Судебная реформа, предложенная Президентом Казахстана, укрепит защиту прав человека

Судебная реформа, предложенная Президентом Казахстана, укрепит защиту прав человека

Сегодня общество поддерживает важность поставленных Президентом Казахстана задач по реформированию судебной системы, ее трансформации, более эффективной защите прав человека и противодействию коррупции, построению Нового Справедливого Казахстана, того чего ждет общество. Соблюдение международных пактов в области прав человека, основных принципов Конституции Казахстана, обеспечение справедливого и законного судопроизводства, уход от двойных стандартов, «замыливания глаз» – вот основная задача. Суд должен по Конституции осуществлять правосудие, то есть рассматривать судебные дела и не касаться отбора кадров, ее подготовки и т.д.  Этим всем должен заниматься специальный орган при Президенте – Высший судебный совет. Глава государства в Послании от 1 сентября т.г. отметил, что многие позиции председателей судов будут преобразованы в судейские должности. Для обеспечения равного статуса судей со снижением их зависимости о председателей судов предлагается упразднить должности председателя районного мало составного суда с введением должности старшего судьи. Председатели судов должны все избираться, нравится кому-то или нет. Авторитаризм, запугивание судей, коррупция, потеря независимости судей имеют место быть. На них сверху все время давят, держат в страхе, что недопустимо. Необходимо обеспечить верховенство права и качество отправления правосудия. Для этого требуется срочное обновление и оздоровление судейского корпуса. Судьи должны быть высококвалифицированными, честными и неподкупными. В первую очередь, предстоит обеспечить равный статус всех судей, снизив их зависимость от вышестоящих коллег. Необходимо  применить выборные механизмы при отборе самими судьями кандидатур на должности председателей судов и председателей судебных коллегий. Важен Указ Президента РК от 8 сентября 2022 года № 1002 «О мерах по модернизации судебного администрирования». Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (аппарата Верховного Суда) преобразован в Судебную администрацию с территориальными подразделениями в областях, столице и городах республиканского значения.  В Сенате обсуждается важный законопроект о реформе судебной системы. В честности, Сенат предложил, чтобы в пленарных заседаниях областного суда принимали участие судьи областного суда. В полномочие судей входит отправление правосудие, в их полномочия не должны входить несвойственные для судей полномочия. Поэтому предлагается исключить из полномочий внесений представлений об освобождении руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городе республиканского значения и столице. Контроль за территориальными подразделениями уполномоченного органа должен осуществляться Судебной администрацией. Необходимо усилить роль и статус Высшего судебного совета ( ВСС) в качестве полноценного института с четкими кадровыми функциями, начиная с отбора всех уровней, с передачей в его ведение вопросов приостановления и прекращения полномочий действующих судей. Поправкой предусматривается исключение из перечня полномочий Председателя Верховного Суда полномочие по внесению представления о прекращении полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей судов республики. Данное полномочие передается в ведение ВСС. Соответствующая поправка отражена в статье 34 Конституционного закона. К сожалению, Верховный суд еще «цепляется» за старое, за давление судей посредством некоторых институтов, ка Комиссия по качеству (аттестационная комиссия), но эти вопросы еще обсуждаются в Сенате. Материалы ОРД должны быть использованы только в качестве доказательства по уголовному делу в отношении судьи, но не для привлечения его к дисциплинарной ответственности.  Пленарные заседания по сути стали фикцией, прикрытием для оформления уже принятых решений – от этого надо уходить считают некоторые эксперты. В системе медиации есть перекос, перебор. Куда «ни плюнь везде медиаторы а толку» также считают эксперты. Люди не хотят идти туда и платить такие сумасшедшие деньги при зарплате в 100-150 тыс, а идут в суд. Академия правосудия должна повысить эффективность своей работы. Онлайн-процессы по уголовным делам надо прекратить. Справедливость и равенство, борьба с коррупцией и непотизмом – вот ориентиры «Нового Казахстана» и «Второй Республики».

Сейчас главным органом в этой области является – Высший Судебный Совет, который в соответствии с Законом, является независимым государственным учреждением, подчиненным только  Главе государства и создаваемым в целях гарантий, именно, подчеркну гарантий - независимости судей и их неприкосновенности.  Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности. Чего пока не наблюдается. Совет: принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей и другие задачи, рассматривает обращения судей об обжаловании решений Судебного жюри и Комиссии по качеству правосудия; организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями, вырабатывает и вносит Президенту рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства Республики Казахстан. К органам Высшего судебного совета относятся: - Комиссия по конкурсному отбору судей; - Судебное жюри» - Комиссия по кадровому резерву; - Экспертно-консультативная комиссия, - Квалификационная комиссия. Деятельность этого органа строится на принципах прозрачности и объективности, с широким применением современных HR-инструментов и активным привлечением представителей юридической общественности. Однако, по сей день отбор судейских кадров проводится непрозрачно, необъективно. Отсюда и недоверие народа к судебной системе, недовольство кадрами. Юридическим сообществом, да и самими действующими судьями неоднократно, на протяжении длительного времени вносились предложения по совершенствованию отбора кадров на должность судьи в направлении прозрачности, а именно: должны вывешиваться на сайте баллы каждого кандидата пофамильно по каждой сданной экзаменационной категории (эссе, кейсовые задачи, тесты, собеседование), чтобы граждане знали, почему тот или иной кандидат прошел, а другой нет.  На словах, в целях дальнейшего совершенствования работы Совета проводится работа по расширению участия представителей юридической общественности, но несмотря на это имеется множество вопросов к отбору судейских кадров у наших граждан. К примеру, Верховным судом практикуется такая процедура как откомандирование действующего судьи в равнозначный суд, где он засиживается несколько лет, минуя конкурс в Высшем судебном совете. Другой пример, когда судей с региона командируют в районный суд столицы на основании представления Председателя Верховного суда. Эксперты считают, что все без исключения кандидаты на вакантную должность должны иметь равные права и участвовать в конкурсе Высшего Судебного совета.  Необходимо обратить внимание общественности на конфликт интересов между функциями Высшего судебного совета и Верховного суда. Все, что касается вопросов кадрового обеспечения судов, экзаменов для кандидатов на должность судьи, а также аттестации - должно относиться к компетенции Высшего судебного совета.

Верховный суд должен заниматься только отправлением правосудия, а не находить лазейки для оказания давления на нижестоящих судей путем проведения аттестации, как это происходит в последние 3-4 года. Отсюда и субъективизм при подсчете баллов при аттестации, озвучивание ставок для успешного прохождения аттестации. Имеются факты, когда судью, набравшего проходной балл по аттестации, признают не соответствующим занимающей должности и понижают, - отправляя из города работать в регион, а судью, не набравшего проходной балл, - оставляют в этом же городе, переводя его в равнозначный суд, сменив специализацию. Поэтому, в целях объективности, чтобы не было лазеек для «своих» и возможности избавиться от «неугодных», - Комиссия по качеству правосудия при Верховном суде, которая занимается оценкой работы судей, то есть аттестацией, - должна быть передана в подведомственность Высшего судебного совета. 

Все эти судебные реформы, предложенные президентом Казахстана, как раз и направлены на то, чтобы повысить эффективность защиты конституционных прав казахстанцев, снизить недоверие к судебной системе, бороться с коррупцией во всех ее проявлениях и приблизить работу судебной системы к международным стандартам.

Марат Башимов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×