстиции.. Английские мировые судьи разбирали споры жителей с налоговыми, полицейскими и другими государственными органами. В эпоху феодализма в Европе во Франции, Германии, Италии важную роль в разбирательствах жалоб частных лиц на действия публичных властей играли общие суды. Парламенты во Франции являлись высшими судебно- административными учреждениями. Как отмечает исследователь «проведенный обзор позволяет сделать вывод, что административные суды появляются там, тогда и поскольку, где , когда и поскольку государство начинает довлеть над правами и свободами граждан».
Функционирование административной юстиции как самостоятельного института отчетливо проявляется лишь в середине ХIХ века. Элементы административной юстиции как самостоятельного института отчетливо проявляются лишь в середине ХIХ века, когда судебный контроль над деятельностью администрации выделился в отдельную сферу государственной проверки и процессуальных действий.
Как отмечает российский ученый Ю.Старилов; «В истории развития государственности можно выделить два принципиально разных типа государства; полицейское и правовое. В полицейском государстве царило принуждение(полиция), которое и являлось сущностью такого государства: соответственно, оно основывалось на полицейском праве, Правовое же государство невозможно представить себе без такого института, как административная юстиция. Более того она сыграла важнейшую роль в превращении полицейского государства в современное правовое государство, а полицейского права-в современное административное право.
В мировой практике одним из действенных способов и средств защиты прав граждан, организаций и юридических лиц от незаконных решений, действий (бездействий) органов государственного управления, местного государственного управления и самоуправления, их должностных лиц, а также государственных служащих, является именно система административной юстиции. Данный орган представлен как специальный орган, который будет иметь право надзора и поиск решения споров и иных правовых аспектов в государственной системе.
Понятие «административная юстиция» имеет два основных значения. В широком смысле под «административной юстицией» понимается деятельность, как обычных судов, так и специальных административных судов и « квазисудебных» органов по разрешению административных споров.
Административная юстиция в узком смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном порядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Таким образом, как мы видим административная юстиция – система специальных судебных и квазисудебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления. Не смотря на различие моделей административной юстиции все же можно выделить следующие общие элементы административной юстиции. Это независимость, беспристрастность, компетентность лиц, Право граждан и организации на независимый пересмотр действий, решении органов власти. Законодательное регулирование процесса принятия решения по административному делу. Обоснованность решения поставленным целям мер, принимаемых органом административной юстиции.
Учет последствий решения органа административной юстиции для гражданина.
Сегодня в Республике Казахстан сделаны первые шаги образованы и действуют специализированные межрайонные административные и экономические суды.
Как отмечает казахстанский правовед А.Нурболатов его анализом на данный институт, что « административная юстиция – особый институт административного права, основная задача которого – осуществление судебного контроля в сфере реализации исполнительной власти посредством рассмотрения индивидуальных административных споров. Цель административной юстиции двояка: защита прав граждан и организаций, обратившихся в суд, а также восстановление правопорядка в сфере государственного управления.»
В свете выше отмеченного можно констатировать, что административная юстиция становиться как бы арбитром в решении законных прав и свобод любого человека. Особой ценностью административной юстиции является то, оно призвано обеспечить баланс интересов между властью и гражданином. Устранить необоснованные притеснения со стороны государственной власти. Укрепить законность решений государственных органов, взаимодействовать в решении общих проблем между участниками правовых отношении.
Жаскалиев А.