Общественные институты по отбору кадров в судах должны быть усилены.
1 сентября будет Послание Президента народу Казахстана. Глава государства подчеркивал, что важным критерием правового государства является беспристрастное и справедливое правосудие. На VIII Съезде судей Казахстана он обозначил ряд приоритетов по реформированию судебной системы. Это - усиление ответственности судей, повышение профессиональной квалификации, обеспечение справедливого правосудия и повышение уровня доверия граждан к судебной власти. От Послания к Посланию Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев останавливается на проблемах взаимодействия государства и гражданского общества. Глава государства постоянно подчеркивает необходимость реформирования судебной системы и прозрачности отбора судей. Сейчас главным органом в этой области является – Высший Судебный Совет, который в соответствии с Законом, является независимым государственным органом, подчиненным только Президенту и создаваемым в целях гарантий независимости самих судей и их неприкосновенности. Высший судебный совет должен осуществлять свою деятельность на основе таких принципов – как независимость от всех госорганов, в том числе от Верховного суда, гласности, то есть открытости и прозрачности всех процессов отбора судей, а также беспристрастности. Однако, реально, по сей день вопрос стоит о необходимости прозрачного и объективного отбора судей. Юридическим сообществом, да и самими действующими судьями на протяжении длительного времени вносились простые и понятные предложения по отбору кадров, а именно: должны вывешиваться на сайте баллы каждого кандидата пофамильно по каждой сданной экзаменационной категории (эссе, кейсовые задачи, тесты, собеседование), чтобы граждане знали, почему тот или иной кандидат прошел, а другой нет. И тогда все встает на свои места и будет понятно, кто достоин быть судьей, а кто нет. И здесь важным является работа созданных Общественных советов по взаимодействию с судами, чья деятельность вносит свой посильный вклад в отбор судей. Это институт взаимодействия государства и гражданского общества возник в силу потребности более детального изучения личностей кандидатов и судей, не на бумаге, а посредством собеседования, изучения их моральных качеств. Конечно, это сложно. Но это один из необходимых правозащитных механизмов для объективного рассмотрения на исключительно важные конституционные должности людей, отправляющих правосудие. Он не может решить проблемы судебной системы, но повторюсь – один из многих институтов, ставящих заслон коррупции и его необходимо поддерживать и усиливать его полномочия. В соответствии с подпунктом 16) пункта 3 статьи 3 Закона «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», пунктом 26, подпунктом 4) пункта 27 Правил формирования и организации работы с кадровым резервом список кандидатов, допущенных к процедурам оценки и отбора для зачисления в кадровый резерв, рассматриваются Советом по взаимодействию с судами. Судьям и кандидатам, изъявившим желания участвовать в конкурсе, объявляемым Высшим Судебным Советом Республики Казахстан на занятие вакантных должностей председателей и судей районных и приравненных к ним судов, председателей судебных коллегий и судей областных и приравненных к ним судов, также необходимо получить соответствующее заключение Совета по взаимодействию с судами. Надо указать, что в большинстве своем, поскольку в составы советов входят независимые представители гражданского общества, неправительственных организаций, партий, профсоюзов, средств массовой информации, то и обсуждение идет вполне объективно. По Общественному Совету по взаимодействию с судами столицы могу сказать, что туда входят на самом деле независимые люди, имеющие свою точку зрения, жизненный опыт и моральные принципы. Руководит советом Мурат Нурабаев и не было такого, чтобы он оказывал какое-либо давление или продвигал кого-то. Все объективно. Проводили все очно, судьи кандидаты приходили всегда и только в период сильной пандемии коронавируса шло через зум. Сколько раз было, что Совет давал отрицательные заключения, характеристики на судей и кандидатов. Пленарные заседание где-то прислушивались, а где-то нет. Несколько раз сам выступал вместо заболевших председателей Общественных советов. Отстаивал решения, совета, выступающего за объективное назначение судей, без непотизма, протекционизма, трайбализма, коррупции, против решения председателя городского суда. Были случаи назначения судей вразрез даже закона. К примеру, на высокие должности назначали детей, жен высокопоставленных сотрудников, а Совет был против, при том решения Совета носят рекомендательный характер. Поскольку идет судебная реформа, поэтому необходимо внести норму, что на отрицательные заключения Общественного совета по взаимодействию с судами – нужно мотивированное заключение пленарного заседания областного суда или городских судов столицы, Алматы и Шымкента. Заранее объявлять и все заседания проводить публично, чтобы все видели, как отвечают на вопросы кандидаты на должность судей. В общем, все должно быть прозрачно и открыто. А что скрывать?
Этот важный институт взаимодействия государственных институтов с гражданским обществом надо поддерживать и укреплять, тогда и будут у нас справедливые и честные судьи, объективное рассмотрение дел, более эффективная защиты конституционных прав наших граждан и подлинная дорога к «Жана Казахстану».
Член ОС суда г. Нур-Султан, директор экспертного Института Европейского права и прав человека, профессор Марат Башимов