Криминализация домашнего насилия в Новом Узбекистане: исполнение международных обязательств
В нашей стране, традиционно семья и семейные отношения рассматривались в качестве национальной ценности. В этой связи, вопросы равенства, обоюдного доверия и неприкосновенности в семейных отношениях находятся под правовой защитой государства. Благодаря комплексным реформам, проведенным в последние годы, в Республике Узбекистан создана прочная правовая база по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни и деятельности, защиты женщин от угнетения и насилие.
На встрече с членами Конституционной комиссии 20 июня 2022 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеёв указал, что необходимо отразить в основном законе страны обязанности государства по обеспечению населения жильем, укреплению экономических и духовных основ семьи, созданию всех условий для обеспечения интересов и полноценного развития детей, поддержке лиц с ограниченными возможностями, охране здоровья человека и окружающей среды. Тем самым, текст Конституции Республики Узбекистан был проведён в соответствии с международными правовыми актами в сфере прав и свобод человека, устанавливая запрет на любую форму насилия в отношении человека.
Следует отметить, что на основе этого и других реформ государственно-правового значения, запрещение насилия всех форм нашло своё отражение в обновленной и новой редакции Конституции Республики Узбекистан, принятого на основе всенародного голосования 30 апреля и вступившего в силу 1 мая текущего года. Следовательно, данной 26 статьёй на конституционном уровне было закреплено, что честь и достоинство человека неприкосновенны и ничто не может быть основанием для их умаления. Кроме того, установлено, что никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию.
Помимо того, равенство мужчины и женщины в правах установлено на высшем юридическом документы страны. Вслед, государство как форма отражения демократического желания народа на конституционном уровне взяла на себя обязанность обеспечивать равенство прав и возможностей женщин и мужчин в управлении делами общества и государства, а также в других сферах общественной и государственной жизни. Другой немало важной нормой в области недопущения насилия и гарантии сохранности такого социального института как семья является 76 статья Конституции Республики Узбекистан, в которой закрепилось, что семья является основной ячейкой общества и находится под охраной общества и государства, а государство создает социальные, экономические, правовые и другие условия для полноценного развития семьи.
На выступлении в торжественной церемонии, посвященной 32-й годовщине независимости Республики Узбекистан 31 августа 2023 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул, что в этом году мы приняли закон о недопущении насилия в семье, его основная цель заключается в укреплении семей, защите прав женщин, мы последовательно продолжим работу в этом направлении. На ярком фоне проводимых в Республики Узбекистан масштабных реформ и для достижения вновь поставленных целей по охране прав человека, законодательство подверглось соответствующим необходимым изменениям и 11 апреля 2023 года была внедрена административная и уголовная ответственность за семейное (бытовое) насилие.
В свою очередь, данными изменениям было установлено, что за первичное совершение семейного (домашнего) насилия будет грозит административная ответственность по статье 592 – Семейное (бытовое) насилие” Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, а за повторное его совершение в течении года либо совершение под особыми обстоятельствами влечёт уголовную ответственность на основе статьи 1261 – Семейное (бытовое) насилие Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Необходимо подчеркнуть, что впервые на законодательном уровне дано понятие семейному (бытовому) насилию. Согласно внесённым изменениям в законодательство, отныне под семейным (бытовым) насилием следует понимать – воспрепятствование в осуществлении права на собственность, образование, здравоохранение и (или) труд, умышленное повреждение имущества и личных вещей, а равно унижение чести и достоинства, запугивание, изоляция от близких родственников, совершенные в отношении супруги (супруга), бывшей супруги (бывшего супруга), совместно проживающего на основе единого хозяйства лица либо лица, имеющего общего ребенка, повлекшее расстройство здоровья, при отсутствии признаков преступления, а также других правонарушений.
Интерес вызывает также установление двухуровневой ответственности за семейное (бытовое) насилие начиная с административной и заканчивая уголовной, что вполне служит непременному предотвращению данного деяния до его совершения. В соответствии с последними изменениями статья 592 «Семейное (бытовое) насилие» Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности состоит из двух частей, а статья 1261 «Семейное (бытовое) насилие» Уголовного кодекса Республики Узбекистан включает в себя целых восемь частей.
Отмечая эпохальность опыта зарубежных стран, стоит указать, что подобные нормы — уголовной ответственности за домашнее насилие установлены в законодательстве таких зарубежных странах, как Грузия, Молдова и Украина. Важно отметить, что результативность реформ по криминализации домашнего насилия были также замечены международным сообществом.
Качественным отражением работ в законодательной области вопросов профилактики домашнего насилия за последние годы в сфере были приняты более 10 нормативно-правовых актов стратегического значения, к числу которых входят Законы Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по реабилитации женщин, пострадавших от насилия», Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы защиты женщин от притеснения и насилия» и «О дополнительных мерах по совершенствованию дел по предотвращению самоубийств, а также реабилитации и адаптации женщин, пострадавших от насилия».
В числе позитивных новшеств законодательства, впервые введены такие понятия, как «семейное (бытовое) насилие», «притеснение», «преследование», «охранный ордер», «физическое насилие», «психологическое насилие» и др. Законодательством также был продлён максимальный срок выдачи охранного ордера, выдаваемого жертвам притеснения и насилия, с 1 месяца на 1 год, который ранее составлял лишь 1 месяц с возможностью продления до 2 месяцев.
Также, на уровне законов раскрыто понятие охранный ордер — документ, предоставляющий государственную защиту жертве притеснения и насилия, влекущий применение определенных законом мер воздействия к лицу или группе лиц, притесняющих женщин или совершивших в отношении них насилие. Специальным законом установлено, что охранный ордер выдается в течение 24 часов с момента установления факта притеснения и насилия или угрозы их совершения должностным лицом органа внутренних дел, сначала сроком до тридцати дней и вступает в силу с момента оформления. При этом, в случае подачи заявления жертвой и не устранения угрозы насилия срок действия охранного ордера продлевается судом по уголовным делам не более чем на один год.
Одним из значительных показателей работ в данной области было принятие Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 28.05.2021 г. «Об утверждении стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года», которым в 2023 году утвержден и по сей день исполняется план мероприятий по реализации стратегии.
Сегодня Республика Узбекистан принимает необходимые меры в сфере предотвращения домашнего (семейного) насилия путём его криминализации и последовательного принятия специальных законов в данной области. В этом важное значение имеет дальнейший анализ механизмов эффективности работы уже принятых нормативно-правовых актов, их поэтапное и эволюционное реализация и по мере необходимости дополнение с учетом их социальной направленности и обеспечения верховенства закона при выполнении государством своей реформаторской функции.
Насимбек Азизов,
начальник кафедры Правоохранительной
академии Республики Узбекистан
Диёрбек Ибрагимов,
преподаватель – старший преподаватель
Правоохранительной академии Республики Узбекистан
Одилжон Нематиллаев,
преподаватель Правоохранительной
академии Республики Узбекистан