Судебная реформа, предложенная Президентом Казахстана, укрепит защиту прав человека
Сегодня общество поддерживает важность поставленных Президентом Казахстана задач по реформированию судебной системы, ее трансформации, более эффективной защите прав человека и противодействию коррупции, построению Нового Справедливого Казахстана, того чего ждет общество. Соблюдение международных пактов в области прав человека, основных принципов Конституции Казахстана, обеспечение справедливого и законного судопроизводства, уход от двойных стандартов, «замыливания глаз» – вот основная задача. Суд должен по Конституции осуществлять правосудие, то есть рассматривать судебные дела и не касаться отбора кадров, ее подготовки и т.д. Этим всем должен заниматься специальный орган при Президенте – Высший судебный совет. Глава государства в Послании от 1 сентября т.г. отметил, что многие позиции председателей судов будут преобразованы в судейские должности. Для обеспечения равного статуса судей со снижением их зависимости о председателей судов предлагается упразднить должности председателя районного мало составного суда с введением должности старшего судьи. Председатели судов должны все избираться, нравится кому-то или нет. Авторитаризм, запугивание судей, коррупция, потеря независимости судей имеют место быть. На них сверху все время давят, держат в страхе, что недопустимо. Необходимо обеспечить верховенство права и качество отправления правосудия. Для этого требуется срочное обновление и оздоровление судейского корпуса. Судьи должны быть высококвалифицированными, честными и неподкупными. В первую очередь, предстоит обеспечить равный статус всех судей, снизив их зависимость от вышестоящих коллег. Необходимо применить выборные механизмы при отборе самими судьями кандидатур на должности председателей судов и председателей судебных коллегий. Важен Указ Президента РК от 8 сентября 2022 года № 1002 «О мерах по модернизации судебного администрирования». Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (аппарата Верховного Суда) преобразован в Судебную администрацию с территориальными подразделениями в областях, столице и городах республиканского значения. В Сенате обсуждается важный законопроект о реформе судебной системы. В честности, Сенат предложил, чтобы в пленарных заседаниях областного суда принимали участие судьи областного суда. В полномочие судей входит отправление правосудие, в их полномочия не должны входить несвойственные для судей полномочия. Поэтому предлагается исключить из полномочий внесений представлений об освобождении руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городе республиканского значения и столице. Контроль за территориальными подразделениями уполномоченного органа должен осуществляться Судебной администрацией. Необходимо усилить роль и статус Высшего судебного совета ( ВСС) в качестве полноценного института с четкими кадровыми функциями, начиная с отбора всех уровней, с передачей в его ведение вопросов приостановления и прекращения полномочий действующих судей. Поправкой предусматривается исключение из перечня полномочий Председателя Верховного Суда полномочие по внесению представления о прекращении полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей судов республики. Данное полномочие передается в ведение ВСС. Соответствующая поправка отражена в статье 34 Конституционного закона. К сожалению, Верховный суд еще «цепляется» за старое, за давление судей посредством некоторых институтов, ка Комиссия по качеству (аттестационная комиссия), но эти вопросы еще обсуждаются в Сенате. Материалы ОРД должны быть использованы только в качестве доказательства по уголовному делу в отношении судьи, но не для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Пленарные заседания по сути стали фикцией, прикрытием для оформления уже принятых решений – от этого надо уходить считают некоторые эксперты. В системе медиации есть перекос, перебор. Куда «ни плюнь везде медиаторы а толку» также считают эксперты. Люди не хотят идти туда и платить такие сумасшедшие деньги при зарплате в 100-150 тыс, а идут в суд. Академия правосудия должна повысить эффективность своей работы. Онлайн-процессы по уголовным делам надо прекратить. Справедливость и равенство, борьба с коррупцией и непотизмом – вот ориентиры «Нового Казахстана» и «Второй Республики».
Сейчас главным органом в этой области является – Высший Судебный Совет, который в соответствии с Законом, является независимым государственным учреждением, подчиненным только Главе государства и создаваемым в целях гарантий, именно, подчеркну гарантий - независимости судей и их неприкосновенности. Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности. Чего пока не наблюдается. Совет: принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей и другие задачи, рассматривает обращения судей об обжаловании решений Судебного жюри и Комиссии по качеству правосудия; организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями, вырабатывает и вносит Президенту рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства Республики Казахстан. К органам Высшего судебного совета относятся: - Комиссия по конкурсному отбору судей; - Судебное жюри» - Комиссия по кадровому резерву; - Экспертно-консультативная комиссия, - Квалификационная комиссия. Деятельность этого органа строится на принципах прозрачности и объективности, с широким применением современных HR-инструментов и активным привлечением представителей юридической общественности. Однако, по сей день отбор судейских кадров проводится непрозрачно, необъективно. Отсюда и недоверие народа к судебной системе, недовольство кадрами. Юридическим сообществом, да и самими действующими судьями неоднократно, на протяжении длительного времени вносились предложения по совершенствованию отбора кадров на должность судьи в направлении прозрачности, а именно: должны вывешиваться на сайте баллы каждого кандидата пофамильно по каждой сданной экзаменационной категории (эссе, кейсовые задачи, тесты, собеседование), чтобы граждане знали, почему тот или иной кандидат прошел, а другой нет. На словах, в целях дальнейшего совершенствования работы Совета проводится работа по расширению участия представителей юридической общественности, но несмотря на это имеется множество вопросов к отбору судейских кадров у наших граждан. К примеру, Верховным судом практикуется такая процедура как откомандирование действующего судьи в равнозначный суд, где он засиживается несколько лет, минуя конкурс в Высшем судебном совете. Другой пример, когда судей с региона командируют в районный суд столицы на основании представления Председателя Верховного суда. Эксперты считают, что все без исключения кандидаты на вакантную должность должны иметь равные права и участвовать в конкурсе Высшего Судебного совета. Необходимо обратить внимание общественности на конфликт интересов между функциями Высшего судебного совета и Верховного суда. Все, что касается вопросов кадрового обеспечения судов, экзаменов для кандидатов на должность судьи, а также аттестации - должно относиться к компетенции Высшего судебного совета.
Верховный суд должен заниматься только отправлением правосудия, а не находить лазейки для оказания давления на нижестоящих судей путем проведения аттестации, как это происходит в последние 3-4 года. Отсюда и субъективизм при подсчете баллов при аттестации, озвучивание ставок для успешного прохождения аттестации. Имеются факты, когда судью, набравшего проходной балл по аттестации, признают не соответствующим занимающей должности и понижают, - отправляя из города работать в регион, а судью, не набравшего проходной балл, - оставляют в этом же городе, переводя его в равнозначный суд, сменив специализацию. Поэтому, в целях объективности, чтобы не было лазеек для «своих» и возможности избавиться от «неугодных», - Комиссия по качеству правосудия при Верховном суде, которая занимается оценкой работы судей, то есть аттестацией, - должна быть передана в подведомственность Высшего судебного совета.
Все эти судебные реформы, предложенные президентом Казахстана, как раз и направлены на то, чтобы повысить эффективность защиты конституционных прав казахстанцев, снизить недоверие к судебной системе, бороться с коррупцией во всех ее проявлениях и приблизить работу судебной системы к международным стандартам.
Марат Башимов