Узбекистан в Конституции закрепил равное право всех граждан на доступ к государственной службе
Конституция Республики Узбекистан определила, что государственная власть основана на принципе разделения законодательной, исполнительной
и судебной властей.
В стране проделана значительная работа по формированию и организации деятельности данных органов власти, включая их укомплектовании квалифицированными государственными служащими. Естественно, органы государственной власти отличаются друг от друга по характеру своей деятельности, функционируя по разным законам в зависимости от вида и рода деятельности.
Так, порядок организации деятельности представителей законодательной власти, а именно депутатов, сенаторов палат Олий Мажлиса, а также депутатов Кенгашей народных депутатов, их правовой статус определены отдельными законами. В частности, «О статусе депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов».
Аналогичным образом статус судей, осуществляющих судебную власть, а также единые правила и требования к их деятельности закреплены в Законе
«О судах». Приняты и другие отдельные законы о деятельности органов прокуратуры, внутренних дел других правоохранительных органов
и специальных структур. В них изложены четкие правила и ограничения, связанные с прохождением службы в соответствующих органах.
Однако на протяжении более 30 лет не было четкого единого закона, регулирующего деятельность служащих, работающих в государственных органах, осуществляющих исполнительную власть. Вместо этого формировалась правовая практика регулирования той или иной сферы органов исполнительной власти отдельными подзаконными актами. Это, в свою очередь, привело к индивидуальному правовому регулированию деятельности министерств и ведомств. Данное обстоятельство послужило к разному пониманию карьерной модели и организации деятельности работы с кадрами. Например, если порядок приема на работу (поступления на службу) в некоторых министерствах осуществлялось на основе собеседования, то в других министерствах кадров принимали на основе рекомендации, личного поручительства и др. Отсутствие единого подхода также касалось других аспектов, такие как продвижение, повышение квалификации, оценка деятельности сотрудников этих органов. В результате вместо того, чтобы обеспечить прозрачную среду в деятельности сотрудников, скопилась негативная практика продвижения кадров по знакомству, местничеству или иной формы коррупции.
Отсутствие закона прямого действия, обеспечивающего комплексное правовое регулирование государственной гражданской службы, в том числе процедуры открытого независимого конкурсного отбора кандидатов, а также определяющий критерии оценки эффективности работы и компетенций госслужащих, требования к повышению их квалификации, создавало ряд проблем для деятельности данной категории государственных служащих,
а самое главное – порождало неопределенность в статусе самого государственного служащего.
Именно инициатива Президента страны Ш. Мирзиёева, выдвинутая в Послании Олий Мажлису в декабре 2017 года, стала первой ласточкой
в создании нормативно-правовой базы системы государственной гражданской службы. Глава государства подчеркнул, что «сегодня сама жизнь требует от нас формирования профессиональной, мобильной и нацеленной на конкретные результаты системы государственной службы, разработки эффективной системы, открывающей широкую дорогу инициативным, мыслящим по-новому, преданным Родине и народу кадрам».
В Послании парламенту в 2018 году глава государства, вновь остановившись на данном вопросе, отметил, что для повышения эффективности государственного управления необходимо сформировать единую кадровую политику, нацеленную на привлечение квалифицированных специалистов на государственную службу. Нужно признать тот факт, что в государственных органах не хватает квалифицированных и профессиональных кадров. Все еще не определен статус госслужащих, отсутствуют прозрачные механизмы приема на государственную службу.
В целях устранения данных проблем и недостатков 3 октября 2019 года Президентом страны приняты два основополагающих документа, направленных на кардинальное совершенствование кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан. При Президенте страны образовано Агентство развития государственной службы, ответственное за реализацию единой государственной политики в сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов в государственных органах и организациях. Определены приоритетные направления дальнейшего совершенствования и реформирования государственной гражданской службы.
Особо важным шагом в данном направлении стало принятие на проведенном 30 апреля 2023 года всенародном референдуме Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, в которой созданы политико-правовые основы реализации Стратегии Нового Узбекистана, налаживания деятельности государственных органов в новых конституционно-правовых условиях.
Следует отметить, что впервые в тексте Конституции отдельной статьей 37 закреплено равное право всех граждан на доступ к государственной службе. Это свидетельствует, что всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения гарантируется право на занятие государственной должности.
В Республике Узбекистан правовое регулирование государственной гражданской службы базируется на принятом 8 августа 2022 года Законе
«О государственной гражданской службе», который был принят для обеспечения эффективной и компетентной деятельности государственных гражданских служащих. Данный закон определяет права и обязанности государственных служащих, принципы их профессиональной деятельности, а также меры по обеспечению их квалификации. С принятием данного документа создана нормативно-правовая база для регулирования сферы государственной гражданской службы, на законодательном уровне усилены категория, статус государственных гражданских служащих, их всесторонняя поддержка, в том числе оплата труда.
В соответствии с законом должности государственной гражданской службы исходя из категории состоят из «политической», «управленческой»
и «вспомогательной» групп, где определяется их правовой статус, порядок назначения на должность и прохождения службы. Внедряется единая система прав, обязанностей и ограничений для государственных гражданских служащих всех уровней, в соответствии с которым:
а) определяется заработная плата, меры поощрения государственных гражданских служащих, социальное обеспечение, безопасные и справедливые условия труда;
б) на государственных гражданских служащих возлагаются такие обязанности, как добросовестно выполнять свои служебные обязанности, соблюдать этические правила, не допускать использование своего служебного положения в личных и иных противоправных целях;
в) устанавливаются такие ограничения на государственных гражданских служащих, как занимать должность, находящуюся в непосредственной подчиненности, занимаемой близкими родственниками, заниматься предпринимательской деятельностью, получать подарки
от граждан, связанные со своей служебной деятельностью, открывать и иметь счета, расположенные за пределами территории республики.
Данным Законом Агентство развития государственной службы определено в качестве специально уполномоченного государственного органа в области государственной гражданской службы. Определены его основные полномочия, в частности:
– реализация единой государственной политики в области государственной гражданской службы;
– осуществление мониторинга и анализа тенденций и перспектив развития государственной гражданской службы;
– организация конкурсного отбора кадров на государственную гражданскую службу.
В результате почти четырехлетней деятельности Агентством проделана значительная работа в области государственной гражданской службы, выполнению возложенных на нее задач. В частности:
а) в сфере внедрения системы конкурсного отбора кадров
на государственную гражданскую службу запущен портал «vacancy.argos.uz», по итогам конкурсов на количество более 150 000 вакансий в 69 министерствах, ведомствах, хокимиятов различных уровней из более чем 1,1 млн кандидатов
на службу приняты свыше 49 500 кандидатов;
б) в сфере формирования Национального кадрового резерва запущен портал «zakhira.argos.uz», где уже сформировано 802 кадровых резерва
на должности заместителей председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, районов (городов)
с проведением их обучения на основе специальной учебной программы;
в) в сфере внедрения системы оценки (ЭМСК, KPI) на государственной гражданской службе в 2020–2023 годах во всех 208 районах (городах) республики налажена оценка эффективности деятельности два раза в год
1 216 заместителей хокимов, а также 832 руководителя секторов
по важнейшим показателям эффективности (ЭМСК, KPI);
г) в сфере повышения квалификации государственных гражданских служащих создана система проведения обучающих курсов, учебно-практических семинаров, тренингов и стажировок государственных гражданских служащих, в которых приняли участие более 35 тыс. государственных гражданских служащих, 110 руководящих кадров прошли стажировку в 10 зарубежных странах;
д) в сфере цифровизации кадровой работы запущена платформа hrm.argos.uz, где зарегистрировано 4 443 организаций, создана база данных
63 000 государственных гражданских служащих.
На сегодняшний день Агентством подготовлены ряд нормативно-правовых актов, направленных на реализацию отсылочных норм Закона
«О государственной гражданской службе». Их утверждение станет гарантией того, что закон заработает на все силы.
Хотелось бы отметить, что принятие перечисленных подзаконных актов послужит:
во-первых, полноценному регулированию отношений, связанных с деятельностью около 100 тысяч государственных гражданских служащих;
во-вторых, помимо создания достойных условий для государственных гражданских служащих, установлению строгих требований, связанных с их деятельностью;
в-третьих, изменению общественного мнения о том, что Закон 5 принят для формальности, и повышению доверия общественности к государству.
Как результат данных мер: государственная гражданская служба должна стать одной из ключевых составляющих государственного аппарата и играть важную роль в обеспечении эффективности и стабильности государственного управления. В этом плане правовое регулирование государственной гражданской службы в Узбекистане является важным инструментом обеспечения эффективного и ответственного управления государственными делами. Оно гарантирует профессионализм, нейтралитет и прозрачность деятельности государственных гражданских служащих, способствуя устойчивому развитию страны и общества.
Шухрат Мамаджанов,
заместитель заведующего департаментом
Агентства развития государственной службы
при Президенте Республики Узбекистан