РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ - ГЛАВНЫЙ ФУНДАМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ - ГЛАВНЫЙ ФУНДАМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ

РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ - ГЛАВНЫЙ ФУНДАМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ

За последние 5 лет в Узбекистане под руководством Президента Ш.Мирзиеева достигнуты беспрецедентные результаты как во внутренней, так и внешней политике.

Одно из центральных мест среди проводимых реформ в Узбекистане занимают вопросы развития трудовых отношений и рынка труда, направленные на повышение качества жизни населения и обеспечение интересов человека, что соответствует целям ООН в области устойчивого развития.

В данном контексте необходимо отметить, что ключевыми индикаторами развития общества и государства стали фундаментальные изменения в государственном управлении Узбекистана, которые характеризуют последовательность, системность, эффективность и своевременность реализованных мер в сфере труда.

Первое – прочное установление принципа Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Это позволило всем государственным органам работать в условиях приоритетности интересов граждан

 Второеоткрытость государственных органов. Мы на деле показали, что именно благодаря открытости представители гражданского общества и мирового сообщества смогли не только получать всю необходимую информацию, реализовывать различные проекты, но и наладить прямые контакты, что чрезвычайно важно в быстро меняющемся современном мире. 

Третьетрансформация модели развития общества, в котором принцип «общество – инициатор реформ» становится главной движущей силой нашего демократического обновления и развития. Эти ключевые факторы способствовали коренному совершенствованию всех сфер, в том числе рынка труда и трудовых отношений в целом и играют неоценимую роль в построении фундамента Третьего Ренессанса в условиях Нового Узбекистана.

Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев подчеркнул, что «За короткое время в нашей стране не осталось ни одной сферы и отрасли, города и района, села и махалли, куда не пришло бы дыхание обновления».

Благодаря политической воле Главы государства удалось достичь конкретных результатов по обеспечению прав человека и их гарантий, а также искоренению принудительного, в том числе детского труда. Реализованные меры в сфере трудовых отношений уже стали образцовыми для мирового сообщества.

10 марта 2022 года международная коалиция «Cotton Campaign» официально объявила об отмене «хлопкового бойкота» в отношении Узбекистана.

Руководство Коалиции отметило, что «это историческое достижение является результатом лидерства Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева по инициированию и реализации реформ по искоренению принудительного труда и развитию хлопководства.  

Многие авторитетные международные неправительственные  организации, в том числе «Хьюман Райтс Вотч», «Американская ассоциация производителей одежды и обуви», «Ассоциация индустрии моды США» и ряд других организаций положительно отозвались об искоренении детского и принудительного труда и призвали международные бренды к сотрудничеству с производителями узбекской текстильной продукции.

В свою очередь отмена бойкота в отношении узбекского хлопка служит созданию миллионов новых рабочих мест, особенно в сельской местности, а также привлечению иностранных инвестиций в текстильную отрасль республики и расширению экспортного потенциала Узбекистана.

Говоря о достигнутых результатов, могу сказать, что, в 2016 году был полностью искоренён системный детский труд. Исходя из этого, Европарламент ратифицировал включение текстильного протокола в договор о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Узбекистаном. Документ предусматривает отмену количественных ограничений и снижение таможенных платежей при ввозе в страны Европейского союза трех тысячи наименований узбекских текстильных товаров. В рамках статуса GSP таможенные ставки на текстильную продукцию из Узбекистана были снижены и варьировались от 4 до 12%.

Следует отметить, что в 2019 году экспорт узбекской текстильной продукции в страны ЕС составлял 56,7 млн долларов, в 2020 году74,1 млн долларов (+36,4%), а по итогам 2021 года – более 141,8 млн  долл.
(в 2,5 раза больше по сравнению с 2016 годом).

В отчете Минтруда США за 2019 год Узбекистану была дана оценка умеренного прогресса в искоренении наихудших форм эксплуатации детского труда. Затем статус был повышен до второй категории.

В октябре 2020 года Торговой организацией США (USTR) принято решение о завершении работ по пересмотру соответствия Узбекистана критериям обеспечения трудовых прав в соответствии с Генеральной системой преференций США (GSP). В результате узбекский хлопок был удален из списка под названием «Список товаров, производимых детским трудом или принудительным трудом».

Наряду с этим, в декабре 2020 года Еврокомиссией проведен анализ, на основании которого сделан вывод о соответствии Узбекистана критериям участия в GSP+. В апреле 2021 года для Узбекистана вступила в силу специальная система преференций Европейского союза (ЕС) для устойчивого развития и эффективного управления (GSP+).

В 2021 году Узбекистан также улучшил свои позиции в докладе США о торговле людьми, получив вторую категорию.

Достигнутые успехи – это результат широкомасштабных системных реформ в сфере трудовых отношений, которые реализованы в таких направлениях, как: 1) укрепление законодательной и организационно-правовой базы; 2) имплементация международных стандартов;
3) реформирование сельского хозяйства; 4) развитие институциональных основ; 4) проведение системных мониторингов и исследований;
5)  активизация сотрудничества с гражданским обществом и профильными международными организациями.

Совершенствование национального законодательства. На национальном уровне в период 2019-2021 годов были приняты 32 нормативно-правовых акта, ратифицирован ряд конвенций и протоколов Международной организации труда и Международной организации миграции.  Только в 2021 году приняты 16 нормативно-правовых актов в данном направлении, среди которых 4 закона, указа, постановления Президента, постановлений Правительства Республики Узбекистан.

Одним из наиболее эффективных мер стало усиление уголовной ответственности за использование детского и принудительного труда. Таким образом, наша страна привела национальное законодательство в соответствие с Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде.

Кроме того, с учетом международного опыта и в целях совершенствования национального законодательства принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.

В целях создания благоприятных условий для граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность в зарубежных странах, принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О частных агентствах занятости».

С учетом международных стандартов Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан разработан и одобрен Трудовой кодекс в новой редакции, который призван защищать интересы работников, обеспечив им полную и своевременную выплату заработной платы, создать благоприятные условия и режим труда и, самое главное, эффективную защиту их прав в случае нарушения.

В результате усиления уголовного наказания за принудительный труд, полностью избавлено от этого негативного явления. Кроме того, внедрены международные стандарты, укреплена нормативная база и система прав человека в целом.

Узбекистан активно участвует в кампании, посвященной столетию МОТ за ратификацию международных трудовых норм. Мы гордимся тем, что республика ежегодно ратифицирует в среднем по 2 конвенции МОТ. К сегодняшнему дню республикой уже ратифицированы 19 конвенций МОТ, включая основополагающих и директивных конвенций.

Развитие организационно-институциональной базы. В Узбекистане особое внимание уделяется развитию институциональных основ по противодействию торговле людьми и принудительному труду.

С 2019 года эффективно функционирует Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду, которая координирует деятельность всех министерств и ведомств в этом направлении, а также осуществляет системную работу с представителями гражданского общества и международных организаций. Важно отметить, что создание Национальной и территориальных комиссий по противодействию торговле людьми и принудительному труду, а также учреждение института Национального докладчика по данным вопросам позволяет вести комплексную, скоординированную и действенную работу на национальном и местном уровнях.

Национальная комиссия собирается ежеквартально и принимает комплексные меры по совершенствованию деятельности соответствующих министерств и ведомств, укреплению взаимодействия с гражданским обществом, в том числе с зарубежными партнерами. При этом учитываются все рекомендации международных партнёров и представителей гражданского общества.

Минзанятости со своими территориальными управлениями и специализированными учреждениями неустанно принимает все необходимые меры для улучшения трудовых отношений в республике. Правоохранительные органы, исходя из своих задач, профессионально выполняют задачи по недопущению ущемления прав человека, в частности в сфере труда.

Системные меры осуществляются в сельскохозяйственном секторе в рамках Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. Приоритетное значение уделяется созданию благоприятной среды для агробизнеса, повышению его инвестиционной привлекательности, широкому внедрению рыночных принципов, а также механизации труда.

В 2021 году принято более 30 нормативно-правовых актов в данной сфере.

Беспрецедентным шагом стало развитие кластерной системы, что направлено на формирование единой цепи, объединяющей все процессы производства готовой продукции – от выращивания сырья до его переработки и изготовления конечного продукта.

Ведется активная работа по механизации процесса выращивания и сбора хлопка. За счет использования хлопкоуборочных машин собрано около 12% хлопка-сырца (в 2020 году – 8,5%).

Решением Президента в ближайшие три года ввозимые хлопкоуборочные комбайны и запасные части к ним освобождены от уплаты таможенных пошлин и утилизационного сбора.

Отдельное внимание уделяется оплате труда сборщиков хлопка. Размер оплаты за 1 кг собранного вручную хлопка-сырца 2021 году повышен почти в 10 раз по сравнению с 2015 годом.

Данные меры способствует укреплению системы защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также для полного искоренения принудительного труда во всех его проявлениях.

Результаты мониторинга. С 2015 года Международной организацией труда проводится Мониторинг третьей стороны по недопушению детского и принудительного труда в хлопковом секторе.

В первые годы деятельности (2015-2017 годы) Мониторинг третьей стороны проводился исключительно международными экспертами. С 2018 года он стал поэтапно переходить к правозащитникам, а в 2021 году мониторинг полностью проведён самими правозащитниками по методологии МОТ.

В 2021 году для проведения данного мероприятия были привлечены 17 правозащитников, которые провели опрос среди 11 тысяч лиц. Среди них фермеры, бригадиры, представители гражданского общества и сборщики.

Согласно его результатам, в Узбекистане в течение 5 лет наблюдается отсутствие системного принудительного труда.

Представители МОТ особо подчеркнули, что “по результатам мониторинга в 2021 году Узбекистан достиг прекращения систематического использования принудительного и детского труда при сборе хлопка, а также опыт страны по внедрению международных стандартов в данной сфере является образцом для мирового сообщества.

Как отметил Гендиректор МОТ Г.Райдер, спустя 7 лет доклад МОТ этого года показал, что узбекский хлопок свободен от детского и принудительного труда. В настоящее время у Узбекистана есть возможность реализовать свою цель продвижения вверх по цепочке создания стоимости и организации миллионов достойных рабочих мест на полный рабочий день в текстильном и швейном производстве.

Кроме мониторинга третьей стороны МОТ, ежегодно осуществляется Национальный мониторинг профсоюзов Узбекистана, мониторинг Инспекции труда. Более того, решением председателя Сената Олий Мажлиса установлен также парламентский контроль.

В ходе национального мониторинга и парламентского контроля не было выявлено случаев детского и принудительного труда.

В хлопкоуборочном сезоне Инспекцией труда были привлечены к административной ответственности 62 должностных лиц за правонарушения трудового законодательства. Из них 5 должностных лиц привлечены к административной ответственности за допущение принудительного труда.

Создана уникальная система международного сотрудничества. Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду как постоянно действующая площадка на регулярной основе принимает комплексные меры по укреплению взаимодействия с зарубежными партнерами, такими как МОТ, Всемирный банк, МФК, МОМ, УНП ООН, Госдепартамент и Минтруд США, а также с коалицией «Cotton Campaign» и др.       На сегодняшний день успешно реализованы планы комплексных мер, разработанные на основании рекомендаций Международной организации труда, Госдепартамента и Минтруда США, а также коалиции «Cotton Campaign» по вопросам противодействия торговле людьми, принудительному труду и обеспечения прав трудящихся. В этом направлении ключевую роль играет Международная организация труда, которая на протяжении последних лет всемерно поддерживает демократические реформы в Узбекистане и реализует совместные комплексные меры по развитию трудовых отношений.  Узбекистан рассматривает Международную организацию труда в качестве одного из своих ключевых партнёров на международной арене и придаёт большое значение развитию всесторонних и взаимовыгодных отношений.

На протяжении последних 10 лет с Международной организацией труда проводится плодотворная работа в таких сферах, как борьба с принудительным трудом, мониторинг соблюдения трудовых прав, а также имплементация международных стандартов в область трудовых отношений.

Узбекистан – страна с высокой демографической нагрузкой
на рынок труда. В настоящее время численность трудоспособного населения составляет около 20 млн чел., численность занятых – 15 млн чел., нуждающихся в работе – 1 млн 300 тысяч чел. Ежегодно более 500 тысяч молодых людей вступают во взрослую жизнь и нуждаются в трудоустройстве.

В качестве эффективного решения этого вопроса Узбекистаном при поддержке Международной организации труда разрабатывается Национальная стратегия занятости.

Как известно, центральное место в повестке дня   Международной организации труда на протяжении всей своей столетней деятельности занимал и продолжает занимать достойный труд. Но только в последних декадах нынешнего века данный вопрос приобрел всеобъемлющий, глобальный характер. Это больше связано с ростом масштабной потребности государств и обществ в обеспечении граждан трудом, их социальной защите во всем мире. 

  В таких условиях именно действия государств и международных организаций по принципам достойного труда на всех уровнях – государственном, региональном и глобальном откроют новые стратегические возможности и эффективно решат существующие проблемы в сфере рынка труда и трудовых отношений.    

Более того, экономические, социальные, продовольственные проблемы непосредственно связаны с созданными условиями достойного труда. Когда в государстве не обеспечивается достойный труд, то граждане сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, бедностью, неравенством и социальной напряженностью.

В то же время укрепление системы достойного труда представляет актуальность не только для Узбекистана, но и всего мирового сообщества.

Согласно оценкам Международной организации труда, в 2022 году число безработных в мире вырастет до 207 млн, что на 21 млн больше, чем в докризисном 2019 году, а ущерб рынкам труда от пандемии может стать необратимым. Последствия пандемии для рынков труда ощущаются во всех регионах планеты. Тяжелые последствия пандемии были для занятости женщин, и есть большая вероятность, что они будут ощущаться в течение ближайших лет.

Для решения данного вопроса, а также в целях выработки новых подходов и возможностей Узбекистан активно работает с Международной организацией труда, с которой в последние годы двухсторонние отношения вышли на абсолютно новый уровень развития.

В этом направлении первая крупная программа Страновая программа по достойному труду на 2014-2016 годы, которая продлевалась до 2020 года была успешна и в полном объеме реализована, а в 2021 году стороны подписали Страновую программу по достойному труду на 2021-2025 годы. Важно отметить, что Узбекистан является одной из первых стран, разработавших Страновую программу с учетом новых требований, предъявляемых реформой системы ООН.

В новой Страновой программе особое внимание уделено решению таких стратегических вопросов, как:  1) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей трудовые отношения; 2) расширение возможностей занятости и достойного труда; 3) расширение доступа наиболее уязвимых групп населения к качественному и инклюзивному обучению и социальной защите; 4) укрепление социального диалога и институционального потенциала социальных партнеров.

Эти ключевые индикаторы достойного труда в перспективе будут способствовать развитию экономических возможностей, обеспечению занятости населения, созданию миллионов новых рабочих мест, а самое главное – устойчивому развитию общества и государства.

Кроме того, эти вопросы нашли отражение в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Этот документ включает практически все стандарты прав человека и достойного труда.

Узбекистан с международными партнерами также работает над внедрением международных стандартов в сфере трудовых отношений «Better Work» и «BCI». В конце 2021 г. Узбекистан обратился к МОТ и Всемирному банку для рассмотрения возможности оказать содействие в реализации «Better Work» и получил положительный ответ.

Таким образом, необходимо отметить, что реализуемые конкретные меры в области обеспечения прав человека, создания достойных условий труда, совершенствования трудовых отношений заложили прочный фундамент построения Третьего Ренессанса в Новом Узбекистане. 

Т.Нарбаева,

Председатель Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан,

Председатель Национальной комиссии

по противодействию торговле людьми и принудительному труду

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×