Центр социально-правовой помощи Мунайлинского района для лиц, в отношении которых применяется пробация как осознанная необходимость
По Мунайлинскому району Мангыстауской области возникают трудности в получении образования и трудоустройстве граждан, состоящих на учете в Службе пробации Мунайлинского района Департамента уголовно-исполнительной системы по Мангистауской области МВД Республики Казахстан. Данная проблема по нашему мнению заключается в следующем.
- Несмотря на проводимую в учреждениях уголовно-исполнительной системы воспитательную и социально-психологическую работу среди осужденных, отбывание наказания в закрытом учреждении среди лиц, преступивших закон, накладывает отпечаток на развитие личности, его психологическую зависимость от режимных требований, формирует иждивенческий настрой. Все перечисленное требует кропотливой работы по реинтеграции личности в общество, оказанию ей помощи по целому ряду вопросов после освобождения.
Особый интерес к вопросу ресоциализации вызван тем, что на сегодняшний день в деятельности государственных органов не в полной мере налажен механизм взаимодействия с какими-либо внешними структурами и ресурсами.
При местных исполнительных органах действуют консультативно-совещательные органы (далее - КСО), задачей которых является оказание содействия деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания. Работа КСО зачастую имеет формальный характер, поскольку выносимые решения носят рекомендательный характер.
- На сегодняшний день практически отсутствует опыт привлечения негосударственных инвестиций в государственные программы и проекты по социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации.
Проблемы освобождающегося из мест лишения свободы гражданина, прежде всего, психологического плана, социального и трудового устройства, правового и медицинского характера, не дают ему возможности быстро адаптироваться на свободе, стать полноценным членом общества. Возникает необходимость адаптационного переходного периода для осужденного перед полным освобождением, требуются разработка и внедрение механизмов мотивации подучетного гражданина к правопослушному поведению, включающих его участие в реабилитационных программах и профилактических мероприятиях.
- Статистика за последние 4 года свидетельствует о том, что из учреждений УИС ежегодно освобождаются в среднем от 8000 до 16000 человек, около 1000 из которых не имеют постоянного места жительства и, соответственно, нуждаются в жилье и работе в первоначальный период жизни на свободе.
В 2021 году исправительные учреждения покинули почти 13 тысяч осужденных, 10 процентов из них за последние полгода попали обратно за решетку. Одной из важных проблем в данном случае остается социальная адаптация бывших заключенных, справится с которой удается далеко не каждому.
Сегодня решение проблем трудового и бытового устройства этих граждан возложено на центры социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания (далее - центры). Однако в Казахстане такие центры, находящиеся в ведении местных исполнительных органов, функционируют лишь в четырех регионах - городах Кокшетау, Кызылорде, Павлодаре и Шымкенте. Очевидно, что их ресурсы не позволяют в полном объеме удовлетворить существующие потребности. Это создает дополнительные препятствия в работе с освободившимися гражданами и практически исключает возможность оказания им какой-либо социально-правовой помощи местными медико-социальными службами в связи с отсутствием у них постоянной или временной регистрации по месту жительства.
Вместе с тем, освобожденные лица без документов, удостоверяющих личность, и постоянной или временной регистрации по месту жительства могут помещаться в ЦСА. В то же время ЦСА не принимают бывших осужденных, имеющих социальные проблемы (трудности с устройством на работу и другие социальные проблемы), поскольку у последних имеется регистрация по месту жительства и в порядке документы, удостоверяющие личность.
- После длительного пребывания в местах лишения свободы осужденным трудно приспособиться к условиям жизни на свободе, восстановить утраченные и ослабленные в результате изоляции социальные связи. И поэтому они нередко попадают в маргинальную часть населения, не могут найти своего места в жизни и зачастую пополняют число безработных или еще хуже вновь встают на криминальный путь и совершают преступления.
Получение осужденными в местах лишения свободы общего среднего и профессионально-технического образования впоследствии ориентирует их на предоставление им низкооплачиваемых рабочих мест, в том числе, в связи с отсутствием или утратой освободившимся гражданином необходимой специальности и квалификации, требуемой работодателем.
Выступая в СЦК при Президенте Республики КазахстанПредседатель Комитета УИС МВД РК отметил, что немаловажным фактором по исправлению и адаптации к жизни на свободе осуждённых является их трудоустройство. Число вовлеченных в эту сферу увеличено с 38% в прошлом году до 49% в этом. Незадействованные производственные площади в закрытых учреждениях переданы 226 субъектам в доверительное управление, на которых трудятся порядка 3,4 тысячлиц. В целом в колониях работают свыше 12 тыс. человек. В основном, они задействованы в производстве строительных материалов, металлоконструкций, изделий из дерева и пластика. Налажена переработка овощей, мясной и рыбной продукции, а также изготовление хлебобулочных изделий.
Трудоустройство осужденных способствует их подготовке к дальнейшей социальной адаптации в обществе и предоставляет им возможность погашать иски по причиненному преступлением материальному ущербу, выплачивать алименты, а также оказывать финансовую поддержку родственникам.
Однако, несмотря на ежегодное увеличение трудозанятых осужденных, привлечь всех трудоспособных к труду не представляется возможным по причине недостаточного развития новых форм производства в учреждениях УИС и индивидуальных форм занятости осужденных.
- В обществе до сих пор имеют место социальная стигматизация, отсутствие желания оказывать поддержку гражданам, когда-то преступившим закон. По этой же причине у потенциальных работодателей отсутствует заинтересованность в приеме бывших осужденных на работу.
Мировая практика сопровождения граждан, попавших в орбиту уголовного преследования, предусматривает сотрудничество государства с институтами гражданского общества. В этом аспекте важно отметить, что отсутствует какая-либо организационно-правовая основа деятельности неправительственных организаций, волонтеров по сопровождению освободившихся осужденных.
Анализ выявленных проблем показал, что основными факторами, влияющими на эффективность постпенитенциарной адаптации осужденных, являются:
˗ глубина деформации личности, на которую влияет режим содержания и социальная среда (ближайшее окружение, администрация исправительного учреждения);
˗ социальная ситуация освобождения (наличие или отсутствие профессионального образования, тяжелых заболеваний, поддержки от родных и др.);
˗ отлаженность механизмов социального контроля в постпенитенциарный период.
Следует отметить, что самый тяжелый период адаптации у осужденных к новым условиям после выхода на свободу – первые три года. Обращаем внимание на следующие факты: «Исследования показывают, что примерно через 3 года пребывания за решеткой взрослый мужчина уже не боится тюрьмы, он боится воли. У подростков и женщин критический срок в два раза меньше – год-полтора». Следовательно, задача общества заключается в создании таких условий, чтобы у осужденных не формировалось чувство страха жизни на свободе.
Адаптация бывших осужденных это задача не только органов уголовно-исполнительной системы. Помочь в этом сложном вопросе может комплексное сотрудничество всех уполномоченных государственных органов и неправительственных организаций.
На данный момент, механизм получения социально-правовой помощи услуг предполагает инициативное обращение нуждающегося лица.
При оказании помощи в трудоустройстве лицам, в отношении которых применяется пробация, местные исполнительные органы осуществляют следующие мероприятия:
1) направляют безработных на имеющиеся в базе вакансий уполномоченного органа/центра занятости населения свободные рабочие места;
2) направляют безработных на социальные рабочие места;
3) направляют безработных с их согласия на общественные работы;
4) направляют безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройству;
5) устанавливают квоты для трудоустройства лиц, состоящих на учете служб пробации или освобожденных из мест лишения свободы. При этом в списочной численности работников направляющей стороны не учитываются работники, привлекаемые для работы в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.
Учитывая изложенное, проблемы по трудоустройству лиц и оказании социально-правовой помощи в отношении лиц которых применяется пробация будут решатся в рамках Социально-ориентированного проекта "Жизнь с чистого листа", который реализуется при поддержки "Центра поддержки гражданских инициатив" Данный проект предусматривает открытие Центра социально-правовой помощи. в Службе пробации Мунайлинского района.
Центр социально-правовой помощи создается в целях претворения в жизнь созидательного потенциала Основного закона страны (п.1 ст.1, п.3 ст.13, п.2 ст.14, п.1 ст.24 Конституции Республики Казахстан), недопущению увелечинию протестной массы в регионе и вовличению нетрудоустроенных лиц из числа спецконтингента в незаконные протестные акции и иные неконструктивные формы активности граждан.
ОФ "ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА"