Органы внутренних дел Узбекистана в качестве демократичной и истинно народной структуры
В Узбекистане с момента обретения независимости и государственного суверенитета придание органам внутренних дел статуса истинно народной и призванной защищать права и законные интересы граждан структуры стало одним из приоритетных направлений государственной политики.
В этом направлении были реализованы масштабные и коренные реформы, осуществлена модернизация всей системы органов внутренних дел, в ходе которой основное внимание было уделено внедрению в деятельность этой правоохранительной структуры демократических начал и наиболее лучших полицейских практик развитых стран.
При этом, эта деятельность характеризуется следующими основными тенденциями.
На первом этапе этих реформ происходило становление национальной системы органов внутренних дел, в ходе которой главным было сформировать базовые основы функционирования этой системы. В связи с чем, фактически в первые дни независимости решением правительства были утверждены правовые основы деятельности органов внутренних дел – Устав Министерства внутренних дел и её структура. Были приняты меры по укреплению кадрового состава органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами, созданию необходимой материально-технической базы, внедрению системы подготовки национальных кадров. В 1993 году создана Высшая техническая школа пожарной безопасности, а в 1994 году – Академия МВД республики.
В 1994 году Узбекистан вступил в международную правоохранительную организацию Интерпол, что создало возможность сотрудничества с зарубежными странами, использования сил и средств сопредельных государств в борьбе с транснациональной преступностью.
Именно на этом этапе на органы внутренних дел легла особая ответственность за обеспечение правопорядка и защиту населения в связи со значительным ухудшением криминогенной обстановки в стране. Это и массовые беспорядки в Ферганской и Ташкентской областях в начале 90-х годов прошлого столетия, террористические акты в конце 90-х в Ташкенте и Хорезмской области.
В конце 90-х-начале 2000 годов особо активизировались экстремистские силы: террористическая организация “Исламское движение Туркестана”, “Ислом жиходий эътикоди”, религиозно-экстремистское течение “Акромий”.
На этот период приходится и «расцвет» организованной преступности, которая стремилась не только взять под свой контроль торговые и предпринимательские структуры, но и стать своего рода “судьями” в спорах между гражданами.
Благодаря решительной политической воле руководства страны, в сравнительно короткий период начала 2000-х годов криминогенная ситуация в республике коренным образом изменилась.
Была объявлена решительная борьба по искоренению всех форм и видов организованной преступности, включая и те, которые были связаны с религиозным экстремизмом. В результате с 2010 года по настоящее время Узбекистан входит в число лидирующих стран в различных рейтингах (Индекс верховенства права в мировом масштабе международной независимой организации «The World Justice Project»; Всемирный индекс закона и порядка Международного исследовательского института Gallup's; Индекс охраны здоровья и безопасности компании International SOS и др.).
Кроме того, в начале 2000-х годов были приняты постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства, направленные на коренное реформирование системы органов внутренних дел. Эти структурные преобразования касались, в первую очередь, выполнения задач, связанных с охраной общественного порядка, предупреждением правонарушений, борьбой с любыми проявлениями преступности, обеспечением продолжительности и поэтапности демократических реформ, одним словом, реализации принципа: “От сильного государства – к сильному гражданскому обществу”.
В столице была внедрена совершенно новая концепция по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, согласно которой вместо существующих до этого участковых инспекторов милиции был учрежден штат инспекторов профилактики, созданы “Махаллинские посбоны” и “Примирительные комиссии”. Это способствовало усилению взаимодействия органов внутренних дел с общественностью в деле борьбы с преступностью и ее предупреждению на местах.
Однако наиболее коренные преобразования в системе органов внутренних дел были реализованы за последние семь лет. Благодаря инициативам Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева была изменена общая философия всей деятельности органов внутренних дел, в которой главной целью этой структуры было обозначено служение интересам народа.
Так, именно по инициативе Главы государства впервые в нашей истории был разработан и принят Закон Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел», создавший новые законодательные основы деятельности, отвечающие международным стандартам и наилучшим практикам развитых демократических стран. В частности, он на законодательном уровне четко определил обязанности и права органов внутренних дел, строго регламентировал основания и порядок применения органами внутренних дел мер принуждения, в том числе задержания лиц, оцепление участков местности, жилых помещений, использование транспортных средств организаций и граждан.
Особое место в законе уделено вопросу обеспечения правильного применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Другим важным документом в деятельности органов внутренних дел является Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В Стратегии одним из таких приоритетов было обозначено обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, в которой особая роль отведена органам внутренних дел. Здесь для органов внутренних дел самым главным обозначены укрепление гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений.
На основе проводимых в этот период широкомасштабных реформ принято 6 законов, более 30 указов, постановлений, указаний Президента Республики Узбекистан, а также более 150 правительственных и ведомственных нормативно-правовых актов.
Институциональный подход к задачам и функциям структурных служб министерства и региональных подразделений, широкое внедрение в систему современных информационно-коммуникационных технологий, укрепление материально-технической базы, социальная защита сотрудников, улучшение их бытовых условий – все это является практическими мерами, способствующими полноценному выполнению служебных задач.
Повышению ответственности сотрудников на сегодняшний день служат такие меры, как отчет руководящих кадров перед населением по итогам своей деятельности, организационные мероприятия, направленные на обеспечение открытости и прозрачности системы.
Преобразования, осуществляемые в системе органов внутренних дел, находятся под пристальным вниманием главы государства. В ходе визитов в регионы глава страны, как правило, интересуется деятельностью сотрудников органов внутренних дел, в первую очередь, работой инспекторов профилактики, созданными для них социальными условиями. Вопросы, касающиеся деятельности сотрудников, постоянно обсуждаются на совещаниях с участием Президента.
На видеоселекторном совещании, проведенном 10 января 2019 года под председательством Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева, работа в данном направлении подверглась критическому обсуждению. Перед Министерством внутренних дел был поставлен ряд задач по совершенствованию деятельности, поручено на основе глубокого анализа разработать “Дорожную карту” по устранению имеющихся недостатков.
Для предупреждения правонарушений и эффективной борьбы с преступностью, исходя из местных условий, внедрена система “практики отдельного региона”. На участках, имеющих сложную криминогенную обстановку, проведена научно-исследовательская работа. Поставлены задачи по разработке методических пособий по криминогенному прогнозированию состояния преступности.
Для повышения эффективности профилактики правонарушений на местах особое внимание уделено работе с неорганизованной молодежью и женщинами. Кроме того, на основе Закона Республики Узбекистан “О защите женщин от притеснения и насилия” от 2 сентября 2019 года женщинам, пострадавшим от притеснения и насилия, предусмотрена выдача охранного ордера.
С целью решения проблем нашего населения особое внимание уделяется вопросам широкого внедрения в деятельность ОВД современных информационно-коммуникационных технологий. Для удобства населения во время получения паспортов и оформления гражданства внедрена система электронной очереди.
Для граждан создана возможность обращения с жалобой на неуместные действия некоторых сотрудников органов внутренних дел, для сообщения о фактах, связанных с торговлей людьми.
С целью обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов внутренних дел в системе функционирует более 20 веб-сайтов, в социальных сетях – свыше 100 веб-страниц.
В системе органов внутренних дел были реализованы и другие коренные преобразования.
Так, была значительно оптимизирована её структура, созданы департаменты по наиболее важным направлениям деятельности.
Созданы достаточно эффективные механизмы защиты прав граждан и предотвращения неправомерных действий в отношении них в следственных изоляторах и следственных кабинетах.
Значительно усилены низовые звенья органов внутренних дел, которые по инициативе Главы государства стали важными звеньями в реализации различных государственных концепций развития регионов: «Безопасный город», работа на основе принципа «махаллябай», «железные книги» по учёту женщин, молодёжи, молодых семей, нуждающихся в социальной поддержке.
Наиболее важные преобразования в деятельности органов внутренних дел связаны с проведенной в 2023 году конституционной реформой и принятием Стратегии «Узбекистан-2030».
В частности, на конституционном уровне закреплены такие общепризнанные в международном праве и демократическом сообществе принципы деятельности правоохранительных органов, как:
1) право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и охраняется законом. Посягательство на жизнь человека является тягчайшим преступлением;
2) честь и достоинство человека неприкосновенны. Ничто не может быть основанием для их умаления. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию;
3) никто не может быть подвергнут аресту, задержанию, заключению под стражу, содержанию под стражей или иному ограничению свободы иначе как на основании закона. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов. Лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания;
4) лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана путем гласного судебного разбирательства в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемому обеспечиваются все возможности для своей защиты. Все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников. Лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него. Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности. Судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников;
5) подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на информирование о сущности и основаниях обвинения, требовать допроса лиц, свидетельствующих против него или в его пользу, пользоваться помощью переводчика. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Права потерпевших от правонарушений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим защиту и доступ к правосудию, создает условия для возмещения нанесенного им вреда;
6) каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска в жилище допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда.
Были значительно усилены институты Хабеас корпус и Правило Миранды.
Руководство Министерства внутренних дел приняло все необходимые меры, чтобы эти конституционные положения стали нормой жизни, основным правилом для каждого сотрудника органов внутренних дел.
Стратегия «Узбекистан-2030» не только усилило значение этих конституционных положений, но и предусматривает механизм их реализации в повседневной жизни каждого сотрудника органов внутренних дел.
Так, двумя из пяти основных идей Стратегии являются построение служащего народу справедливого и современного государства, а также гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны, которые касаются, в том числе (а может быть и в первую очередь) такого государственного органа как органы внутренних дел.
Для реализации этих идей в Стратегии определены конкретные цели и механизм их достижения. Так, для достижения такой цели, как направление деятельности правоохранительных органов на защиту интересов, чести, достоинства и прав человека предусмотрено:
внедрение возможности наблюдения через индивидуальный номер и QR-код за процессом — от возбуждения уголовного дела до вынесения приговора путем создания Единого электронного реестра;
полная цифровизация деятельности по сбору и закреплению доказательств путем внедрения современных технологий и последних научных достижений;
уменьшение не менее чем на 50 процентов количества дорожно-транспортных происшествий, имеющих серьезные последствия;
ведение электронной версии 100 процентов уголовных дел и материалов, обеспечение электронного документооборота по данным делам.
Безусловно, проведенная конституционная реформа и принятая Стратегия «Узбекистан-2030» – это только первые шаги на пути формирования нового облика страны – Нового Узбекистана и ее важного органа – органов внутренних дел. Предстоит еще долгий путь и системные меры по окончательному формированию органов внутренних дел в качестве поистине народной структуры, стоящей на страже интересов народа. Однако можно с уверенностью заявить, что все реализуемые нами реформы свидетельствуют о необратимости этих процессов, направленных на то, чтобы органы внутренних дел стали неотъемлемой и важной составляющей Узбекистана в качестве демократического правового государства.
Алимжан Акилов,
профессор Академии Министерства внутренних дел
Республики Узбекистан, доктор юридических наук