Государственный внешний долг Узбекистана: уместны ли опасения?
До недавнего времени в Узбекистане мы ничего не говорили о государственном долге, бедности. Поскольку ныне открыт широкий путь свободе слова, мы следуем за тем, кто что говорит, вместо того чтобы самостоятельно думать, анализировать, сравнивать. Давайте признаем, что сегодня в мире нет ни одного государства без долга. Внешний долг образуется не из-за нужды, он расходуется на развитие промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Таким образом, государство в конечном итоге берет долг для достижения развития и стабильности своей экономики, благосостояния населения страны.
Внешний долг США превысил 32 триллиона долларов. Даже такие развитые страны, как Япония, Франция и Италия, в большом долгу перед международными кредиторами.
Государственный долг - это задолженность государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая сумму процентов, начисленных по этим долгам. Проще говоря, это обязательства государства перед иностранными кредиторами (зарубежными странами и инвесторами, международными финансовыми институтами), а также перед гражданами и юридическими лицами - резидентами. Внешний долг фактически свидетельствует о поступлении целевых кредитов, инвестиций и других средств в экономику страны.
Для обеспечения благополучной жизни народа и устойчивого экономического роста прежде всего нужна развитая инфраструктура. Требуются ощутимые инвестиции в модернизацию энергетики, водоснабжения, сфер транспорта и связи, производства и предпринимательства. Значит, это средства, которые приносят пользу и служат обеспечению благополучия населения.
Следует прояснить один аспект. Объем текущего внешнего долга Узбекистана находится на низком уровне. Это признают международные финансовые организации и институты, эксперты. Во-вторых, внешний долг не является тревожным фактором. Беспокойство будет уместным и обоснованным только в случае, если долг использован не по назначению или присвоен с помощью закрытых процессов.
В последние годы в стране реализуется огромный комплекс целей и задач. Стабильное привлечение инвестиций также входит в число данных вопросов. Инвестиции не приходят сами по себе. Для этого требуется развивать инфраструктуру в стране. Это основная причина, почему международные инвесторы не инвестировали в Узбекистан до 2016 года, как, например, сегодня. Им необходимы комфортный деловой климат и развитая инфраструктура. Иностранный инвестор не поедет работать туда, где нет необходимой инфраструктуры, ровных дорог, бесперебойной подачи электричества, горячей и холодной воды, интернета. В этом смысле взять кредит, потратить его с точными расчетами, а затем возвращать поэтапно - очень правильный способ. Цель - обеспечить благополучие и счастливую, достойную жизнь нашего народа.
Достичь вхождения Узбекистана в ряды наиболее привлекательных стран для ведения бизнеса и инвестирования - важнейшая задача, стоящая перед нами.
Еще один момент. Следует оценивать внешний долг как доверие престижных международных финансовых организаций к нашей стране. Будет уместно повторить, что не всем государствам дается долг. Прежде всего тщательно изучаются надежность, экономические возможности и перспективы заемщика. А Узбекистан - крупный 36-миллионный рынок и перспективная страна. В связи с чем интерес к нашей республике высок, потому что молодежь составляет основу состава населения и представляет его интеллектуальный потенциал.
Вместе с тем большинству стран Азии и Африки Международный валютный фонд или Всемирный банк перестали выделять средства из-за нестабильности, беспорядков и высокого уровня коррупции. А также потому, что государственный долг этих государств превысил 50-60 процентов их валового внутреннего продукта. Такие показатели тревожны для экономики. Например, по состоянию на конец 2020 года государственный долг Японии составлял почти 300 процентов по отношению к ВВП, а США - 138 процентов. В рамках Европейского союза в этот список входят Греция (176,7 процента), Италия (137,6 процента), Португалия (120 процентов), Бельгия (104,4 процента) и Франция (99 процентов).
Размер внешнего долга также беспокоит даже население развитых стран: вызывает опасения, связанные с увеличением видов налогов, которые усиливаются в те моменты, когда государство направляет внешний долг на покрытие дефицита бюджета. Правда, общая ситуация в мире усугубилась пандемией коронавируса. Естественно, это привело к увеличению государственного долга не только в Узбекистане, но и во всем мире. Однако наша страна никогда не направляла долг на покрытие дефицита бюджета.
Наблюдаются более плачевные случаи, связанные с внешней задолженностью в экономически неблагополучных странах. К числу государств Африки с крупной задолженностью можно отнести Анголу, Конго, Джибути. В этих странах внешний долг свыше 100 процентов по сравнению с ВВП, и решение финансовых трудностей стало серьезной проблемой. Речь здесь идет именно об усложнении обслуживания задолженности без привлечения дополнительного внешнего долга. Один из способов оказания помощи этим странам - предоставление дополнительной объективной финансовой помощи или нового кредита на льготных условиях при одновременной реструктуризации внешнего долга.
Сложности нынешней эпохи ставят человечество в тупик. Пандемия и беспокойство в мире, смягчение последствий противостояний, спасение жизней стали главными приоритетами во всех странах. Очевидно, что высокий государственный долг тоже усложнился, поскольку цепочки поставок услуг по внешнему долгу, полученному в иностранной валюте, прерваны. В результате снижения ВВП и стоимости национальной валюты отношение государственного долга к ВВП резко возрастает.
В Узбекистане, несмотря на сложную ситуацию, не нанесен ущерб международной ликвидности, то есть внешний долг направляется на продолжение реформ, приоритет отдается финансированию проектов социального сектора без расходования международных резервов. Это способ быстрого реагирования на существующие угрозы в сегодняшних условиях.
Обычно перед привлечением внешнего долга крайне важно разработать достаточно обоснованные проекты и программы, направленные на решение актуальных вопросов стратегической важности, которые одновременно не могут быть отодвинуты на второй план для страны и соответствуют приоритетам, установленным государством.
По состоянию на 1 января 2021 года внешний долг, привлеченный от имени Узбекистана и под его гарантии, составил 21,1 миллиарда долларов, по сравнению с ВВП - 36,5 процента. Однако по состоянию на конец 2022-го этот показатель составлял 29,9 миллиарда долларов, или 36,4 процента ВВП. Хотя общая сумма государственного долга растет из года в год, его доля в ВВП снизилась в период после 2020-го.
Согласно прогнозам Всемирного банка, ожидается, что правительство Узбекистана продолжит соблюдать свои ограничения по займу. Государственный долг и общий внешний долг могут быть постепенно сокращены к концу 2024 года до уровня от 32 до 55 процентов ВВП соответственно. В соответствии с законом «О государственном долге» размер госдолга не должен превышать 60 процентов по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта. При достижении размера государственного долга 50 процентов по отношению к ВВП Кабинет Министров в установленном порядке вносит в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан меры, не допускающие превышения размера государственного долга, предусмотренного в части первой статьи 35 закона.
Следовательно, в вопросах внешнего долга нет места для беспокойства. Во-первых, Счетная палата проводит мониторинг эффективности управления государственным долгом, оценивает объем государственного финансирования из-за рубежа и его целесообразность, осуществляет контроль за эффективным и рациональным использованием привлеченных государством средств, а также за своевременным и полным обслуживанием государственного долга. Кроме того, проводит мониторинг и контролирует формирование проектов, осуществляемых за счет государственного финансирования. Осуществляет аудит таких проектов и в конце каждого года направляет информацию о его результатах в палаты Олий Мажлиса, Администрацию Президента и Кабинет Министров.
Это, с одной стороны, обеспечивает контроль за расходованием долговых обязательств и их открытость. С другой - заемные средства выделяются на перспективные сферы экономики, включая бюджетную поддержку, энергетику, сельское и водное хозяйство, развитие транспортной инфраструктуры, здравоохранения и образования, с помощью которых можем развить необходимые системы. Учитывая, что реальный рост экономики в последующие годы прогнозируется на уровне пяти-шести процентов, становится ясно, что проблем с погашением внешнего долга не возникнет.
Основная часть внешнего долга государства направлена на организацию новых производств в нефтегазовой и химической отраслях, строительство и модернизацию тепловых электростанций, улучшение снабжения питьевой водой, развитие системы канализации и финансирование новых проектов в других отраслях промышленности. Так, служат повышению благосостояния населения средства, задействованные в модернизации инфраструктуры и финансировании социальной сферы, инвестиции в строительный сектор.
По этому поводу хотел бы обратить внимание на еще один важный аспект. Согласно прогнозу Всемирного банка, ожидается, что экономика Узбекистана вырастет на шесть процентов в 2023 году. На фоне сегодняшних международных противоречий многие государства переживают экономический кризис. Узбекистан принял важные меры для предотвращения подобного кризиса. Всемирный банк дал им положительную оценку.
В частности, признаны меры по налоговому стимулированию предпринимателей, продлению срока платежей по кредитам, поддержке секторов экономики посредством субсидий и социальной помощи населению. В то же время Всемирный банк дал положительное заключение о политике открытости Узбекистана и готовности к сотрудничеству, что наша экономика стабильно растет. Эксперты в области экономики и ученые Узбекистана также отмечают, что есть возможности и потенциал погасить внешний долг страны, и этот долг не будет иметь негативных последствий, а, наоборот, станет основой для покорения больших высот, к которым мы стремимся.
Исмоил Саифназаров,
профессор Ташкентского государственного экономического университета, доктор философских наук.