Общие условия назначения и проведения прокурорских проверок, анализов и оценки актов по новым правилам

Общие условия назначения и проведения прокурорских проверок, анализов и оценки актов по новым правилам

Как известно, 5 ноября 2022 года принят новый Конституционный закон «О прокуратуре», который возвысил наш статус среди правоохранительных органов и расширил полномочия.

В целях реализации подпункта 22 статьи 9 данного Конституционного закона приказом Генерального Прокурора №32 от 17 января 2023 года утверждены Правила назначения и проведения органами прокуратуры проверок, анализа состояния законности, а также осуществления оценки актов, вступивших в силу (разделены на 4 главы из 58 пунктов).

Этими Правилами определены 4 исчерпывающих основания для назначения прокурорской проверки:

1)поручения Президента;

2)поручения Генерального Прокурора;

3)решения заместителей Генерального Прокурора, Главных военного и транспортного прокуроров, прокуроров областей и городов республиканского значения и столицы, районных, городских, межрайонных, специализированных прокуроров, а также военных прокуроров регионов и гарнизонов, региональных транспортных прокуроров;

4)решения Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее – КПСиСУ), начальников его территориальных органов (в пределах компетенции, установленной Конституционным законом «О прокуратуре», Законом «О государственной правовой статистике и специальных учетах» и другими законодательными актами).

Но здесь необходимо отметить, что проверки по решениям прокуроров, подчиненных Генеральному Прокурору, проводятся исключительно для защиты прав, свобод и законных интересов конкретных лиц и субъектов, разделенных на 5 категорий.  

Первая – это лица, которые не могут самостоятельно осуществлять их защиту. К данной категории относятся лица:

- с ограниченными возможностями, обусловленными отклонением от нормального функционирования организма;

- находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также в специальных организациях и учреждениях, в т.ч. с особым режимом содержания, специальных центрах адаптации и реабилитации;

- с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями);

- признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными и лица, по иным объективным причинам не способные самостоятельно осуществлять защиту своих прав.

Вторая категория – это несовершеннолетние, т.е. лица, не достигшие 18-летнего возраста, включая детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также, находящихся в специальных организациях образования (в т.ч. с особым режимом содержания), центрах адаптации и учебно-воспитательных учреждениях.

К третьей категории отнесен неограниченный круг лиц. Это те случаи, когда массово нарушаются  права группы лиц, количественный состав которых невозможно либо затруднительно заранее определить.

Четвертая категория охватывает лиц, общество и государство, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности страны.

Пятая категория касается субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны госорганов.

При этом проверки прокуроров в деятельности самих субъектов бизнеса назначаются только при наличии поручений Президента или Генерального Прокурора либо по согласованию с ними.

Для согласования такой проверки прокуроры областного уровня должны направить в Генеральную прокуратуру соответствующее ходатайство (решения по ним принимаются в течение 7 рабочих дней, а при истребовании дополнительной информации – в течение 15 рабочих дней).

Основаниями для направления ходатайства могут служить исключительно защита прав и законных интересов вышеуказанных категорий лиц, а также необходимость проведения встречной проверки.

Постановление прокурора о проведении проверки до ее начала подлежит обязательной регистрации в органах КПСиСУ (за исключением проверок, проводимых в рамках УПК, УИК, КоАП, законодательства об исполнительном производстве, в сфере оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности).

Но если ее необходимость вызвана поручениями Президента или Генерального Прокурора, а также в целях предотвращения необратимых последствий (угроза жизни, здоровью человека, законным интересам субъектов бизнеса, интересам общества и государства, массового нарушения правопорядка, социально-экономической стабильности), то регистрация может быть произведена в течение следующего рабочего дня.

Проверки проводятся только теми лицами, которые указаны в постановлении. Их состав, а также предмет и период проверки могут изменяться или дополняться только в случае невозможности оценки состояния законности без этого либо выявления явных нарушений, не отнесенных к предмету или периоду проверки.

Срок проведения прокурорской проверки составляет не более 30 рабочих дней. Но в случае необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом он может быть продлен еще до 30 рабочих дней.

Также в Правилах предусмотрены возможные основания приостановления проверки: в случаях назначения экспертизы (до получения заключения эксперта), при необходимости получения сведений и документов от третьих лиц (до их получения), возникновении обстоятельств, препятствующих проведению проверки (болезнь лица, участвующего в проверке, форс-мажорные обстоятельства, розыск лиц, причастных к предмету проводимой проверки, уклонения субъекта проверки от вручения постановления либо непредоставления доступа на проверяемый объект, совершение процессуальных действий, направление требований о проведении проверки или даче заключения).

В этом случае исчисление срока продолжается со дня возобновления проверки.

При необходимости для дачи заключений к проверке привлекаются специалисты государственных и правоохранительных органов, а также организаций любой формы собственности.

По окончании проверки, как правило, составляется справка о ее результатах и вручается субъекту в течение 5 рабочих дней.

При наличии возражений к справке проверяемый вправе в течение 3 рабочих дней предоставить их письменно.

По результатам проверки принимаются следующие решения:

1) о внесении актов прокурорского надзора (протест, санкция, указание, представление, постановление) и реагирования (ходатайство, заявление (иск), обращение, разъяснение);

2) о проведении совещаний с обсуждением результатов проверки;

3) о направлении информационных писем;

4) о направлении в уполномоченные органы требований о проведении проверки;

5) о передаче материалов для регистрации фактов в ЕРДР;

6) о регистрации материалов в КУИ и иные меры, предусмотренные уголовным законодательством;

7) об инициировании обращения в Конституционный и (или) Верховный суды.

В случаях, не требующих отлагательств, эти решения (за исключением внесения актов надзора и реагирования) могут быть приняты прокурором до завершения проверки.

Кроме того, проверка может быть поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок.

Одним из действенных мер, предусмотренных в Правилах, является право прокурора приостановить акт или действие должностного лица на срок до 3 рабочих дней в целях предотвращения реальной либо потенциальной угрозы жизни и здоровью людей, а также для стабилизации ситуации либо недопущения обострения соцнапряженности.

Постановление о таком решении подлежит незамедлительному исполнению.

Что касается анализа, то он проводится по рапорту прокурора в целях оценки состояния законности по конкретному вопросу либо в сфере правоотношений или законодательства без посещения объектов.

Это делается путем изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, СМИ, материалов уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях, а также иных источников информации.

В рамках проводимого анализа прокурор вправе:

- получать доступ к информации и материалам, связанным с анализируемыми вопросами;

- вызывать и получать пояснения от физических лиц и представителей юридических лиц;

- направлять им, в т.ч. госорганам, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, обязательные для исполнения требования;

- назначать экспертизы.

Запрашиваемая в рамках анализа информация предоставляется в установленный прокурором срок, который не должен быть менее 3 рабочих дней.

Общий срок проведения анализа, как и по проверкам, составляет 30 рабочих дней, который также при необходимости (истребование дополнительных материалов, значительный объем анализа) может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней.

При его проведении:

1) устанавливаются проблемы состояния законности и их влияние на соблюдение прав физических и юридических лиц, а также интересов общества и государства;

2) оценивается деятельность уполномоченных госорганов;

3) предлагаются:

- механизмы устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, способствующих им;

- приоритетные направления в работе для решения системных проблем.

По результатам анализа, которые оформляются в виде справки, может быть инициирована проверка либо приняты иные решения, аналогичные итогам проверок.

Оценка актов, вступивших в силу, как одна из форм прокурорского надзора, осуществляется в ходе анализов, проверок, рассмотрения обращений, а также по поручениям Президента и Генерального Прокурора.

Также она может быть реализована по поручениям заместителя Генерального Прокурора, руководителя самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, органов военной и транспортной прокуратуры и территориальных прокуратур.

Акты и решения государственных органов (за исключением судебных актов), учреждений и иных организаций и их должностных лиц изучаются на предмет соответствия законам, наличия компетенции и полномочий по их принятию, противоречий нормативным правовым актам, в т.ч. вышестоящих уровней, наличия госрегистрации и опубликования в установленном законом порядке (при необходимости).

При установлении таких фактов прокурором приносится протест.

Он направляется тому, кто принял незаконный акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу.

До принятия решения по протесту прокуроры вправе приостановить исполнение опротестованного акта.

Оценка вступивших в законную силу судебных актов по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренным УПК, ГПК, АППК и КоАП.

Начальник Службы по защите общественных интересов

Нурпеисов Сапарбек Айтуович

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×