Повышение правовой культуры и правосознания населения в Узбекистане
Повышение правовой культуры и правосознания являются фундаментальными принципами справедливого и процветающего общества. В Узбекистане продвижение правовой культуры и развитие правосознания населения стали важными задачами в последние годы. Об этом свидетельствует лишь арсенал нормативно-правовых актов, принятых за минувшие годы, также как колоссальные реформы, осуществляемые руководством страны.
Ярким свидетельством того, что данный вопрос находится под контролем главы государства – Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева являются его слова о необходимости непрерывного продолжения работы по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, воспитания в этом духе детей с самого раннего возраста, которые прозвучали с особой заботой 7 декабря 2019 года, во дворце международных форумов «Узбекистон» на торжественном собрании в честь 27-й годовщины принятия Конституции Республики Узбекистан.
Отражением полномасштабных работ в области законодательного регулирования вопросов повышения правовой культуры и правосознания населения в Узбекистане являются принятие за последние годы более 10 нормативно-правовых актов стратегического значения, среди которых особое значение имеют законы «О профилактике правонарушений», «Об оказании юридической помощи за счет государства» и «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», указ Президента Республики Узбекистан «О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе», Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о мониторинге и оценке мер по повышению правовой культуры в обществе», «Об утверждении Программы мер по повышению правовой культуры в обществе на 2022-2023 годы» и “Об утверждении положения о порядке обсуждения причин преступлений и условий, позволивших их совершению».
Следует особо отметить, что конституционно-правовым закреплением вопросов повышения правосознания и правовой культуры в стране выступает статья 56 новой народной Конституции Республики Узбекистан, принятой на всенародном голосовании 30 апреля и вступившего в законную силу с 1 апреля текущего года, в которой чётко устанавливается, что национальные институты по правам человека дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению культуры прав человека. Кроме того, обязанность граждан по соблюдению Конституции и законов, уважению прав, свобод, чести и достоинства других людей нашла своё отражение в норме статьи 60 главного закона страны.
Особенно существенной и крупной правовой базой для ускорения работ в данном направлении также стал Указ Президента Республики Узбекистан от 9 января 2019 года №УП-5618 «О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе», на основе которого были определены основные задача повышения правосознания и правовой культуры в обществе. В частности, данным правовым документом руководства страны разработаны и воплощены в жизнь концептуальные идеи утверждение в обществе духа уважения к законам – залог построения демократического правового государства и высокая правовая культура – гарантия развития страны, а также установление механизма повышение правосознания и правовой культуры в обществе на основе системности и взаимосвязанно по принципу личность – семья – махалля – образовательное учреждение – организация – общество.
Помимо того, данным указом главы государства была поставлена задача обеспечение разработки, создания и запуска национальной информационно-правовой системы Республики Узбекистан «Advice.uz» до 1 июля 2019 года, которая должна была включить в себя портал бесплатных консультаций населению. Вслед, ныне данная национальная информационно-правовая система функционирует полноценно и в ней ежедневно предоставляются исчерпывающие правовые ответы на большинство вопросов граждан не только нашей страны, но и для иностранных.
Другим правовым регулированием вопросов повышения правосознания и правовой культуры населения и непременной реализации задач, поставленных главой государства, было создание по инициативе правительства страны и дальнейшая государственная регистрация негосударственного некоммерческого учреждения «Мадад» 12 сентября 2019 Министерством юстиции Республики Узбекистан. Учреждение, будучи институтом гражданского общества на сегодняшний день ведёт свою деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи населению путем предоставления им консультаций в онлайн-режиме и разъяснений по правовым вопросам.
Одним из существенных политико-правовых шагов в данном направлении стало также принятие и утверждение правительством страны – Кабинетом Министров Кабинета Министров Республики Узбекистан программы мер по повышению правовой культуры в обществе на 2022-2023 годы. В соответствии с утвержденной программой поставлены задачи по внедрению учебных курсов «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка» в высших учебных заведениях и центрах переподготовки и повышения квалификации кадров.
К числу позитивных новшеств законодательства можно отнести впервые разработанную и утвержденную указом и по инициативе главы государства концепцию повышение правовой культуры в обществе, которая является единственной в своем роде за всю историю независимого Узбекистана. В свою очередь, данным правовым актом утверждены главенствующие направления работ повышения правовой культуры населения во взаимодействии личности, государства и общества. В частности, в качестве начального фундамента установлено, что активные работы в этой области должны быть проведены в первую очередь в семья, которая является ячейкой общества. Иными словами, правовое воспитания в семье и повышение правовой культуры несовершеннолетних путём объяснения им базовых правил поведения в обществе установлены в качестве цели государства в данной области.
Важно отметить, что среди всех других направлений, усиление роли такого института гражданского общества как махалля в повышении правовой культуры и грамотности населения, а также активизация дел по тем же вопросам в образовательных учреждениях определены в качестве работ, имеющих стратегическое значение. Вслед, в качестве практических мер по реализации этих задач налажены работы в виде проведения еженедельного дня правовой информации, организации выездных судебных заседаний и открытого диалога и официальных встреч с видными правоведами страны как в учебных заведениях, так и в сходах граждан – махалли. Положительным дополнением к этим было также утверждение порядка работ по повышению правовой культуры государственных гражданских служащих на постоянной основе, что в конечном счёте направлено на повышение правосознания всех слоев населения в целях построения исключительно правового государства с гражданским обществом.
Особо заметным и социально-правовым изменением в сфере повышения правовой грамотности граждан безусловно стал Закон Республики Узбекистан «Об оказании юридической помощи за счет государства», на основе которого гражданам страны предоставлено право на получение юридической помощи за счёт государства при наличии определённых обстоятельств. Необходимо подчеркнуть, что впервые на законодательном уровне раскрыты понятия «юридическая помощь за счет государства», «малообеспеченное лицо», «информационная система «юридическая помощь», «реестр адвокатов, оказывающих юридическую помощь за счет государства» и др. Следовательно, согласно внесённым изменениям в законодательство, отныне под юридической помощью за счёт государства следует понимать – квалифицированную юридическую помощь, оказываемую полностью или частично за счет государства в соответствии с процедурами и условиями, установленными законодательством, направленная на защиту прав, свобод и законных интересов физических лиц.
Также, широкомасштабная работа в области улучшения правового сознания и культуры права граждан осуществляются органами прокуратуры Республики Узбекистан. Об этом гласит положения статьи 4 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре», на основе которой к основным направлениям деятельности органов прокуратуры включено участие в законотворческой деятельности и работе по повышению правовой культуры в обществе. Однако нельзя не упомянуть тот факт, что государственная политика в данной области направлена на вовлечение всех слоев населения, в том числе государственных органов и учреждений, институтов гражданского общества и граждан Республики Узбекистан.
Подводя итоги можно сказать, что руководством Республики Узбекистан предпринимаются положительные социально-правовые меры с целью формирования системы последовательного доведения до населения сути и значения осуществляемых в стране социально-экономических реформ, принимаемых актов законодательства и государственных программ, укрепления в сознании граждан жизненной идеи высокое правовое сознание и правовая культура. С точки зрения науки права следует отметить, что повышение правовой культуры и правосознания населения – это задача каждого, а также активизация дальнейших научных исследований в этой сфере является гарантом улучшения работ в данном направлении государственной деятельности.
Насимбек Азизов,
начальник кафедры Правоохранительной
академии Республики Узбекистан
Диёрбек Ибрагимов,
старший преподаватель
Правоохранительной академии Республики Узбекистан
Одилжон Нематиллаев,
преподаватель Правоохранительной
академии Республики Узбекистан